Главная - Народные баллады - Героико-исторические народные баллады


Героико-исторические народные баллады

героико-исторические народные баллады В  основе  героических  баллад,  имеющих  по  преимуществу  эпическийхарактер, лежат конкретные  исторические  события,  которые  в  большей  илименьшей степени прослеживаются в каждой из них, что и  дает  право  называтьих героико-историческими.       Но не только  исторические  события  лежат  в  основе  сюжетов  такихбаллад. Старинные народные песни не просто дополняют  скупые  факты  историисведениями о событиях, неизвестных хроникам, а дают  яркое  представление  очеловеческих отношениях, о том, как мыслили и  говорили,  что  переживали  ичувствовали далекие предки современных англичан  и  шотландцев.  Из  историичитатели прежде всего узнают, что делали люди, а  из  баллад  –  какими  онибыли. Непосредственно познакомившись  с  помощью  баллад  с  образом  жизни,нравами и обычаями давно ушедших поколений, мы можем лучше понять  сочинениялетописцев.       Героико-исторические  народные   баллады   изображают   войны   междуангличанами  и  шотландцами,  героические  подвиги  в  борьбе  за  личную  инациональную свободу. «Порубежные» баллады сложились  в  пограничной  полосемежду  Англией  и  Шотландией  в  эпоху  частых  столкновений  между   этимистранами. Некоторые баллады могут быть датированы довольно  точно,  так  какони, вероятно, появились вскоре после событий, о которых  повествуют,  уводяслушателей и читателей в XIV столетие.       Такова, например, баллада Битва при  Дерхеме   (Durham  field),  гдерассказывается о том, как король Давид шотландский  захотел  воспользоватьсяотсутствием английского короля, воевавшего во Франции,  и  покорить  Англию;он  собирает  войско,   ведет   его   в   английские   пределы.   Происходиткровопролитная битва  при  Дерхеме  (1346);  шотландцы  разбиты,  король  ихпопадает в плен; его везут в Лондон, и здесь  он  встречается  не  только  санглийский королем Эдуардом, но и с королем  Французским,  которого  взял  вплен Черный принц и также  привез  в  Лондон:  по  представлению  слагателейбаллады, битва при Кресси (смешанная здесь с битвой при Пуатье)  во  Франциии при Дерхеме в северной Англии произошла в один и тот  же  день.  Тенденцияэтой военной баллады выдает ее английское происхождение.       Другой   кровопролитный   эпизод   из    истории    англо-шотландскихстолкновений, относящийся к  1388  году,  запечатлен  с  почти  хроникальнойточностью в балладе Битва при Оттерберне ( The  Battle  of  Otterbourne ).Шотландцы  под  предводительством   удачливого   и   неустрашимого   Дугласасовершают дерзкие набеги на приграничные английские земли. Однажды в  стычкес отрядом англичан, которым командовал Перси, Дуглас захватил боевое  знамя.Перси поклялся отомстить Дугласу и вернуть знамя. Неподалеку  от  Оттербернамежду ними происходит ожесточенное сражение. Как и  в  большинстве  сраженийтакого рода, победителей в нем не было: Дуглас погиб, а Перси попал в  плен.Но в балладе (поскольку она шотландского  происхождения)  утверждается,  чтопобеда осталась за шотландцами.       Широкой известностью (судя по обилию вариантов, в которых  она  дошладо нас) пользовалась баллада Охота у Чевиотских холмов   ( The  Hunting  ofCheviot , в  поздней  редакции  Chevy  Chase ),  главные  действующие  лицабаллады все те же Дуглас и Перси. Последний  охотился  как-то  у  Чевиотскиххолмов, расположенных вдоль  постоянно  менявшейся  линии  англо-шотландскойграницы. Дуглас  посчитал,  что  Перси  вторгся  в  его  владения,  и  решилзащитить свои  права.  Завязалось  очередное  ожесточенное  сражение:  погибДуглас, погиб Перси. Весть о гибели славных героев дошла  до  Лондона  и  доЭдинбурга. Нет больше у шотландцев таких военачальников,  как:  Дуглас ,  - вздохнул  шотландский  король.  Лучше  Перси  не   было   воинов   в   моемкоролевстве ,  - сказал  английский  король.  И,  с  присущей  тем   временамлогикой, собрал войско принадлежности рассказчика, окончательная  военная  иморальная победа утверждалась либо за англичанами, либо за шотландцами.       Наряду с Охотой у Чевиотских холмов в XIV-XV вв.  известны  были  идругие баллады, связанные с пограничной полосой между Англией и  Шотландией;большинство из них посвящено тем  же  кровавым  набегам,  битвам,  борьбе  иносит столь же эпическим характер. Такова, например,  и  Битва  при  Гарло (The bаttle of Наг1аw). В большинстве других исторических баллад имеются  ввиду  события  XV  столетия,  англо-французские  войны,  феодальные   расприанглийских  баронов  и  т.д.  Все  эти  события   подверглись   идеализации,эпическим  обобщениям,  воздействию  традиционного  песенного  предания.   Кнекоторым  из  них  прикрепились  бродячие   эпические   мотивы;   некоторыеподверглись, быть может, даже книжным воздействиям.  В  балладе  ЗавоеваниеФранции королем Генрихом V (Кing Неnrу the  Fifth's  Conquest  of  Fгаnсе),например,  встречается  мотив,  известный  также  из  легенд  об  АлександреМакедонском: французский король не обращает внимания на  угрозы  Генриха  и;чтобы язвительно подчеркнуть молодость и неопытность в  боях,  посылает  емувместо дани три мяча; совершенно то же рассказывается в  псевдокаллисфеновой Александрии   о  царе  Дарии,  который  отправляет  Александру   вместе   сиздевательским письмом несколько детских игрушек.       Какие-то  стычки  между  англичанами   и   шотландцами,   давно   ужесгладившиеся в народной памяти и незначительные  сами  по  себе,  послужили,основой таких баллад, как Кинмонт Билли (Kinmont Billy), Кэтрин  Джонстон (Katherine Johnston), Леди Мейзри (Lady Maisry) и ряда  других.  Глубинныхпричин  столкновений  между  англичанами  и  шотландцами  безымянные  авторыбаллад не касаются, да едва ли они были им понятны.  В  их  сознании  каждоестолкновение имело свою отдельную  и  единственную  причину:  кто-то  забрелпоохотиться не в свой лес, кто-то похитил  невесту,  кто-то  просто  захотел''руку правую потешить и совершил разбойный набег на  недальнего  соседа  ит.д.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Пелагея погрузила зал в транс

News image

11 апреля в «Crocus City Hall» состоялся большой концерт группы «Пелагея» - презентация новой программы «Тропы», основанной на втором альбоме коллек...

Какие фотообои лучше

News image

При слове «фотообои» сегодня у многих всплывают в памяти симпатичные березки, которыми пестрел интерьер каждого второго жилья 70-80-ых годов ушедшег...

Выступления:

News image

Скоморохи

Ансамбль Скоморохи - лауреат премии Ленинградского комсомола (1984), Дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), Дипл...

News image

Музыкальный ансамбль русской песни «Братина»

Музыкальный ансамбль русской песни Братина - это только живая музыка, профессиональные русские музыканты, избравшие делом своей жизни сохранение и...

Интервью:

Хелависа: «Строить творческие планы – глупо. Надо работ

News image

В преддверии презентации сольного акустического альбома Натальи О’Шей, которая состоится 7 декабря в ММДМ, солистка группы «Мельница» дала «Новостям шоу-бизнеса NEWSmusic.ru» эксклюзивное интервью. ...

Читать

Инструменты

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Бубен

News image

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной.

Авторизация



Новые альбомы:

«Кызыл-Москва 2004». Освежаем воспоминания

News image

Только что отгремел фестиваль «Кызыл-Москва 2005», а у почитателей тувинского горлового пения появилась возможность по...

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом.

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам.

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...