В основе героических баллад, имеющих по преимуществу эпическийхарактер, лежат конкретные исторические события, которые в большей илименьшей степени прослеживаются в каждой из них, что и дает право называтьих героико-историческими. Но не только исторические события лежат в основе сюжетов такихбаллад. Старинные народные песни не просто дополняют скупые факты историисведениями о событиях, неизвестных хроникам, а дают яркое представление очеловеческих отношениях, о том, как мыслили и говорили, что переживали ичувствовали далекие предки современных англичан и шотландцев. Из историичитатели прежде всего узнают, что делали люди, а из баллад – какими онибыли. Непосредственно познакомившись с помощью баллад с образом жизни,нравами и обычаями давно ушедших поколений, мы можем лучше понять сочинениялетописцев. Героико-исторические народные баллады изображают войны междуангличанами и шотландцами, героические подвиги в борьбе за личную инациональную свободу. «Порубежные» баллады сложились в пограничной полосемежду Англией и Шотландией в эпоху частых столкновений между этимистранами. Некоторые баллады могут быть датированы довольно точно, так какони, вероятно, появились вскоре после событий, о которых повествуют, уводяслушателей и читателей в XIV столетие. Такова, например, баллада Битва при Дерхеме (Durham field), гдерассказывается о том, как король Давид шотландский захотел воспользоватьсяотсутствием английского короля, воевавшего во Франции, и покорить Англию;он собирает войско, ведет его в английские пределы. Происходиткровопролитная битва при Дерхеме (1346); шотландцы разбиты, король ихпопадает в плен; его везут в Лондон, и здесь он встречается не только санглийский королем Эдуардом, но и с королем Французским, которого взял вплен Черный принц и также привез в Лондон: по представлению слагателейбаллады, битва при Кресси (смешанная здесь с битвой при Пуатье) во Франциии при Дерхеме в северной Англии произошла в один и тот же день. Тенденцияэтой военной баллады выдает ее английское происхождение. Другой кровопролитный эпизод из истории англо-шотландскихстолкновений, относящийся к 1388 году, запечатлен с почти хроникальнойточностью в балладе Битва при Оттерберне ( The Battle of Otterbourne ).Шотландцы под предводительством удачливого и неустрашимого Дугласасовершают дерзкие набеги на приграничные английские земли. Однажды в стычкес отрядом англичан, которым командовал Перси, Дуглас захватил боевое знамя.Перси поклялся отомстить Дугласу и вернуть знамя. Неподалеку от Оттербернамежду ними происходит ожесточенное сражение. Как и в большинстве сраженийтакого рода, победителей в нем не было: Дуглас погиб, а Перси попал в плен.Но в балладе (поскольку она шотландского происхождения) утверждается, чтопобеда осталась за шотландцами. Широкой известностью (судя по обилию вариантов, в которых она дошладо нас) пользовалась баллада Охота у Чевиотских холмов ( The Hunting ofCheviot , в поздней редакции Chevy Chase ), главные действующие лицабаллады все те же Дуглас и Перси. Последний охотился как-то у Чевиотскиххолмов, расположенных вдоль постоянно менявшейся линии англо-шотландскойграницы. Дуглас посчитал, что Перси вторгся в его владения, и решилзащитить свои права. Завязалось очередное ожесточенное сражение: погибДуглас, погиб Перси. Весть о гибели славных героев дошла до Лондона и доЭдинбурга. Нет больше у шотландцев таких военачальников, как: Дуглас , - вздохнул шотландский король. Лучше Перси не было воинов в моемкоролевстве , - сказал английский король. И, с присущей тем временамлогикой, собрал войско принадлежности рассказчика, окончательная военная иморальная победа утверждалась либо за англичанами, либо за шотландцами. Наряду с Охотой у Чевиотских холмов в XIV-XV вв. известны были идругие баллады, связанные с пограничной полосой между Англией и Шотландией;большинство из них посвящено тем же кровавым набегам, битвам, борьбе иносит столь же эпическим характер. Такова, например, и Битва при Гарло (The bаttle of Наг1аw). В большинстве других исторических баллад имеются ввиду события XV столетия, англо-французские войны, феодальные расприанглийских баронов и т.д. Все эти события подверглись идеализации,эпическим обобщениям, воздействию традиционного песенного предания. Кнекоторым из них прикрепились бродячие эпические мотивы; некоторыеподверглись, быть может, даже книжным воздействиям. В балладе ЗавоеваниеФранции королем Генрихом V (Кing Неnrу the Fifth's Conquest of Fгаnсе),например, встречается мотив, известный также из легенд об АлександреМакедонском: французский король не обращает внимания на угрозы Генриха и;чтобы язвительно подчеркнуть молодость и неопытность в боях, посылает емувместо дани три мяча; совершенно то же рассказывается в псевдокаллисфеновой Александрии о царе Дарии, который отправляет Александру вместе сиздевательским письмом несколько детских игрушек. Какие-то стычки между англичанами и шотландцами, давно ужесгладившиеся в народной памяти и незначительные сами по себе, послужили,основой таких баллад, как Кинмонт Билли (Kinmont Billy), Кэтрин Джонстон (Katherine Johnston), Леди Мейзри (Lady Maisry) и ряда других. Глубинныхпричин столкновений между англичанами и шотландцами безымянные авторыбаллад не касаются, да едва ли они были им понятны. В их сознании каждоестолкновение имело свою отдельную и единственную причину: кто-то забрелпоохотиться не в свой лес, кто-то похитил невесту, кто-то просто захотел''руку правую потешить и совершил разбойный набег на недальнего соседа ит.д.