Главная - Народные баллады - Традиции народной баллады в творчестве английских романтиков


Традиции народной баллады в творчестве английских романтиков

традиции народной баллады в творчестве английских романтиков Замечательна  баллада  Смелый Джордж  Кемпбелл (Bonnie  George  Campbell).   Молодой   и   храбрый   юноша отправляется воевать неизвестно зачем и неизвестно куда (впрочем, по  общему настрою баллады не трудно догадаться, что речь идет  все  о  той  же  Англо - шотландской границе) . Но вскоре конь возвращается без седока:             High upon Highlands             And low upon Tay,             Bonnie George Cambell             Rade out on a day.             Saddled and bridled             And gallant rade he;             Hame cam his guid horse,             But never cam he.       Горько рыдает мать, плачет невеста. Но такова уж судьба женщин по обестороны англо-шотландской границы. Этой теме посвящена и  одна  из  наиболеепрославленных шотландских баллад Вдова с границы (A boardeline widow).        К числу  героико-исторических  баллад,  имеющих  эпический  характер,можно  отнести  баллады  о  Робине  Гуде,  которые  пользовались  наибольшейпопулярностью в течении многих столетий. Робин Гуд со своей  дружиной  лихихлюдей, «изгой» - (outlaw) и враг феодалов,  но  друг  и  защитник  бедняков,вдов и сирот, стал любимым народным героем. Он воспет в  большом  количествебаллад, составляющих один из важнейших циклов, который представлен  четырьмядесятками отдельных  произведений,  повествующих  о  различных  приключенияхгероя и его товарищей.       Робин Гуд стоял во главе сотни вольных стрелков, совладать с которымибыли бессильны правительственные отряды. Он со своей  Шайкой  грабил  толькобогатых, щадил и награждал  бедняков,  не  делал  ни  какого  зла  женщинам;деяния и приключения этого человека «вся Британия воспевает в своих  песнях»(«Баллады о Робин Гуде», 1987).       На ранних этапах своего развития баллады  о  Робине  Гуде  не  давалисвязного рассказа о его  жизни;  они  повествовали  лишь  об  отдельных  егоавантюрах.  Большое  место  в  них  занимали   прежде   всего   рассказы   оформировании его дружины. Многие  баллады  основаны  на  несложной  сюжетнойсхеме: какой-нибудь ремесленник, например,  кожевник,  котельщик,  горшечникили лесничий, по повелению короля, шерифа  или  по  собственному  побуждениюпытается захватить Робина Гуда как стоящего «вне  закона»,  дерется  с  ним,но,  испытав  его  силу  и  храбрость,  добровольно,  присоединяется  к  егодружине. Так начинается знакомство и дружба Робина с  самым  верным  из  еготоварищей и помощников  -  «Маленьким  Джоном»  (Little  John),  удальцом  исилачом, прозвище которого - «маленький», «малый»  -  является  ироническим,так как он семи футов ростом. Лихой схваткой начинается дружба  Робина  Гудас расстригой-монахом, братом Туком (Tuck), который  не  снимает  рясы,  дажевступив в дружину удальцов, и не употребляет  в  битвах  с  врагами  другогооружия, кроме своей увесистой  дубины.  Баллады  называют  и  других  членовдружины (Scath-locke, Mutch и др.), вольно и  весело  живущих  в  Шервудскомлесу. Их объединяет ненависть к феодалам и всем притеснителям народа.       Во  многих  балладах  можно  узнать  черты  именно  этого  времени  - антифеодальные настроения крестьянской  массы,  острую  ненависть  к  высшимцерковным  властям,  провинциальной  администрации  и   т.   д.   Социально-историческая обстановка XV столетия,  с  вспышками  крестьянских  восстаний,феодальными войнами, растущими  военными  налогами  и  т.  д.,  способствуетдальнейшему  развитию  тех  же  преданий,  окончательно  кристаллизует   их,завершает процесс эпической идеализации главного действующего лица.       Великодушный, щедрый, мужественный гонитель всякой  несправедливости,Робин Гуд подает руку помощи всем, кто в ней нуждается; он неутомим,  ловок,искусно ускользает из всех ловушек, которые  его  подстерегают,  убегает  отвсякой погони, умеет выпутаться из  любой  беды  и  хорошо  отомстить  своимврагам.       История Робина Гуда оставила заметный след в  мировой  художественнойлитературе. В Англии современники Шекспира:  Роберт  Грин,  Мондей  и  Четльобработали балладные мотивы в своих драматических произведениях.  В  русскойлитературе эти баллады известны с  30-х  годов  XIX  в.;  некоторые  из  нихсуществуют в русских переводах Н. Гумилева, В. Рождественского и др.        Баллады, посвященные любовной тематике и имеющие лирико-драматическийхарактер,  составляют  самую  многочисленную  группу  среди  всех  балладныхциклов. Они рассказывают о  горестях  любви,  о  неисчислимых  опасностях  ипрепятствиях, которые подстерегали влюбленных в те отдаленые времена.  Можнобыло бы, вероятно, сгруппировать любовные сюжеты по  признаку  равного  роданапастей  и  препятствий.  Получился  бы  изрядный  реестр:   вражда   междушотландцами и англичанами,  вражда  между  кланами,  вражда  между  семьями,вражда  внутри   семьи,   ревность,   зависть,   похищения,   недоразумения.Трагически звучат многие баллады, например, в «Прекрасной Анни из  Лох-Роян»(«Annie of Loch Royan»).       …Молодая женщина спешит к влюбленному, отцу ее ребенку, но в замок еене пускают: возлюбленный спит и не слышит зова, а  его  мать  гонит  молодуюженщину прочь. Та отправляется в обратный путь и  гибнет  в  морской  пучиневместе с ребенком. Почуяв недоброе, отец  спешит  на  берег  моря…  бушующийприбой выносит к его ногам труп любимой.       Может быть, сознание невозможности счастливой любви в те  отравленныекровью  и  ненавистью  годы   и   породило   многочисленные   мотивы   любвипотусторонней.  В  балладе  «Билли»  («Billy»)  утверждалась  безусловная  инезыблемая верность, которую не может поколебать даже смерть. Это,  судя  повсему, важнейшее для нравственного сознания той эпохи представления о  любвии верности реализовано в английских  и  шотландских  балладах  не  только  всюжетах фантастических, но и вполне реальных,  в  ряде  случаев  дополненныхсимволической концовкой. Так завершается сюжет о  любви  и  верности  в  ужеупоминавшейся балладе Леди  Мейзри   («Lady  Maisry»,  Вильям  бросается  вогонь, чтобы погибнуть, как его любимая) или  же  в  балладе  Воды  Клайда («Clyde waters», девушка бросается  в  воду,  погубившую  ее  возлюбленного,чтобы погибнуть вместе с ним).       В балладах «Эдуард» (Edward), «Принц Роберт» («Prince Robert»), «ЛедиИзабэль» («Lady Isabel») женщины не уступают мужчинам  в  ненависти,  враждеили  мести;  баллады  изображают  злую  мать,   мачеху,   жену,   любовницу,обезумевших от зависти, ревности, отчаяния.       В   некоторых   старинных   балладах   нередко   встречается    мотивсознательного  или  бессознательного  кровосмешения,  быть   может,   отзвукпесенных сюжетов эпохи древнейших родовых отношений, как например в  балладе Ножны и нож (Sheath and Knife) и Лизи Вен (Lizie Wan).       Часты в балладах трагедии ревности. Но еще сильнее  ревности  чувствостихийной, бесконечной любви, которая  доставляет  не  только  беспредельноегоре, но и величайшее счастье. В балладе Чайльд Уотерс (Child Waters),  накоторую Байрон  ссылается  в  предисловии  к  Чайльду  Гарольду ,  -  Элленследует за своим возлюбленным, переодевшись  пажом,  переносит  все  тяжестипохода, стережет и чистит его коня, готова принять даже его новую  любовницуи стелить  ей  ложе;  ночью,  в  конюшне,  в  страшных  муках,  покинутая  иосмеянная, она рожает младенца, и тогда только ее любовь  получает  награду:Уотерс женится на ней. Если же судьба преследует любящих до конца жизни,  тоони соединяются за гробом; символ любви, которая не знает преград и в  самойсмерти, становится роза,  шиповник  или  другие  цветы,  вырастающие  на  ихмогилах и сплетающиеся своими ветвями.       Таким образом, большинство баллад имеет зловещий колорит и  кончаетсяроковым исходом. Драматизм ситуации и  диалогов,  лирическая  возбужденностьдостигают здесь большого напряжения. Чувства мести, ревности и любви  бушуютв сердцах действующих лиц; кровь льется потоками;  безумства,  преступления,убийства столь  же  часты,  как  и  лирические  взлеты  величайшей,  всецелозахватывающей любви.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Tintal поздравили Зинчук, Калугин, Алевтина и компания

News image

В последний день февраля в столичном клубе Б2 прошло грандиозное празднование 10-летия группы Tintal . Поздравить коллектив с юбилеем пришли так...

Как появилось Евровидение?

News image

Евровидение является ежегодным музыкальным конкурсом песен, который осуществляется среди исполнителей из стран, которые входят только в Европейск...

Выступления:

News image

Концертное объединение Уральский хор

В начале октября 2003 произошло одно из важнейших событий культурной жизни Свердловской области.

News image

Государственный академический русский концертный оркест

В России издавна существовали ансамбли народных инструментов – гусляров, гудошников, лирников. В 70-х годах прошлого века европейскую известность по...

Интервью:

Надежда Бабкина (ч.1): Кто сказал, что это правильно, а

News image

Надежда Бабкина как-то незаметно подобралась к круглой дате. «Мне 60..

Читать

Инструменты

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Свирель

News image

Свирель - русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов сущ...

Авторизация



Новые альбомы:

Старостин-Волков-Курашов – «Хождение по Лукам»

News image

Странная судьба случилась у этого релиза. Концерт в Великих Луках у знаменитого этно-джазового трио состоялся еще лето...

«Reelroadъ» - «Гуляю, гуляю»

News image

Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился.

«Волга» - «Remixed»

News image

Вообще-то странно было бы написать «альбом ремиксов на композиции группы Волга». Проект Волга сам являет собой донельз...

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...