Петрозаводский семейный фолк-ансамбль Sattuma впервые выступил в Москве.
- Наш ансамбль впервые выступает в Москве, чему мы очень радуемся, - улыбается зрителям крепкий бородач Арто Ринне. - Вчера выступали в Екатеринбурге, а завтра едем в Санкт-Петербург. Сплошные «бурги»… Поем мы на русском, на финском и карельском языках, и на различных диалектах этих языков.
В репертуаре Sattuma – народная музыка Карелии, Ингерманландии и Финляндии. А семейным ансамбль называется потому, что в нем участвуют два семейства: Арто Ринне и его дочь Эйла, а также Дмитрий Дёмин и его сын Владик. И «дальний родственник» Эндрю «Хабон» Хабонен на басу.
Звучит хороводная песня на финском про то, как танцевальная музыка напомнила парню про девушку, которая очень далеко. Зажигательная скрипка под танцевальные партии аккордеона
- Недавно на просторах интернета стала популярна финская полька, которую почему-то назвали «Як-цуп-цуп». Мы исполним нашу версию, которая называется «Трили-литтия» – впрочем, это название тоже никак не переводится, - лукавит Арто.
Под польку тут же пустился в пляс единственный представитель детства в зале – обаятельная девчушка лет семи.
- Мы начинали наш ансамбль как семейный семь лет назад. Дети тогда были совсем маленькие, - смотрит на цветущую красавицу-дочь Арто. - Теперь-то они совсем не дети…
Традиционные фисгармония и контрабас заменены на две скрипки и бас, - получается печальная протяжная мелодия, - сначала на скрипке, потом на кларнете.
«Печальные дни» собственного сочинения – про то, как даже после самых тяжелых дней поднимается солнце и случаются радостные события.
- У нас было около 20 инструментов, как мы сказали в одном из интервью. Сейчас нас часто спрашивают – сколько же точно у нас инструментов? Сами не знаем! Часть инструментов мы оставили дома - тур долгий… Сыграем сейчас на духовых инструментах под названием чипсаны.
Дмитрий Дёмин сам изготавливает эти инструменты. И дав каждому по чипсану, разыгрывается комическая сцена – каждый указывает друг другу, как играть, то и дело музыканты пускаются в пляс, и прихотливая мелодия, опевая ступени гармонии, в конце концов превращается едва ли не в роковый драйв.
- Несколько раз мы ездили в Америку, там живут много американсих финнов, они говорят на языке финглиш. И мы сделали финскую народную песню в стиле вестерн!
Получилась финская песня в кантри-стиле, задорная и печальная, как то свойственно финской песенной лирике.
- Мы сейчас завершили работу над своим четвертым альбомом. Возможно, он будет называться названием следующей песни…
А следующая песня называлась непростым финским словом «кинофильмы». Под прихлопывания джембе и причудливые переплетения мелодии волынки - двухголосие Арто и Эйлы Ринне.
«Не за свата, не за брата» - известная хитовая карельская песня в интерперетации Sattuma становится интеллигентным юмором степенных людей.
Программу продолжает авторская «Сауна-польска»:
- Мы очень любим париться в сауне. И эта песня была сочинена у меня на даче в сауне. Потому так и назвалась.
Ох, и весело у Арто Ринне в сауне, судя по всему! И часто пшикают камни, взрываясь паром под ковшом холодной воды…
Настроение сменяет композиция «Ушедшим друзьям» - губная гармошка источает щемящие глиссандо, обрывающиеся резкими обрывами, под тягучие скрипки.
Но плясовых, конечно, в репертуаре Sattuma больше. Роль ударных при необходимости выполняет джембе, бас-гитара дает плотную основу, в качестве зажигательной ритмической середины используется базука или аккордеон, а солирующие партии – у скрипок и кларнета. Поют же вообще все. Хотя главные роли – у Арто Ринне и его дочери Эйлы.
Тема банных процедур в полной мере раскрывается в песне про девушку и баню, в которой поется про подросшую девушку, которая отказывается с родителями идти в баню, но едва ее приглашает в баню жених, тут же соглашается. Именно в этой песне звонкий сильный вокал Эйлы Ринне раскрывается во всей полноте.
- У нас в ансамбле - отцы и дети, но без мамы тут никак не обошлось, конечно. Следующая песня – о маме. Мама – всегда самый лучший человек.
Затем Арто рассказал, как хорошо в Екатеринбурге хорошо поют на финском, и призвал москвичей петь на финском. Довольно быстро зрители разучили пару фраз на финском, и принялись энергично подпевать Sattuma в припевах еще одной плясовой песни.
- Эт-то был наш первый концерт в Москве и, н-надеемся, не последний! – распевно говорит Арто Ринне.
Овации заставляют выйти музыкантов на бис.
- Извините, у кого-нибудь есть свободных пять минут? – спрашивает Арто. – Потанцуем?
Вальс растекается акустическим блаженством, единственная девочка в зале танцует, скрипки извивают мелодии городского сада, аккордеон задает размер…