Декабрьский интернет-релиз получил впечатляющее физическое исполнение – шикарно изданный двойной альбом лучшего голоса России с 21 треком, включая инструменталы и дуэт с Горшком («Король и шут»).
2CD. «Студия Союз», 2010.
Повторяться про те песни, что появились еще на интернет-релизе, смысла нет – стоит отослать к рецензии на него. И оценивать стоить новые треки, а также изменившуюся в результате перетасовки старых и прибавления новых песен конфигурацию альбома в целом.
Учитывая, что альбомы «Пелагея» выпускает редко, а концерты дает чаще – все новинки уже хорошо известны по концертам, а некоторые уже были даже изданы на концертном же DVD.
В первый CD вошли три свежих трека – «Прелюдия», «Колечко», «Омут» и «Степь». Инструментальная «Прелюдия» носит прикладной характер введения в атмосферу русского гитарного world, которым занимается нынче Пелагея. «Колечко» из репертуара знаменитой фольклорной певицы Ольги Сергеевой обрело поп-саунд а-ля «Иван Купала», зато высветило всю красоту мелодии, почти не затуманенной гитарными экзерсисами.
«Омут» и «Степь», авторские песни Дешуры и Светланы Хановой, - отменный эстрадный позитив и упоение ощущениями казацкой степи и запахом трав. Пелагея пробрасывает все сюжетные страшилки в песнях, и берет сразу суть вещей. Ради удали, ради неба над головой и зеркала воды у пьющего коня – все и происходит, о чем ни пой в этом жанре. «Степь» к тому же весьма потенциально радийный трек.
Во второй CD включены новинки «Снежочки», «Былинка», «Гаю-гаю», «Розы» и бонусный дуэт с Горшком «При лужку». Хотя казачья песня «Снежочки» выходила в 2009 году на DVD «Сибирский драйв» спетой с русским народным хором «Забайкалье», теперь песня преобразилась. Стала сумрачной, натянутой на мрачноватый гитарный рифф, опрокидывающейся из разудалых хоровых (сама с собой, да с группой) песнопений в грозный арт-рок. «Былинка» с того же DVD своего мрачного настроения не поменяла, но прибавила почему-то интонаций а-ля Анжела Манукян.
«Гаю-Гаю» вспомнится ярым поклонникам по синглу «Репа» (2004), нынче раритету. Растворяющийся в реверах и воспаряющий заново голос Пелагеи порхает словно в тумане, и вызывает яркие ассоциации с Энигмой и Air. Напротив, шаловливый романс «Розы» в латинообразных ритмах немедленно стал соотноситься с советской романсовой традицией, особенно по манере пения Пелагеи, но лишь до инструментального вкрапления в духе диско-рока, словно слово вдруг дали «Мумий Троллю», а на коде получившийся винегрет звучит и вовсе псевдо-испанским гитарным соло.
Наконец, завершается второй диск сумбурным дуэтом с Горшком «При лужку», в полной версии хорошо знакомом миллионам по культовому кинотрэшу «Свадьба в Малиновке», но и без того исполненному в тысячах версий, от изысканного академизма «Карагода» до разлюли от Надежды Кадышевой. В исполнении Пелагеи и Горшка все ближе, конечно, к разлюли Кадышевой. Песня запорчена безвозвратно, как удар топора Раскольникова по голове старушки-процентщицы…
Словом, после добавления новых треков бывший цельным и сочным интернет-альбом «Тропы» перестал быть таковым. Так бывает, когда долго работаешь над любимым детищем, и хочешь вложить в него все-все. «М-м-м, я и на гармошке умею!» «Тропы» не убавили в своей величественности и значимости для русской музыки в целом, и отечественной рок-музыки в частности! Это один из лучших альбомов за последние годы, и ему суждена долгая счастливая жизнь.
Но понапихано в него теперь так много, от традиционной акапеллы до разлюли-попсы, - чрезмерно много. Теперь «Тропы» кажутся сборником всего, что группа «Пелагея» могла и должна была записать за эти годы на 2-3 альбомах, но вот как-то получилось выпустить все сразу.