В представлении большинства людей баллада - это почти что синонимчертовщины: сверхъестественные события громоздятся здесь одно на другое,гробы срываются с цепей, привидения снуют по замкам, леса и поляны населенылешими и феями, воды кишат русалками. Представления эти, навеянныеромантической литературной балладой, не вполне соответствуютдействительному содержанию баллады народной. Из известных в настоящее времяболее 300 английских и шотландских народных баллад едва ли в 50 - то естьпримерно в каждой шестой - встречаются сверхъестественные события. Объяснить это довольно трудно, если учесть, что средневековоесознание было буквально пронизано верой в чудеса и принимало существованиечертей, домовых и леших как самоочевидный элемент повседневности. Мифологизм как мировоззрение сохраняется лишь в наиболее древних попроисхождению балладах, а также в балладах, где в той или иной формепроступает их архаическая основа, В большинстве же волшебных балладфантастические мотивы носят не мировоззренческий, а игровой характер, т.е.использованы как поэтический прием или в аллегорических целях. В балладе Мальчик и мантия (The Boy and the Cloak) волшебные мотивы- мантия, обладающая чудодейственным свойством обнаруживать неверностьженщины; голова вепря, о которую ломается нож хвастуна; волшебный рог,выплескивающий вино на платье труса, - все это использовано безымяннымавтором баллады для более яркой и убедительной нравственной оценки реальныхчеловеческих пороков. Особенно часто волшебные мотивы используются как развернутаяпоэтическая метафора в сюжетах об испытании верности, мужества,благородства. В балладе Молодой Тэмплейн (The Young Templane) невестагероя, верная своей любви, мужественно проходит через тяжкие испытания. Проверкой моральных качеств героев могут быть не только чистофизические страдания, но и нравственные, связанные с отрицательнымиэстетическими эмоциями. Через такие испытания пришлось, например, пройтиблагородному Эвайну, спасшему девушку, которую злая мачеха обратила вуродливого зверя («Рыцарь Эвайн» - The Knight Avain). Своеобразнойразновидностью фантастического мотива испытания верности является такжесюжет о невесте, следующей за любимым в могилу. Другая разновидность тогоже мотива - сюжеты, где в ответ на призыв женщины (обычно русалки) мужчинас неоглядной смелостью бросается за ней в морскую пучину (баллада Русалка – Kemp Oweyne). Именно фантастические баллады привлекут к себе внимание европейскихромантиков, в том числе и английских (Кольридж, Саути, Скотт), которыевыдвинут их на первый план среди всего балладного наследия; однако в порурасцвета балладного творчества сказочные, фантастические баллады незанимают столь исключительного места и фантастика их не носит зловещегоотпечатка.