Ашугское творчество

ашугское творчество

Наряду с мугамами, музыкально-поэтическое творчество ашугов также занимают заметное место в профессиональных устных традициях азербайджанской музыки. Слово ашуг образовалось от слова эшг , означающего влюбленность, в данном случае влюбленность искусству. Как термин слово ашуг стало употребляться примерно в XIV веке. Еще в древности ашугское искусство выражало чаяние и желание народа, и по этой причине данный вид музыкального искусства был весьма популярным и известным в народе.

Ашугское творчество, по своей основе являющееся демократическим, отличается весьма широким и разнообразным содержанием. Ашугское искусство включает в себя древние эпические дастаны, песни, воспевающие свободу и героизм народа, а также сатирические и юмористические песни, в которых воспеваются дружба и любовь. Ашугское искусство является синтетическим искусством, т.е. ашуг сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на сазе и сам же танцует. Часто исполнение ашуга сопровождает исполнитель на балабане и ансамбль духовых инструментов, но основным музыкальным инструментом ашуга является саз. Саз - древний азербайджанский музыкальный струнный инструмент. Поэты всегда воспевали саз за его прекрасный тембр. Наиболее распространенным жанром ашугского творчества является дастан, в частности, героико-эпические дастаны. В дастанах вокально-инструментальные части чередуются фрагментами диалога в стихах.

Особо известен дастан о народном герое XVI столетия, смелом и бесстрашном Короглу, выступавшем против феодалов и иноземных захватчиков. В этом дастане есть несколько песен, которые посвящены воспеванию подвигов Короглу. К ним относятся песни Короглу дженгиси , Атлы Короглу , Пияда Короглу , Короглу и др. Песня Мисри на тему героизма часто исполняется во время диалога ашугов. В таком диалоге могут участвовать два, три и даже четыре ашуга, которые импровизируют на определенную тему.

В лирическом жанре ашугского творчества особо известны так называемые гезеллеме , в которых восхваляется герой песни. Гезеллеме могут быть посвящены любимой, красивой женщине, а также герою, например, Короглу или его легендарному коню Гырат. Часть ашугских песен, как Яныг Кереми , Дилгеми , наполнены тоской и печалью, а другая часть, например Афшары , Шерили - отличаются ритмичностью и относятся к прекрасным образцам ашугской лирики.

В ашугском творчестве заслуживает интерес также стихи в жанре устаднаме , состоящие из песен-наставлений.

Жанры национальной поэзии - гошма, мухаммес, устаднаме, гыфылбенд, а также их поэтические формы - герайлы, дивани, гошма, теджнис - наиболее любимые формы творчества ашугов. Эти формы могут войти и в текст дастанов.

Наиболее распространенной мерой стихов в ашугском творчестве является слог. Большинство ашугских песен имеют форму строф - куплетную форму. В начале каждого куплета бывает инструментальное введение и каждый куплет отделяется от другого инструментальным соло.

Азербайджанские ашуги распределены по определенным зонам и их манеры исполнения отличаются по специфическим особенностям местного творчества. Например, ашуги, представляющие каждый из регионов Геокча, Гянджа, Кельбаджар, Газах, Товуз, Борчалы, Ширван и Сальян , заметно отличаются своим индивидуальным мастерством и с особой стойкостью берегут традиции ашугского искусства.

В древности и в средние века ашугов называли озан , варшаг , деде .

Наиболее древним письменным источником, посвященным жизни, любви, патриотизму и героизму древних озанов - предков современных азербайджанских ашугов, является народный дастан Китаби Деде Горгуд , относящийся к VII веку.

1300 лет тому назад наш прадед - Деде Горгуд мечтал о мире и спокойствии в наших краях, домах, желал, чтобы озаны пели и играли. Ибо озан - это мудрый аксакал, осведомленный обо всем, знающий и добрых и злых мужей . Сам Деде Горгуд был именно таким озаном. Основным музыкальным инструментом огузских озанов был гопуз. Согласно мифологическим преданиям этот инструмент был изобретен именно Деде Горгудом, который прекрасно исполнял на нем.

Исторически озанско-ашугская музыка Азербайджана имела огромное влияние на другие отрасли и виды нашего музыкального фольклора, а в последующем и на творчество современных композиторов. Впервые неповторимыми особенностями ашугской музыки с высоким профессионализмом и умением воспользовался великий композитор У.Гаджибеков (в своем коронном произведении опере Короглу ). Другой наш известный композитор Гара Гараев мастерски сочетавший специфику ашугской музыки с техническими средствами современной музыки был Гара Гараев, который во второй части своей третьей симонии сумел создать их прекрасное сочетание.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Надежда Кадышева похудела под новые платья

News image

Этно-поп-дива сбросила вес и сшила новые концертные костюмы. 10 марта в цирке Воронежа был аншлаг – выступала любимая местной публикой Надежда Ка...

Федоров и Старостин приобщили молодежь к традициям

News image

Поводом собрать вместе уникальные коллективы, в своем творчестве не лубочно, но по-честному и серьезно исследующие глубины русского фольклора, стал ...

Выступления:

News image

Национальный академический оркестр народных инструменто

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова — лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле

News image

Репетиционные базы "HendrixStudio" для музыкантов

HendrixStudio это целая сеть репетиционных студий, они предоставляют потрясающие помещения, предназначенные для репетиций. Абсолютно каждая репети...

Интервью:

«ВеданЪ КолодЪ»: Играем представление о том, как могли

News image

Солистка славянской этно-группы «ВеданЪ КолодЪ» Татьяна Нарышкина рассказала о пятилетии группы, про европейские гастроли и о новом альбоме, которого, по-видимому, осталось ждать недолго. - «Веда...

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Авторизация



Новые альбомы:

Инна Желанная - «Кокон»

News image

Казалось бы, после распада «Альянса», после распада Farlanders, после старта довольно успешной сольной карьеры главной...

«Медвежий угол» - «Степи среди»

News image

Казанская фолк-рок-группа «Медвежий угол» попала в поле зрения Дмитрия Ревякина еще в 1997 году, когда она играла вмес...

«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

News image

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая. Славянские народы разошлись меж с...

«Абвиотура» - «Тебенебо»

News image

Какие только причудливые формы ни принимает нынче этно-рок! И утяжеляется, и всякими электронными премудростями обраст...