Ашугское творчество

ашугское творчество

Наряду с мугамами, музыкально-поэтическое творчество ашугов также занимают заметное место в профессиональных устных традициях азербайджанской музыки. Слово ашуг образовалось от слова эшг , означающего влюбленность, в данном случае влюбленность искусству. Как термин слово ашуг стало употребляться примерно в XIV веке. Еще в древности ашугское искусство выражало чаяние и желание народа, и по этой причине данный вид музыкального искусства был весьма популярным и известным в народе.

Ашугское творчество, по своей основе являющееся демократическим, отличается весьма широким и разнообразным содержанием. Ашугское искусство включает в себя древние эпические дастаны, песни, воспевающие свободу и героизм народа, а также сатирические и юмористические песни, в которых воспеваются дружба и любовь. Ашугское искусство является синтетическим искусством, т.е. ашуг сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на сазе и сам же танцует. Часто исполнение ашуга сопровождает исполнитель на балабане и ансамбль духовых инструментов, но основным музыкальным инструментом ашуга является саз. Саз - древний азербайджанский музыкальный струнный инструмент. Поэты всегда воспевали саз за его прекрасный тембр. Наиболее распространенным жанром ашугского творчества является дастан, в частности, героико-эпические дастаны. В дастанах вокально-инструментальные части чередуются фрагментами диалога в стихах.

Особо известен дастан о народном герое XVI столетия, смелом и бесстрашном Короглу, выступавшем против феодалов и иноземных захватчиков. В этом дастане есть несколько песен, которые посвящены воспеванию подвигов Короглу. К ним относятся песни Короглу дженгиси , Атлы Короглу , Пияда Короглу , Короглу и др. Песня Мисри на тему героизма часто исполняется во время диалога ашугов. В таком диалоге могут участвовать два, три и даже четыре ашуга, которые импровизируют на определенную тему.

В лирическом жанре ашугского творчества особо известны так называемые гезеллеме , в которых восхваляется герой песни. Гезеллеме могут быть посвящены любимой, красивой женщине, а также герою, например, Короглу или его легендарному коню Гырат. Часть ашугских песен, как Яныг Кереми , Дилгеми , наполнены тоской и печалью, а другая часть, например Афшары , Шерили - отличаются ритмичностью и относятся к прекрасным образцам ашугской лирики.

В ашугском творчестве заслуживает интерес также стихи в жанре устаднаме , состоящие из песен-наставлений.

Жанры национальной поэзии - гошма, мухаммес, устаднаме, гыфылбенд, а также их поэтические формы - герайлы, дивани, гошма, теджнис - наиболее любимые формы творчества ашугов. Эти формы могут войти и в текст дастанов.

Наиболее распространенной мерой стихов в ашугском творчестве является слог. Большинство ашугских песен имеют форму строф - куплетную форму. В начале каждого куплета бывает инструментальное введение и каждый куплет отделяется от другого инструментальным соло.

Азербайджанские ашуги распределены по определенным зонам и их манеры исполнения отличаются по специфическим особенностям местного творчества. Например, ашуги, представляющие каждый из регионов Геокча, Гянджа, Кельбаджар, Газах, Товуз, Борчалы, Ширван и Сальян , заметно отличаются своим индивидуальным мастерством и с особой стойкостью берегут традиции ашугского искусства.

В древности и в средние века ашугов называли озан , варшаг , деде .

Наиболее древним письменным источником, посвященным жизни, любви, патриотизму и героизму древних озанов - предков современных азербайджанских ашугов, является народный дастан Китаби Деде Горгуд , относящийся к VII веку.

1300 лет тому назад наш прадед - Деде Горгуд мечтал о мире и спокойствии в наших краях, домах, желал, чтобы озаны пели и играли. Ибо озан - это мудрый аксакал, осведомленный обо всем, знающий и добрых и злых мужей . Сам Деде Горгуд был именно таким озаном. Основным музыкальным инструментом огузских озанов был гопуз. Согласно мифологическим преданиям этот инструмент был изобретен именно Деде Горгудом, который прекрасно исполнял на нем.

Исторически озанско-ашугская музыка Азербайджана имела огромное влияние на другие отрасли и виды нашего музыкального фольклора, а в последующем и на творчество современных композиторов. Впервые неповторимыми особенностями ашугской музыки с высоким профессионализмом и умением воспользовался великий композитор У.Гаджибеков (в своем коронном произведении опере Короглу ). Другой наш известный композитор Гара Гараев мастерски сочетавший специфику ашугской музыки с техническими средствами современной музыки был Гара Гараев, который во второй части своей третьей симонии сумел создать их прекрасное сочетание.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Пустые Холмы» как художественный процесс

News image

Фестиваль, аналогов которому в России нет, продолжает реализовывать свободу творчества для каждого.

Фолк-фестиваль «Горлица» собрал женские голоса

News image

Недавно в Москве прошел первый акустический фолк-фестиваль «Горлица».

Выступления:

News image

Академический хор русской песни Славянские напевы

Художественный руководитель - композитор, Заслуженный деятель искусств России Александр Григорьевич Дармастук.

News image

Струнный оркестр русских народных инструментов Здравиц

Оркестр Здравица — единственный в России.

Интервью:

Сергей Клевенский: 24 часа в сутки я ищу выход из творч

News image

Недавно у духовика-мультиинструменталиста Сергея Клевенского вышел второй сольный диск – «Галерея снов».

Читать

Инструменты

Свирель

News image

Свирель - русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов сущ...

Баян

News image

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник.

Авторизация



Новые альбомы:

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...

«Yarga sound system» - «Live»

News image

«Группа «Ва-Та-Га» ушла в бессрочный отпуск», – гласит надпись на сайте одной из лучших отечественных этноэлектронных ...

Рада и Александр Марченко - «Колыбельная для кошки»

News image

Сольный альбом дивы психоделического фолк-рока Рады Анчевской записан с Александром Марченко, известным по ансамблю ин...

«Reelroadъ» - «Гуляю, гуляю»

News image

Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился.