В мире существуют несколько городов, каждый камень, каждая улица, да и вся аура которых пропитаны музыкой. Например, Вена в Австрии, Неаполь в Италии, Шуша в Азербайджане. Один из прекрасных уголков Карабаха - Шуша - храм и колыбель азербайджанской музыки. Как говорил выдающийся азербайджанский поэт Самед Вургун, почти все знаменитые певцы и музыканты Азербайджана - уроженцы Шуши. Недаром Шушу называют колыбелью музыки и поэзии . Город справедливо был назван консерваторией Кавказа . Известный русский исследователь восточной музыки В. Виноградов еще в 1938 году в книге Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка писал о Шуше: Здесь много музыки, здесь больше, чем в любом из районов Азербайджана, можно услышать народных песен, танцев, певцов, инструменталистов. Шуша с древних пор слывет музыкальным центром и славится по всему Закавказью как неисчерпаемый родник народных музыкальных талантов. Шушинские музыканты делали историю азербайджанской музыки и представляли ее не только у себя на родине, но и в других странах Востока . (Виноградов B.C. Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка. Москва, 1938, с.9)
Но более всего Шуша дорога нам как один из главных активных центров развития ценнейшего достояния искусства народов Востока - мугамата. Издавна здесь формировались особенности азербайджанского мугама, выделяющие его как национально-своеобразное явление, которым гордится наш народ. Шуша и мугамат для азербайджанца - синонимы. Недаром так распространены поговорки: Какой ты шушинец, если не поешь мугамат или В Шуше младенцы с пеленок уже плачут в мелодиях мугамата .
В XVIII - начале XIX веков складывается великолепная шушинская школа мугамата, состоящая в разные годы из нескольких творчески индивидуальных школ, во главе которых стоят крупные исполнители - мугаматисты (ханенде). Школа эта прославилась не только в Закавказье, но и на всем Ближнем Востоке.
В XVIII веке здесь жил и творил великий поэт нашего народа Молла Панах Вагиф. Его поэзия оказала огромное влияние на развитие азербайджанской литературы и музыки. Стихи Вагифа легли в основу многих народных песен. Поэзия Вагифа привлекала и исполнителей мугамов. Исполнение мугама показательно, с одной стороны, соблюдением всех канонов установленных закономерностей ладоинтонационного развертывания, драматургии и формообразования, а с другой - взаимодействием канона и творческой инициативы каждого музыканта-исполнителя. Шушинские мастера-ханенде, своим появлением и деятельностью связанные с этим вечно поющим городом , сыграли огромную роль в обогащении азербайджанского мугама свежими и смелыми приемами развития, яркими выразительными красками, новым подходом к драматургии дестгяха
(комплекса музыкальных мелодий).