Ложки

ложки

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII - XIX векам. Например, изображены ложки в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом - с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет .

В XIX - XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары: скользящий - по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый - по ложке, находящейся за голенищем сапога.

Необычайный успех ложечников, привлеченных в начале ХХ в. в состав оркестров русских народных инструментов, привел к тому, что мастерские по производству музыкальных инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки с бубенцами и колокольчиками. Такими ложками пользовались как маленькими бубенчиками: их держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки находили применение в полковых хорах.

В наше время ложки узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Нино Катамадзе показала песни из будущего альбома «Red»

News image

8, 9 и 11 декабря 2009 года Нино Катамадзе дала сольные концерты во МХАТе им. Горького, в которых ей аккомпанировали коллектив «Insight» и камерный ...

Хелависа оказалась монархистом в душе

News image

21 марта в Зале ожидания царила по-настоящему волшебная атмосфера - в этот воскресный вечер Хелависа презентовала в Санкт-Петербурге свой сольный ...

Выступления:

News image

«Народный праздник»: заметки к биографии

Московский фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» в ряду преемников традиции выделяется как первооткрыватель новых путей освоения ф...

News image

РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ КВАРТЕТ СКАЗ

«Русский концертный квартет «Сказ» является одним из самых ярких камерных музыкальных профессиональных коллективов, основоположником ансамблевого н...

Интервью:

«Ива Нова»: Мы не хотим прилизывать звук!

News image

Прекрасные девушки, составляющие загадочную группу «Ива Нова», рассказали «Новостям шоу-бизнеса NEWSmusic.ru» о своем новом альбоме «К себе нежно», вышедшем 20 мая. - Где записывался альбом? -...

Читать

Инструменты

Балалайка

News image

Название балалайка , иногда встречающееся в форме балабайка - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, балаканью струн во в...

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Авторизация



Новые альбомы:

Инна Желанная - «Кокон»

News image

Казалось бы, после распада «Альянса», после распада Farlanders, после старта довольно успешной сольной карьеры главной...

«Абвиотура» - «Тебенебо»

News image

Какие только причудливые формы ни принимает нынче этно-рок! И утяжеляется, и всякими электронными премудростями обраст...

«Северный цвет» – «Круг земной»

News image

Сословие юных археологов уже дало обильные всходы на ниве этномузыки. Достаточно вспомнить черноморский фестиваль Майк...

«Пелагея» - «Тропы»

News image

Покряхтывания перегруженных процессорами нойзовых гитар, традиционная ритм-секция и прозрачный чистый вокал самой голо...