В результате экспериментов с составами (виолончель, афроперкуссия, арт-гитара) и поисками стиля и нового саунда, группа «Земляничная Поляна» пережила полный апгрейд: обновились люди, из стилевых направлений музыканты предпочли психоделический этно-рок с примесью трип-хопа, исполняемого живым составом.
В июне они успели поиграть джемы в культовых московских клубах с известным джазовым саксофонистом Сергеем Летовым и прогрессив-флейтисткой Таней Речной. А ещё 4 - 5 июля слетали на гастроли, где удостоились чести быть вторыми хедлайнерами с группой Калинов Мост. Это был опен-эйр фестиваль «Рок Этно Стан» на живописном озере Балтым в пригороде Екатеринбурга.
16 декабря в клубе Гоголь состоится презентация нового состава, программы и саунда. Музыканты попытались сделать такой странный сплав, как если бы Radiohead и этно-певица Саинхо встретились на одной сцене...
Вокалистка и лидер московской группы «Земляничная Поляна» Ольга «Земляника Щеглова» рассказывает «Новостям шоу-бизнеса NEWSmusic.ru» об этапах большого пути
- Вы существуете с начала 2000-х годов, когда в России только зарождалась инди-сцена, а сейчас уже многие группы тех лет заняли свою нишу и завоевали достаточно широкую аудиторию. Но ведь, если посмотреть, то получается две таких группировки - инди-лагерь и этническая субкультура, и они по большей части не пересекаются. А вы, получается, проходите между ними...
- Мы всегда были между, всегда! (Восклицает) Между всем и всеми! Нас поэтому сначала отвергали как нечто непонятное, а потом, напротив, восклицали: О, это что-то необычное! . Для кого-то мы и являемся неким открытием, благодаря такой позиции. Слушатель может приоткрыть для себя неизведанный ему музыкальный пласт, находясь, в общем-то, на достаточно понятной территории.
- Я слышал, что у вас капитально изменился состав. Как так получилось, и кто теперь представляет собой Земляничную Поляну? И как переменится звучание группы?
- Эти изменения напрашивались сами собой. Прежние участники перестали репетировать и сочинять новые вещи, а нужно ведь двигаться вперед. И вот так получилось, что вместо них пришли другие – прогрессивно мыслящие... так что, возможно, эти перемены произошли очень вовремя. Что касается перемен в звучании, то все совпало - и новый состав, и мои стремления как-то переформить музыкальное содержание группы. Мы пытаемся как бы встретить на одной сцене Radiohead и этно-певицу Саинхо!
- Есть у вас уже аранжировки под новый состав? И какие сейчас ориентиры у коллектива?
- Да, новые аранжировки уже есть, и именно с ними мы собираемся выступать в ближайшее время. Никаких композиций последних трех-четырех лет - либо что-то совсем старое и переосмысленное, либо - принципиально новое. Состав простой: вокал с наигрышами на флейте, украшенный порой горловым пением, электрогитара, бас и барабаны, но мышление - непростое… (хитро улыбается)
- Radiohead, особенно в России, похоже, стали моделью успешной группы для многих групп, но для около-этнического проекта это достаточно необычно.
- На самом деле, у нас уже не просто этническая музыка: мы отошли в область более экспериментальную, к этно-психоделике, местами даже к пост-року. Этничность осталась только в моем вокале и флейтах, да и этника у нас всегда была не аутентично-народная, а стилизованная. А раньше это был психоделический фолк.
- Псайко-фолк как жанр определяет некоторую кажущуюся простоту во звуке, даже расстроенность, расхлябанность, но эта простота достигается большими усилиями. То есть за теми песнями, которые словно были сочинены и спеты прямо у костра на разбитой гитаре, на самом деле лежат долгие и выверенные поиски нужной аранжировки...
- (возбужденно) Нет! Вот именно от этого сейчас мы уходим в сторону грамотного этно-пост-рока! Весьма забавно: нам иногда говорят, что мы копируем какие-то чужие находки, но мы даже и не слышали о них, это приходит само. Однажды после концерта старого состава к нам подошел человек, очень похожий на Бориса Симонова (основатель магазина Трансильвания, культрегер, один из самых музыкально эрудированных жителей столицы - прим. авт.), и сказал, что мы играем просто классический псайко-фолк. Мы были польщены таким сравнением, но когда он начал сыпать названиями, мы поняли, что никого не знаем.
- Возникает достаточно предсказуемый вопрос, откуда все-таки появилось ваше название: от Beatles, от Бергмана или само по себе?
- Оно приснилось - навеяло, конечно, Битлами, но просмотр одноимённого фильма перетянул на себя вдохновение. Фактически, наше название - намек на альтернативу раста-культуре, что выражено и в цветах логотипа группы. Наш посыл - это те же психоделические, необычные состояния, только достигнутые без помощи каких-либо вспомогательных средств. Например, от чувства единения с природой. От одного этого рождаются очень глубокие стихи.
- Изменится ли к следующему альбому тематика песен и сам антураж группы?
- Мы иногда думаем: может, нам податься в такой земфирный поп-рок ? Но переступать через себя не хочется, и вообще нам это не близко.
- А как изменялась группа с годами?
- Как и в жизни, все достаточно циклично. Если вернуться к началу, в 2000-й год, то тогда были идеи вообще все сделать на жестком электронном замесе, сами собирались быть диджеями при минимальных живых инструментах, но этот опыт как-то не сложился. С 2003-го года стали выступать с фолковым составом, таким прокельтским. А с позапрошлого года взяли курс на фьюжн-рок, но из-за того, что было слишком много джаз-роковых соло на гитаре, которые по сути являются музыкой для музыкантов, я поняла, что это немного не то, чего мне хотелось.
Сейчас скорее всего будет возврат к истокам, сквозь призму музыкального опыта, смесь актуальной инди-музыки со славянскими, восточными и северными мотивами...