Главная - Оркестры русских народных инструментов - Великорусский оркестр В.В.Андреева


Великорусский оркестр В.В.Андреева

великорусский оркестр в.в.андреева

20 марта 1888 - день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. В этот день в Санкт-Петербурге в зале Городского Кредитного общества выступил Кружок любителей игры на балалайке . Восемь петербургских музыкантов вышли на сцену с усовершенствованными В. В. Андреевым инструментами музыкального мастера Ф. С. Пасербского балалайками - пикколо, прима, альт и бас. Они исполнили русские народные песни Во пиру была , Во саду ли, в огороде , Я вечер в лугах гуляла , Научить ли тя Ванюша , Барыня , Камаринская , Выйдуль я на реченьку , По улице мостовой в обработке руководителя Кружка В. В. Андреева. Пьесы были разучены по слуху, с рук , но блестяще отрепетированы, были безукоризненны в плане динамического и тембрового баланса. Успех был таким, что 10 апреля концерт повторили в том же зале. Началась интенсивная гастрольная деятельность. В апреле - мае 1888 концерты в Москве, Курске, Орле, Туле, Твери. С каждым концертом Кружок совершенствует свое мастерство. К 1889 в концертных программах балалаечников около 40 русских народных песен. В 1889 у ансамбля было 11 концертов. В 1889 в ансамбле появилась балалайка контрабас (мастер Ф. Пасербский). Поездка в сентябре 1889 на Всемирную выставку в Париже и триумфальные концерты в Русском павильоне помогли уменьшить предубеждение к балалайке в России как инструменту низкого происхождения. Для повышения профессионального уровня исполнительства В. В. Андреев привлекает к музыкальному руководству кружком студента консерватории, ученика А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова, талантливого петербургского музыканта Николая Петрович Фомина (1864-1943), который стал одним из близких сподвижников В. В. Андреева. Н. П. Фомин привнес в Кружок основы профессионализма, заметно вырос концертный репертуар. В коллектив пришли молодые музыканты с консерваторским образованием - В. А. Лидин, М. М. Вальяно, М. Иванов, братья А. и Ад. Тюрнеры. Вторые гастроли 1892 во Францию вместо одного дня продолжались пять месяцев. Париж, Гавр, Шербур, Руан, Трувиль… и всюду ошеломляющий успех. Среди поклонников балалайки были французские музыканты Ж. Массне и Б. Годар. В. В. Андрееву было присуждено почетное звание члена Французской академии изящных искусств. В Петербурге выступлений было не так много: в 1891-1892 - 10 концертов, в 1893-1894 - 21 концерт. Пять балалаек разного размера в ансамбле производили поразительный художественный эффект, но это были только балалайки. Было ясно, что без введения новых красок дальнейший художественный рост немыслим. В эти годы в кружке появляются музыканты, сыгравшие важную роль в развитии оркестра. Это В. Т. Насонов (1861-1918), Ф. А. Ниман (1860-1936), Н. И Привалов (1868-1928). В 1896 после пасхальных каникул студент-технолог С. А. Мартынов, участник Кружка , передал В. В. Андрееву музыкальный инструмент, найденный его сестрой А. А. Мартыновой в Вятской губернии. После экспертизы у известного петербургского музыканта-исследователя, профессора А. С. Фаминцына (1841-1896), найденный инструмент определили как древнерусскую домру. И уже летом 1896 Н. П. Фомин разрабатывает чертежи домры малой, альтовой и басовой, которые были изготовлены замечательным мастером-самородком С. И. Налимовым (1857-1916). В сентябре в Петербурге появилась домра малая (дискант) и домра альтовая, в конце октября еще пять инструментов, включая две басовые домры. Н. П. Фомин по рисункам из книги А. С. Фаминцына составил чертеж гуслей в виде трапеции с 31 струной. На этих гуслях, изготовленных С. И. Налимовым, с 1896 стал играть Н. И. Привалов. Увеличивается состав оркестра до 19 музыкантов. С концертов 23 ноября 1896 в зале Кредитного общества и 11 января 1897 в зале Дворянского собрания Кружок переименовывается в Великорусский оркестр. Великорусский оркестр получил такое название потому, пишет В. В. Андреев, что все инструменты, входящие в его состав, принадлежат к средней и северной полосам России, т. е. к древнему Государству Московскому или Великороссии. (Справочник или краткое руководство для оборудования Великорусского оркестра // П., 1916). В. В. Андреев активно работает над расширением инструментария оркестра. В 1897 в оркестр вводится брелка. В 1898 в Петербурге за 25 рублей у старика-гренадера были приобретены гусли столообразные, на которых стал играть блестящий музыкант В.Д. Данилов. На концерте 9 ноября 1898 в оркестре зазвучала домра пикколо, накры (глиняные котлы, типа литавр) и бубен, введенный в оркестр по совету М. А. Балакирева. В 1898 вышло 5 сборников пьес для оркестра Часы досуга под ред. В. В. Андреева, сост. В. Т. Насонов. Год от года в Петербурге растет количество учеников, появляются оркестры в разных городах России. Так, если 21 апреля 1894 в зале Педагогического музея выступил объединенный ансамбль балалаечников в 40 человек, то на юбилейном концерте 22 марта 1898 в зале Дворянского собрания вышел оркестр из 250 исполнителей, а на концерте 4 мая 1900 в Педагогическом музее - 100 исполнителей. С 1898 основной состав оркестра от 21 до 28 исполнителей в разные годы. В 1898 в Петербурге число любителей игры на андреевских балалайках и домрах доходит до 20 тысяч, свыше 60 тысяч балалаек и домр изготавливается в год только в Петербурге. Их реклама появляется в разных изданиях: Инструменты товарищества Винокуров, Зюзин и Синицын являются поставщиками инструментов для гвардейских частей столицы. Склад фирмы находится по адресу: Садовая 29, между Гороховой и Мучным переулком. Для В. В. Андреева лучшие инструменты были изготовлены С. И. Налимовым. Этим мастером создано около 300 музыкальных инструментов, подлинных шедевров, до сего дня признанных лучшими. В те годы они были высоко оценены. В 1900 С. И. Налимов был награжден бронзовой медалью Всемирной выставки в Париже, а в 1908 в Петербурге на Первой Всероссийской выставке музыкальных инструментов был награжден Золотой медалью с надписью За усердие . В. В. Андреев сотрудничал с мастерами И. Зюзиным, И. Галинисом, Н. Оглоблиным, чьи инструменты продавались в те годы в Петербурге в музыкальной мастерской-магазине И. А. Зюзина по адресу Загородный проспект, дом 9. Качество инструментов - одно из составляющих успеха оркестра В.В. Андреева. В рецензиях тех лет отмечалось техническое мастерство оркестра, филигранная отделка деталей, тонкость нюансировки, выразительность и убедительность интерпретации, но и певучесть, мягкость и теплота звучания инструментов, выразительность и яркость звучания каждой группы инструментов от тончайшего пианиссимо, до помпезного форте. Слушателей поражали большие художественные возможности оркестра. Петербургская публика охотно посещала концерты Великорусского оркестра. Они проходили в переполненных залах. На протяжении тридцати лет с 1888 по 1918 оркестр выступил более 400 раз в лучших концертных залах и театрах Петербурга: Зале Дворянского собрания, Мариинском театре, залах Городского Кредитного общества и Офицерского собрания Армии и Флота, Педагогического музея, Тенишевского училища, Петровского Коммерческого училища, Калашниковской хлебной биржи, в залах Павловой и Кононова, Малом зале консерватории, Михайловском манеже, театрах Малом и Михайловском, Театральной школе А. С. Суворина (Английская наб., д.6) и т. д.

Ежегодно оркестр давал концерты в Дворянском собрании, Мариинском театре, Зале Педагогического музея и Кредитного общества. Чаще всего это участие в смешанных концертах, где оркестр выступал наряду с выдающимися исполнителями, такими как: Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, А. Д. Вяльцева, Титта-Руффо, М. М. Петипа, М. Ф. Ксешинская и др. С оркестром пели оперные солисты: Н. Н. и М. И. Фигнер, А. М. Лабинский, Д. А. Смирнов, А. Д Давыдов, Г. А. Морской, Е. К. Катульская, В. А. Мартынова. В. В. Андреев со своим оркестром приглашался играть для Императорской семьи: в Александровском дворце (Царское село) 1897, 1903, 1911; 29 декабря 1893 в Гатчинском дворце; 13 августа 1897 в Купеческом зале Петергофского дворца; 1 апреля 1911 у Марии Федоровны в Аничковом дворце. С 30 января 1903 оркестр именуется как состоящий под высочайшим покровительством Его Императорского Величества Государя Императора Великорусский оркестр В. В. Андреева. Определенную роль в судьбе В. В. Андреева сыграла дружба с влиятельными чиновниками, увлеченными, как и В.В. Андреев народной музыкой. Это Т. И. Филиппов - секретарь Государственного Контроля, основатель Песенной комиссии в Петербурге в 1884 при императорском Географическом обществе и А. С. Танеев - начальник царской канцелярии, композитор-любитель. В 1898 была подготовлена концертная программа с мужским хором Т. И. Филиппова, а произведения А. С. Танеева звучали в концертах оркестра. В первые годы создания ансамбля его слушали композиторы и музыканты. Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. К. Глазунов, П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Ц. Кюи. Восторженно принимали В. В. Андреева И. Е. Репин, Л. Н. Толстой, академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев. М. А. Балакирев в начале с осторожностью относился к оркестру, хотя бывал на концертах и репетициях. Н. А. Римский корсаков в 1901 посетил репетицию оркестра и дал согласие исполнить целую программу из своих произведений на концерте 13 января 1902 в зале Дворянского собрания. Н. А. Римский-Корсаков использовал домры и балалайки в сцене свадебного поезда в опере Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии . А. К. Глазунов написал для Великорусского оркестра развернутую Русскую фантазию , премьера которой состоялась 26 февраля 1906 в Петербурге в зале Офицерского собрания Армии и Флота. Такой давки, такой массы публики нам давно не приходилось видеть в концертах В. В. Андреева, как 26 февраля. Нам думается, что помимо особенной общей любви к Великорусскому оркестру… причина такого небывалого наплыва была Русская фантазия . ( Петербургский листок // 1906, №578, 28 февраля). А. К. Глазунов неоднократно бывал на концертах оркестра в Дворянском собрании, дирижировал Русской фантазией на прослушивании в консерватории. 18 января 1904 на сцене Дворянского собрания оркестр В. В. Андреева исполнил Скерцо из IV симфонии П. И. Чайковского, совместно с симфоническим оркестром под управлением А. Л. Горелова. 9 мая 1904 на квартире В. В. Андреева Скерцо дирижировал Артур Никиш. Репертуар Великорусского оркестра включал в себя более 400 произведений. Основы репертуара около 150 названий - русские народные песни в обработке Н. П. Фомина, В. В. Андреева, В. Т. Насонова, Ф. А. Нимана, П. П. Каркина, взятые из сборников народных песен М. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Т. И. Филиппова и др. Большое место в репертуаре отводилось произведениям русских композиторов: П. И. Чайковского (около 20), Н. А. Римского-Корсакова (более 10), М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, А. К. Глазунова, А. Т. Гречанинова, А. Г. Рубинштейна, Н. Н. Черепнина и др. Произведения зарубежных композиторов: Э. Грига, Ж. Бизе, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. Наиболее исполняемыми были произведения Н. П. Фомина: Рапсодия памяти П. И. Чайковского (1898), его обработки Эй, ухнем, Ай, все кумушки домой , Как во городе царевна , Я с комариком плясала , прозвучавшие сотни раз в концертах. Среди произведений В. В. Андреева самыми популярными были вальсы Фавн и Воспоминание о Вене , Торжественный полонез , его обработки народных песен Светит месяц и Как под яблонькой . Оркестр много гастролировал по России: в 1891 он побывал в 25 городах, 1901 в 20 городах, 1902 и в 1910 в 13 городах, в 1912 и в 1913 в 30 городах. В 1908 он получает от Министерства торговли и промышленности субсидию в 10000 рублей для устройства концертов в Вене, Берлине, Париже. В 1907 для предстоящих гастролей В. В. Андреев набирает новый состав оркестра. Осенью 1908 начался период блистательных зарубежных гастролей Великорусского оркестра: Германия (1908, 1910), Англия (1909, 1910, 1911, 1912), Франция (1910), Америка и Канада (1911, 1912). В качестве солистов оркестра выступали балалаечники: с 1904 по 1911 - Б. С. Трояновский (1883-1951); с 1911 - А. Н. Зарубин; с 1912 - А. С. Доброхотов. Большой успех имели выступления дуэта гусляров В. Д. Данилов и А. А. Гартман. В 1913 фирма Gramophone Company выпустила в Петербурге тринадцать дисков с записями Великорусского оркестра, записанных в конце 1911 во время гастролей в Америке фирмой Victor. Реклама компании этих дисков начиналась словами: Слушайте у себя дома знаменитый Великорусский оркестр под управлением В. В. Андреева! 2 и 3 апреля 1913 в Петербурге состоялись концерты, посвященные 25-летию творческой деятельности В. В. Андреева. 2 апреля в Мариинском театре выступил оркестр, состоящий из 80 музыкантов. Прозвучали Русская фантазия А. К. Глазунова, вальс Фавн В. В. Андреева, пьесы П. И. Чайковского, И. Штрауса, А. Танеева. Солистами выступили Н. В. Плевицкая, П. З Андреев, М. Г. Валицкая, вундеркинд балалаечник Ника Осипов. Императорская семья посетила юбилейный концерт 2 апреля 1913 в Мариинском театре. В 1914 Высочайшей милостью В. В. Андрееву пожалованы 25 тысяч рублей на содержание оркестра, который стал именоваться Императорский Великорусский оркестр, а В. В. Андреев получил звание солиста Его Величества. Репетиции Великорусского оркестра проходили в Малой аудитории Соляного городка, на Пантелеймоновской улице, угол Фонтанки, вход с Пантелеймоновской (письмо В. В. Андреева А. А. Спендиарову. 19. I. 1909), а также в квартире В. в. Андреева в 1900-х на Моховой, а с 1912 по 1918 по адресу Набережная реки Мойки, д. 64, кв. 30, где одна из просторных комнат служила репетиционной. С 7 марта 1917 оркестр именуется Первый народный Великорусский оркестр. В этот период он остается без средств к существованию. 18 марта и 10 апреля участвует в концертах в Мариинском театре. После Октябрьских событий 1917 В. В. Андреев обращается с просьбой к Наркому просвещения А. В. Луначарскому о государственной субсидии. 29 апреля 1918 в одном из залов Зимнего дворца состоялось прослушивание комиссией музыкальной коллегии Наркомпроса. В комиссию вошли: Ф. И. Шаляпин, С. А. Кусевицкий, А. П. Жеребцова-Андреева, Е. П. Владимирова, Н. А. Малько, П. А. Оболенский, А. А. Дидерихс, А. В. Луначарский. В июне 1918 оркестр получил государственную субсидию. В марте-апреле 1918 (18 марта, 23 марта, 1 апреля) проводит серию концертов в Театре музыкальной драмы (Театральный зал Консерватории) при участии вокального квартета театра: В. А. Мартынова, Е. Ф. Петренко, И. П. Варфоломеева. Н. П. Мочалова и солистов оркестра. В том же зале 21 апреля 1918 оркестр отметил свое 30-летие большим концертом при полном равнодушии прессы и государственных органов культуры. В ноябре 1918 оркестр выезжает с концертами на Северный флот, на одном из концертов В. В. Андреев простудился. В начале декабря, по возвращении в Петроград, прямо с поезда В. В. Андреева везут в госпиталь. В ночь с 25 на 26 декабря 1918 В. В. Андреева не стало. Музыканты пытались сохранить творческое наследие своего руководителя. Удостоверение от 27 декабря 1918. Дано сие в том, что квартира в доме 64 кв. 30 по набережной реки Мойки, занимаемая скончавшимся ныне основателем и дирижером Великорусского оркестра В. В. Андреева со всем находящимся в ней имуществом, а равно музыкальными инструментами и нотной библиотекой находится под охраной Совпроса и не подлежит выселению, уплотнению и реквизиции. (ЛГИТМК, ф. 27, оп.1, ед. хр. 73). На общем собрании коллектив решил дирижерскую часть поручить Ф. А. Ниману, главным дирижером избрали основоположника и соратника В. В. Андреева - Николая Петровича Фомина. Коллектив также решил на свои средства, путем личных взносов, устроить музей-квартиру. Все исторические предметы собрали и распределили в кабинете Василия Васильевича. (ЛГИТМК, ф. 27, оп.1, ед. хр. 79) В. В. Андреев ушел из жизни в переломный момент истории России. А у Первого народного Великорусского оркестра началась новая страница творческой жизни. Л и т.: В. В. Андреев. Материалы и документы /Сот. Б. Б. Грановский. М. 1986; Баранов Ю. Е. Василий Андреев // Тверь. 2001; Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры // М. 1987; Максимов Е. И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов // М., 1983; Пересада А. И. Балалаечных дел мастер // 2002; оркестр имени В. В. Андреева / Составитель А. П. Коннов, Г. Н. Преображенский. М., 1987; Создатель Великорусского оркестра В. В. Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917) / Ред. - сост. А.В. Тихонов. СПб., 1998; Соколов Ф. В. В. В.Андреев и его оркестр//Л.,1962.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Какие фотообои лучше

News image

При слове «фотообои» сегодня у многих всплывают в памяти симпатичные березки, которыми пестрел интерьер каждого второго жилья 70-80-ых годов ушедшег...

«Веданъ Колодъ» провел этно-фестиваль в честь своего 5-

News image

Красноярская этно-группа «Веданъ Колодъ» отметила 5-летие мини-фестивалем в КЦ «Дом» с участием краснодарских и московских музыкантов. - Даже не ...

Выступления:

News image

Группа фольк-шоу «Ярмарка»

Группа фольк-шоу «Ярмарка» хорошо известна в Санкт-Петербурге не только завсегдатаям клубных и ресторанных вечеринок, но широкому кругу любителей на...

News image

Русская Воля

Фольклорный казачий ансамбль Русская Воля был создан в 2006 году. В его состав вошли выпускники и студенты Московского Государственного Университе...

Интервью:

Хелависа: У меня нет страха не собрать Олимпийский

News image

Летом очаровательная солистка культовой группы «Мельница» Хелависа — в миру Наталья О'Шей — стала мамой.

Читать

Инструменты

Рожок

News image

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри....

Домра

News image

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин домра не...

Авторизация



Новые альбомы:

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...

«Olchey» - «Chants of Nature»

News image

Проект «Olchey» в альбоме «Chants of Nature» представляет тувинское горловое пение в современной обработке. Тувинская ...

«Абвиотура» - «Тебенебо»

News image

Какие только причудливые формы ни принимает нынче этно-рок! И утяжеляется, и всякими электронными премудростями обраст...

Дмитрий Ревякин – «Жатва»

News image

Лидер группы «Калинов мост» остается одним из немногих концептуальных русских музыкантов, последовательно создающим св...