Солистка славянской этно-группы «ВеданЪ КолодЪ» Татьяна Нарышкина рассказала о пятилетии группы, про европейские гастроли и о новом альбоме, которого, по-видимому, осталось ждать недолго.
- «ВеданЪ КолодЪ» недавно отпраздновал пятилетие. Много это или мало для вас?
- Да, нам уже пять лет. С точки зрения команд, которым уже по 20 – 30 лет, мы еще очень молоды. Но если вспомнить о том, что фолк - и этно-направления в России стали полноценно развиваться буквально несколько лет назад, интерес к ним стал появляться последние пять –восемь лет, а в Сибири он вообще до массового слушателя дошел очень поздно… Даже несмотря на то, что в Сибири – мощнейшая традиция коренных народов – алтайцев, хакасов, и это была первая традиционная музыка, помимо русского фольклора, которую мы услышали. Так что могу сказать, что пятилетие – не так уж и мало. Мы выпустили три полноценных лицензионных альбома: «Племена» в 2005, «Танец леших» в 2007 и «Волчью тропу» в 2008.
Все ждут новых альбомов, но мы начали активно гастролировать. За полтора года мы не то, чтобы перестали работать над новым материалом... Те, кто ходил на наши концерты – слышал новые песни. Просто редко сейчас удается добираться до студии, да и находить на нее время и деньги. Сейчас работаем сразу над тремя новыми проектами, которые, очень надеемся, выйдут в ближайшем будущем.
Пять лет назад, когда мы только начинали играть в родном Красноярске, зрителей (и фольклористов в том числе) очень удивляло, как мы совмещаем народный материал с музыкальными инструментами. Гудок, гусли, колесная лира – были для всех такой же экзотикой, как и западноевропейские инструменты. А теперь мы все чаще встречаем фольклорные ансамбли, которые используют варганы, гудки и свирели. Это радует.
За пять лет мы даже изменились, поменяли направление музыки. Если в первый год существования мы были язычниками, играли такой pagan-folk, который многие почему-то считали аутентичным, то теперь границы расширились, и мы занимаемся музыкой русского средневековья, от раннего до позднего. Это наше (мы это всегда подчеркиваем) представление о том, как могли бы играть наши предки, исходя из данных археологов, фольклористов, историков и так далее…
- Как отметили день рождения? Радостно?
- О, да! Пятилетие мы отметили большим концертом в Москве в культурном центре «Дом». Получился мини-фестиваль с группами «Турбодзен» (Москва), «Алатырь» (Краснодар), «Белый камень» (Москва) и несколькими сольными исполнителями - Алексей Кравченко, Анастасия Овчаренко и Мария Архипова из группы «Аркона». Была пресса, мы спели несколько совместных песен, сделанных специально для этого концерта.
В мае поедем в гастрольный тур в честь этого самого пятилетия, пока нам шесть лет не исполнилось! Будет Красноярск, Барнаул, Томск, Новосибирск, Тюмень, Омск, Пермь, Пермская область. Нас очень зовут на Урал, в Челябинск, но туда мы доберемся, надеюсь, осенью.
- Вы постоянно участвуете в сборниках. Откуда к ним такой интерес?
- Я всегда удивляюсь другому. Почему считается, что у людей интереса к сборникам нет? На мой взгляд, намного интереснее купить сборник незнакомых фолк-команд, и найти там хорошие, которые вам понравятся, а не покупать наобум на фестивале альбом неизвестной группы. Я с детства люблю сборники!
Последний альбом, в котором мы приняли участие – это издание культурного фонд «Скифский рог» - сборник «Славяне. Выпуск второй». Он вышел буквально на днях. Туда вошла наша композиция «На праздник Купала» с пермской группой «Ярос». Они – замечательные ребята, но этот трек нам не нравится по качеству записи. Странно, что фонд пустил на альбом именно ее. Мне кажется, что новый вариант этой песни, которую мы поем сейчас – намного интереснее и более хитовый. По крайней мере по реакции зрителей.
- Судя по последним концертам, у вас изменился состав группы?
- Да, сейчас мы гастролируем втроем. Но это связано не с тем, что у нас изменился кардинально состав или мы кого-то выгнали из группы, а с тем, что жизнь идет. Наша младшая участница Полина Лисица, которая пришла к нам в группу в 11 лет, выросла. Она закончила школу, поступила в университет в Красноярске, и уже не может на первом курсе ездить зимой на два–три месяца в Европу или Москву.
- Как вы относитесь к движению реконструкции?
- Очень любим и саму историческую реконструкцию и реконструкторов – ребят, занимающихся данным видом деятельности. Начинаем понемногу ездить по подобным фестивалям. Постепенно меняем костюмы. Но все равно мы в первую очередь занимаемся музыкой, а не бытом, на все рук не хватает. Лучший фестиваль реконструкции среди тех, на которых мы бывали, – это «Городецкое Гульбище», на котором мы были в прошлом году. Рекомендую. И еще фестиваль средневековой культуры в Германии. Сейчас есть много предложений, но не все нас устраивают.
- Какой процент личного, авторского творчества возможен, чтобы оставаться в рамках «историчности» и стилизации одновременно? Как удается совмещать?
- Без творчества нет жизни. Это – главное во всем. Не люблю, когда твердо заявляют – это могло быть, а этого – точно нет. «Люди в деревне на Руси не играли на бубнах». Играли! И до сих пор играют! «В Древней Руси не было деревянных расчесок». Что за глупость? Они до сих пор существуют. И если что-то не дошло до нашего времени – это не значит, что люди не могли тогда экспериментировать.
Личное творчество должно быть всегда, без этого искусство невозможно. Бабушки, когда поют песни, всегда поют их по-разному. К сожалению, настоящая средневековая музыка в России не развита, и по ней будет еще очень много споров.
- Когда ждать новый альбом?
- Надеемся, что в мае выйдет альбом дуэтов – песни и музыкальные композиции из нашего репертуара, записанные с другими группами. Получается очень интересно, от сибирского редкого фольклора до народных песен в рок-обработке.
- Как часто «ВеданЪ КолодЪ» выступает в Москве?
- В Москве в последнее время стараемся выступать 2–3 раза в год. Традиционно будем стараться отметить день рождения в феврале, осенью выступим на фестивале «Скифского рога» или на иных, куда нас пригласят. Мне кажется, этого достаточно.
- Что самого необычного произошло с вами за последний год?
- Мы вырвались за границу! Говорю «вырвались» потому, что у нас было очень много предложений по фестивалям по всему миру, приглашали в Америку постоянно. Но грянул кризис, и все фестивали написали, что смогут приглашать только местные коллективы, очень извинялись. Читая эти письма, руки опускались, честно говоря. Но все равно в последний момент два огромных фестиваля пригласили на в хэдлайнеры, и после этого мы будто заново ожили.
В Чехии самое яркое воспоминание – это быстрая прогулка по Праге с послом Норвегии в Чехии. Было волшебно! Он нас даже кормил булочками своего производства и говорил, что часто слушает нашу группу. Пригласил в Норвегию.
По поездке на Украину можно было бы написать целый сценарий в стиле Кустурицы, об этом можно долго рассказывать! В Германии мы ночевали в настоящей монгольской юрте в деревенской усадьбе нашего друга Герберта. Ночами фестиваль освещался только настоящими факелами и живым огнем в огромном количестве. Выступали вместе с Faun, In Extremo и многими другими. Это очень подстегивает к развитию. Из России были только мы. К нам подходили и смотрели на нас, как на мамонтов, мы же из Сибири! А после концертов пытались на ломаном русском признаться нам в любви. Там было очень здорово. Были люди, которые на наш концерт специально приехали из Греции и Швеции. На первом концерте перед сценой стояло человек 20, на второй день – уже две сотни. А на третий собралось так много человек к большой сцене, что мы были счастливы.
- Сейчас у вас закончились зимние гастроли, они были долгими. Где были? Что видели?
- Были в Краснодаре, Казани, Твери, Пскове, Санкт-Петербурге, Троицке, Москве. Записывали новые песни, участвовали в нескольких фестивалях, в том числе и за рубежом.
- Каждый альбом у вас отличается от предыдущего, в том числе и в инструментальном плане. Правда ли, что к каждому альбому вы делаете новые инструменты, и поэтому потом не исполняете часть репертуара из-за того, что сменились инструменты?
- Не сказала бы, что мы полностью меняем инструментарий… Мы растем, взрослеют инструменты. Валерий, мой муж, совершенствует их. Так, на первых двух альбомах мы используем ребек, на третьем – гудок, реконструкцию ХII века. Сменились гусли, рог, волынки, варганы (три из них просто сломались на концертах), бубен. Но программа меняется и по нашему настроению – иногда репертуар очень трагические, тяжелый, а иногда – боевой или задорный. Да, да, мы умеем быть задорными и веселыми. Некоторые песни приходят, другие уходят. Когда отыгрываешь друг за другом пять концертов, осознаешь минусы построения программы и стараешься поставить между песнями инструментал, чтобы голос не срывать. А то ведь я помню, как на первых концертах мы пели без инструментальных композиций полтора–два часа, а потом нас выносили со сцены на носилках!
На будущих альбомах будет несколько новых инструментов: новая волынка, новые варганы, просвистель, псковские гусли и очень большой барабан.
- У вас лично есть самая любимая песня в репертуаре «ВеданЪ КолодЪ»?
- Все. Все они прошли через мою душу.
- Иностранцы понимают, о чем вы поете?
- Судя по количеству отзывов – да!
- Как выглядят на фоне Европы российские гастроли?
- Сложно сказать, как. Там лучше звук, доброжелательные звукорежиссеры, хотя все зависит от места выступления. Но самое главное отличие – в отношении к труду музыкантов. У нас часто слышу – музыканты должны выступать на фестивалях (той же реконструкции) за еду. Мол, так историчнее. Но, позвольте, в средневековье музыкантов следовало напоить, накормить, спать уложить, и все же оплатить дорогу до следующего праздника в другом городе. Так многие работают и сейчас.
В Европе ты можешь играть, положить диски неподалеку, и люди берут их, оставляя деньги. Зачастую больше, чем диск стоит! А у нас подойдут, посмотрят, восхитятся, а потом скачают из Интернета. Вот что обидно. Там на средневековые фестивали ездят, слушают, смотрят. Тысячи и тысячи человек и туристов! А у нас лучше напьются. Уж не знаю, с чем это связано. Может быть с привычкой пренебрегать своей историей и культурой...