Главная - Интервью с этно-исполнителями - Сергей Клевенский: 24 часа в сутки я ищу выход из творческого тупика!



Сергей Клевенский: 24 часа в сутки я ищу выход из творческого тупика!

сергей клевенский: 24 часа в сутки я ищу выход из творческого тупика!

Недавно у духовика-мультиинструменталиста Сергея Клевенского вышел второй сольный диск – «Галерея снов».

Он рассказал в интервью «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru», чем сольное творчество отличается от совместных проектов, а также о своем плотном рабочем графике и о том, какие стимуляторы помогают ему этот график выдерживать.

– Сергей, многие знают вас как музыканта, выступающего с Иваном Смирновым, Сергеем Старостиным. Даже Сан из 5’nizza позвал вас играть в свою группу SunSay. У вас колоссальный опыт работы сессионным музыкантом. И вот вы записали второй собственный диск. Первый, «Кровь с молоком», вышел три года назад. Каковы ощущения от сольного творчества?

– Действительно, пластинок, выпущенных совместно с кем-то, и тех, где я работал сессионным музыкантом, уже, наверное, перевалило за тысячу. Были совместные проекты, которые выстреливали на Западе, другие становились популярными в Азии. Но делать свой сольный альбом – это совсем другая история. Это как строить дом или копать себе могилу. Событие, которое здорово бьет по нервной системе. Первый альбом мой мне очень нравится, хотя он довольно спорный. Хотелось в него поместить все, заявить миру – смотрите, это я, я могу так и так, и сплясать могу, и головой об стол удариться. Участие там принимали не последние люди, и их могло быть больше, потому что переговоры шли и с Яном Андерсоном из Jethro Tull, и с Брайаном Мэем из Queen, но в последний момент я подумал: «А зачем?»

– А «Галерею снов» вы делали сами, в одиночку?

– Да, он «от» и «до» сделан мною. И он без компромиссов. Если в первый раз я в чем-то шел на поводу у друзей, которые вместе со мной делали этот альбом, то здесь все решения я принимал сам. И вдруг ни с того ни сего у меня пошло: записал одну вещь, другую, третью. В конце концов, альбом был готов, и как-то легко на душе стало. В его записи участвовал тот же Сан, на аккордеоне Миша Смирнов играл, и еще был один замечательный пианист – Фима Чупахин. И, собственно, все.

– Работать легче, когда нет необходимости прислушиваться к каждому мнению?

– Вы знаете, я стал спокойно относиться к любым мнениям. Потому что их уже столько было, и многие ничего не стоили и только сбивали с дороги. И когда у тебя появляется свое, можно идти вперед, как танк. Тебя не интересуют ни шлагбаумы, ни что там лужа впереди, ты идешь и идешь. Главное, добраться до нужного дома, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я приехал».

– А мнение слушателей вам важно?

– Конечно, да. Но тут принципиален их уровень восприятия. Ведь ребенку никогда не дашь серьезную книгу, если он еще букварь не освоил. Так и тут: будет странно, если человек, который всю свою сознательную жизнь слушал «Музыку Первого канала» или какое-нибудь радио, выскажет свое авторитетное мнение по поводу альбома. Другое дело – если высказывается музыкальный критик Дмитрий Ухов. Мне очень нравится его видение музыки, его подход. Кстати, по поводу первого моего альбома он довольно жестко отозвался. А «Галерею снов» воспринял на ура. С его подачи альбом номинирован на BBC Music Magazine Awards как лучший диск года.

– А свой замысел диска вы бы как сформулировали?

– Мне хотелось передать ощущение того времени, когда тебя занимали совсем другие вещи. Когда ты обращал внимание на то, что вот пришла осень, а вот – весна, а зимой мог лежать на снегу и смотреть на звезды. И тебя абсолютно не волновало, сколько времени прошло, начнешь ли ты после этого кашлять и будет ли болеть спина. Потому что спина в то время не интересовала тебя по определению, как и носки, промокшие оттого, что ты бегал с друзьями по глубокому снегу. И музыку ты воспринимал всем сердцем, а не так, как сейчас, вполуха – ага, это я уже слышал, этот сэмпл я уже знаю. И, на мой взгляд, там очень правильно отмечен переход от одного состояния к другому. Понятно ведь, что наступит время, и, дай бог, тебе кто-нибудь подаст стакан воды – или не подаст, но, в любом случае, будет не так стыдно за бесцельно прожитые годы, когда ты будешь знать, что вот у меня есть этот альбом, который, быть может, найдет своего слушателя.

– Сергей, давайте про концертную деятельность поговорим. Кроме вышеупомянутых музыкантов, вы играете сейчас с Андреем Козловским, выходцем из кругов авторской песни. Как так получилось?

– По большому счету, Андрюша мне не оставил выбора. Мы встретились на «Груше», где я был только один раз. Он подошел ко мне перед концертом и говорит: «Ты же у Ивана играешь на дудках? Мне понравилось, пойдем, сейчас поможешь». А я понятия не имел, что Андрюша делает. Но пошел. Мне очень понравилась эта искренность и теплота, с которой он делает свои песни. И главное – он не мешает в своих песнях участвовать другим. Дает возможность войти в музыкальное пространство.

– Каким словом можно назвать ваше с ним взаимодействие?

– Я соучастник. Я создаю атмосферу. Без меня вещь приобретает совсем другой характер. Но все равно все идет от того музыкального материала, который дает Андрей.

– А Иван Смирнов впускает в свое пространство?

– Да, хотя это непросто. Иван дает много пространства. А вот Сергей Старостин – другой, самодостаточный. Безусловно, Старостин – это наше все. Гуру российского фольклора! Его на руках надо носить. Но у каждого музыканта своя дорога. И Деду никого не нужно. Понятно, что он может взаимодействовать с одним, и другим, и третьим, но при этом все равно в его пространстве находится только он один.

– Как вы познакомились с Саном?

– Мы с Иваном Смирновым приехали в прекрасный город Харьков, и Сан пришел на наш концерт. Я вообще не знал, что такое 5’nizza, не слышал их музыку, потому что я совсем другой музыкой интересуюсь. А Миша Смирнов, наоборот, их фанатик. И вот он заметил, что Сан здесь, и начал мне тут же объяснять, что к чему, песни их петь. А после концерта Сан подошел и сказал: «Я хотел бы, чтобы мы с тобой вместе играли». И тот материал, который он показал, свою пластинку SunSay, мне показался интересным. Я почувствовал, что там есть мне место.

– Сейчас вы концертируете вместе?

– Да. У нас в октябре будет плотный гастрольный тур. Вместе пишем пластинку, она, наверное, выйдет весной.

– С кем еще вы бы хотели поиграть?

– Хотелось бы поиграть с бас-гитаристами – Антоном Горбуновым, Лешей Лебедевым. Есть величина в фольклоре очень весомая – Борис Базуров, он давно уже пишет музыку для кино, задействован во всех фильмах Кончаловского. С ним бы хотелось сотрудничать. Еще я думаю выпустить дуэтный альбом с выдающимся пианистом Сергеем Филатовым, лидером движения «Этносфера».

– Кстати, у world music в вашем исполнении всегда русские корни?

– Несмотря на то, что существует ладовость, определенные ходы, которые подчеркивают национальную принадлежность, мелодика, на мой взгляд, национальности не имеет – если играть от сердца. Однако я живу в России, она меня воспитала, и влияние тех или иных культур проходят через мой русский мозг и через мое русское сердце. Поэтому я несу русскую музыку так, как я ее вижу.

– Какие черты русского характера отражаются в русской народной музыке?

– Стойкость. Хотя сохранять стойкость с каждым днем все тяжелее и тяжелее, когда вокруг столько разочарований (смеется). Стойкость и, конечно же, юмор. Во всех традициях юмор всегда спасает.

– Многого ли мы не знаем о русской народной музыке, русских народных инструментах? Как ими можно заинтересовать подрастающее поколение?

– К примеру, у молодежи очень силен интерес к различным перкуссионным инструментам из разных стран. Им, наверное, любопытно было бы узнать, что у нас существует не менее интересная русская традиция игры на перкуссии. Есть великолепный перкуссионный инструмент – барабанка. С ума можно сойти от того, что он может.

– Жаль, что про это почти нигде не рассказывают.

– Именно. Можно было бы, допустим, сделать музыкальный телеканал, который бы отражал реальную жизнь и в фольклоре, и в джазе, и в роке, и в классической музыке. У нас же этого нет. У нас есть один канал «Культура», который эпизодически уделяет внимание музыке, и то, в основном, классической.

– По выходным показывать на этом канале программы о музыкантах…

– Кстати о выходных. В жизни нормального человека существует такой феномен, как «выходной день». В будни он в семь вечера приходит домой с работы и предоставлен сам себе. У музыкантов такого нет. Все 24 часа в сутки музыкант ищет выход из творческого тупика. Для него не существует ни выходных, ни свободных вечеров. Многие считают, что музыкант встает в два часа дня, неспешно завтракает, а вечером идет в клуб и там тусуется, разговаривая о музыке. Ничего подобного. Если бы музыкант так делал, то он бы деградировал именно как музыкант.

– Какой у вас график на самом деле?

– Ты встаешь рано утром и занимаешься на инструменте, потому что тебе нужно успеть позаниматься до репетиции. Потом ты едешь на репетицию или на запись, а вечером – на концерт. После концерта тебя ждет студия, потом несколько часов на сон, и на следующий день все повторяется снова. Если у кого-то не так, значит, дела плохи.

– И совсем нет времени на отдых? Допустим, бываете ли вы в интернете?

– Не бываю. До меня доходят какие-то обрывки информации, скажем, друзья тут рассказывали про хомячка, у которого какой-то нереальный рейтинг на YouTube. Сам я не видел. Я в этом принципиальный человек, я не хочу поднимать рейтинг хомячка.

– И с алкоголем дела не имеете?

– Он мне неинтересен. Я человек тихий, спокойный. После концерта – в номер и баиньки.

– Даже в юности себе ничего не позволяли?

– В юности, конечно, творились жуткие вещи. В конце восьмидесятых я играл в ансамбле Назарова. И мы на гастролях снимали кабаки на всю ночь и устраивали виски-пати. На двери вешалась надпись «закрыто». Мы выпивали весь бар. Как было плохо наутро, словами не передать. У нас, допустим, в 7 утра телевизионный эфир, самый рейтинговый канал, самая рейтинговая передача. А в это время весь ансамбль стоит в очередь в автомат за водой. И очередь ходит по кругу, потому что не может погасить внутри пожар. А сейчас надо беречь свое здоровье – для того, чтобы заниматься, давать нормальные концерты, чтобы все было хорошо. Если каждый день вести разгульную жизнь, то никакого здоровья не хватит.

– И никогда не хочется немного расслабиться после концерта?

– Мне алкоголь не нужен. Мне достаточно то, что я играю на своих инструментах. Это для меня лучший стимулятор.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Flёur

News image

7 марта 2009 года, накануне Международного женского дня, в московском клубе «Б1 Maximum» состоялся «большой праздничный концерт» одесской группы Flё...

Хелависа оказалась монархистом в душе

News image

21 марта в Зале ожидания царила по-настоящему волшебная атмосфера - в этот воскресный вечер Хелависа презентовала в Санкт-Петербурге свой сольный ...

Выступления:

News image

«Народный праздник»: заметки к биографии

Московский фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» в ряду преемников традиции выделяется как первооткрыватель новых путей освоения ф...

News image

РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ КВАРТЕТ СКАЗ

«Русский концертный квартет «Сказ» является одним из самых ярких камерных музыкальных профессиональных коллективов, основоположником ансамблевого н...

Интервью:

Пелагея: У нас с Наличем много общего

News image

К удивлению многих зрителей, 23-летняя певица Пелагея - частый участник многих рок-фестивалей, хоть и исполняет народные песни. Правда, называет их этно-фолк-роком. Как бы то ни было, русоволосая...

Читать

Инструменты

Балалайка

News image

Название балалайка , иногда встречающееся в форме балабайка - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, балаканью струн во в...

Домра

News image

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин домра не...

Авторизация



Новые альбомы:

«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

News image

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая. Славянские народы разошлись меж с...

Пелагея – «Тропы» (2CD)

News image

Декабрьский интернет-релиз получил впечатляющее физическое исполнение – шикарно изданный двойной альбом лучшего голоса...

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене. Свой стиль музыканты именуют ...

«Рада и Терновник» – «Живое»

News image

Этот DVD имеет подзаголовок «концертное видео 1993 – 2007». Подборка дает объективное представление о том, как выгляде...