Главная - Интервью с этно-исполнителями - Борис Базуров показал гуслетар - соединение стика и гуслей



Борис Базуров показал гуслетар - соединение стика и гуслей

борис базуров показал гуслетар - соединение стика и гуслей

К концертным выступлениям вернулся Борис Базуров, патриарх русского фолка. На мастер-классе Борис рассказывал о том, откуда пошел фолк в России, и как можно скрестить гитарный стик с гуслями.

Тема семинара была обозначена как «Архаика и хай-тек», и пришли на нее в основном практикующие музыканты. Так что разговор получился «для своих».

- Архаика и хай-тек – тема неоднозначная, - говорит Борис Базуров. – Вот мой инструмент чэпмен-стик. Когда тебе за 50, а ты впервые взялся за гитару – говорят, что человек не в себе. А меня после оперных проектов потянуло на простые формы! Ван-мен-бэнд – сам себе фестиваль.

В его исполнении звучит «Прохор-блюз».

- Смотрите, у меня карбоновые гусли – продукт конверсии, как это называют в прессе. Я до какого-то момента редко использовал стик в сочетании с гуслями. Но как-то стало понятно, что эти два инструмента дружат. Если я их свяжу с одну систему - получается система гуслетар. Название я придумал сам. Как-то отличный мастер Галицкий сделал мне гусли с грифом, - они эффектно выглядели, но не звучали. Впрочем, именно они были записаны в саундтреке к фильму «Курочка Ряба» Андрона Кончаловского.

Борис Базуров показывает варган.

- У меня варган от Александра Данилова, солиста ансамбля Покровского. Дэйв Брубек говорил, указывая на Данилова с варганом: «Вот это и есть джаз». Когда он ушел из жизни, я решил продолжить его дело игры на варгане. Думал ли я, что когда-то на варганы придет мода, и они станут продаваться в каждом подземном переходе у метро?

О гуслях Базуров прояснил главное - откуда они есть такие пошли.

- Много фольклорных ансамблей используют гусли. Красивая полиметрия, когда голос парит над звуковой фактурой – это все пошло из-под Пскова. Именно там гусляры научились так петь.

Звучит «Былина о Добрыне» – гусли играют у Базурова блюзовые наигрыши. Звучит «Про писаря» - та же история. Музыкант поясняет:

- На гуслях играешь свободной струной, и ты глушишь ненужные струны. На стике – все наоборот. Длина струны на стике гораздо длиннее, чем даже на бас-гитаре. Причем у стика, как и у гудка, басовая струна посередине. Вот что их объединяет!

Борис Базуров ответил на самый запутанный вопрос – что же такое настоящая этническая музыка.

- Никто не знает, что такое этника. В самом деле, народная музыка у всех одна, очень похожая друг на друга. Когда жили плохо, жили все одинаково. Стали жить лучше – стали по-разному. Сам термин «народная музыка» возник у российского дворянства в начале 19 века. Ездили в этнографические экспедиции, записывали на ноты. И все было легко и понятно – вот народная, вот ненародная. После революции ситуация изменилась. Многие уже забыли, что у нас была культурная революция гораздо раньше китайской. В газетах писали про культурную революцию. Были созданы дома народного творчества, созданы народные хоры с баяном в базисе. Балалайка стала символом вроде бы на века. Позднее же случилась «оттепель», и тут фольклористы заметили зияющую дыру. Фольклористы стали копаться в различных исполнениях, и замечать, что народ-то поет не так, как поют народные хоры! Стали появляться исполнители, старающиеся петь аутентично. И отчасти народные хоры повернулись в ту же сторону. Получилось, что городские студенты Гнесинки поют казачьи песни Забайкалья. Это даже не вторично, это третично… На мой взгляд этника – только там, где аутентичные исполнители живут и поют. Где-то там, где племена масаев и т.п.

Борис Базуров отметил, что свобода исполнительства в фолке беспрецедентна.

- Для меня в этнике главное – свобода. Ни в роке, ни даже в джазе такого нет. Исполнитель может менять темп, тесситуру, что угодно! Вариаций множество.

В качестве примера Базуров привел собственное исполнение былины «с плавающей точкой» - когда не зафиксировано начало строфы к музыкальным периодам, звучат гусли и исполнение былины формируется на глазах слушателя.

- В ансамбль Покровского меня взяли после армии, потому что у меня был синтезатор. Смешно, но правда. Сейчас-то я понимаю, какой фигурой был Покровский. Достаточно сказать, что у него был вшитый клапан на сердце, и он каждый раз выходил на сцену как в последний раз. Я получил образование как дирижер-хоровик. Потом начал заниматься реконструкцией, была пара ансамблей. Была «Народная опера», мы у Пугачевой в «Рождественских встречах» пели. А потом я ушел в оперный жанр. Революционером я себя не чувствую, но я создаю новые форматы.

Базуров рассказал забавную историю, как он пришел к работе со стиком.

- Со стиком была такая история – Артемий Троицкий переводил в советские 80-е статью про стик, и как-то совсем неверно перевел – дескать, на стике можно играть и басовые партии, и гитарные, и перкуссию. Потом-то выяснилось, что ничего такого нет, был неточный перевод, но мне в душу уже запало… И когда у меня появился настоящий стик, я принялся на нем импровизировать. Кстати, в детстве прищемил палец, мне его собрали по частям в Морозовской больнице. Зато теперь очень удобно слэпом играть! И я играю десятью пальцами, хотя большинство играет восемью. А мне удобно десятью!

Борис Базуров играет композиции в духе хард-рока с глубокими форсированными басами и виртуозным слэпом.

- Мне три аккорда неинтересны, - объясняет свое относительно затворничество мастер. - Новые инструменты придут послушать те, кому это интересно. «Вконтакте» у меня группа - 100 человек. И что? У нас вообще мало интересующихся музыкой.

Выяснилось, что за Базуровым тянется шлейф недобрых совпадений:

- Я репетировал в клубе «Дукат» – его снесли. Репетировал в областном ТЮЗе в Царицыно – его сносят. Такая судьба у меня…

В финале семинара Борис Базуров исполняет «Не по морю» и «Растворите темну темницу» (хутор Яминский Волгоградской области) на стихи Лермонтова – наиболее известные его композиции, прозвучавшие в фильме Никиты Михалкова «Родня».

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Хелависа посвятила презентацию погибшим в Перми

News image

Презентация сольного альбома «Леопард в городе» вокалистки «Мельницы» Хелависы (Натальи О’Шей) прошла 7 декабря в Светлановском зале Московского меж...

Чодураа Тумат дала первый сольный концерт

News image

Чодураа Тумат первой нарушила традиционный тувинский запрет на исполнение горлового пения женщинами, основав женский фольклорный коллектив «TyvaKyzy...

Выступления:

News image

Северсталь

Молодежный русский оркестр Северсталь — один из ведущих коллективов Дворца металлургов и города, который в ноябре 2005 года отметил свой 50-летни...

News image

Академический хор русской песни Славянские напевы

Художественный руководитель - композитор, Заслуженный деятель искусств России Александр Григорьевич Дармастук.

Интервью:

Сергей Клевенский: 24 часа в сутки я ищу выход из творч

News image

Недавно у духовика-мультиинструменталиста Сергея Клевенского вышел второй сольный диск – «Галерея снов».

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Рожок

News image

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри....

Авторизация



Новые альбомы:

Старостин-Волков-Курашов – «Хождение по Лукам»

News image

Странная судьба случилась у этого релиза. Концерт в Великих Луках у знаменитого этно-джазового трио состоялся еще лето...

«Пелагея» - «Тропы»

News image

Покряхтывания перегруженных процессорами нойзовых гитар, традиционная ритм-секция и прозрачный чистый вокал самой голо...

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...

Инна Желанная - «Кокон»

News image

Казалось бы, после распада «Альянса», после распада Farlanders, после старта довольно успешной сольной карьеры главной...