К концертным выступлениям вернулся Борис Базуров, патриарх русского фолка. На мастер-классе Борис рассказывал о том, откуда пошел фолк в России, и как можно скрестить гитарный стик с гуслями.
Тема семинара была обозначена как «Архаика и хай-тек», и пришли на нее в основном практикующие музыканты. Так что разговор получился «для своих».
- Архаика и хай-тек – тема неоднозначная, - говорит Борис Базуров. – Вот мой инструмент чэпмен-стик. Когда тебе за 50, а ты впервые взялся за гитару – говорят, что человек не в себе. А меня после оперных проектов потянуло на простые формы! Ван-мен-бэнд – сам себе фестиваль.
В его исполнении звучит «Прохор-блюз».
- Смотрите, у меня карбоновые гусли – продукт конверсии, как это называют в прессе. Я до какого-то момента редко использовал стик в сочетании с гуслями. Но как-то стало понятно, что эти два инструмента дружат. Если я их свяжу с одну систему - получается система гуслетар. Название я придумал сам. Как-то отличный мастер Галицкий сделал мне гусли с грифом, - они эффектно выглядели, но не звучали. Впрочем, именно они были записаны в саундтреке к фильму «Курочка Ряба» Андрона Кончаловского.
Борис Базуров показывает варган.
- У меня варган от Александра Данилова, солиста ансамбля Покровского. Дэйв Брубек говорил, указывая на Данилова с варганом: «Вот это и есть джаз». Когда он ушел из жизни, я решил продолжить его дело игры на варгане. Думал ли я, что когда-то на варганы придет мода, и они станут продаваться в каждом подземном переходе у метро?
О гуслях Базуров прояснил главное - откуда они есть такие пошли.
- Много фольклорных ансамблей используют гусли. Красивая полиметрия, когда голос парит над звуковой фактурой – это все пошло из-под Пскова. Именно там гусляры научились так петь.
Звучит «Былина о Добрыне» – гусли играют у Базурова блюзовые наигрыши. Звучит «Про писаря» - та же история. Музыкант поясняет:
- На гуслях играешь свободной струной, и ты глушишь ненужные струны. На стике – все наоборот. Длина струны на стике гораздо длиннее, чем даже на бас-гитаре. Причем у стика, как и у гудка, басовая струна посередине. Вот что их объединяет!
Борис Базуров ответил на самый запутанный вопрос – что же такое настоящая этническая музыка.
- Никто не знает, что такое этника. В самом деле, народная музыка у всех одна, очень похожая друг на друга. Когда жили плохо, жили все одинаково. Стали жить лучше – стали по-разному. Сам термин «народная музыка» возник у российского дворянства в начале 19 века. Ездили в этнографические экспедиции, записывали на ноты. И все было легко и понятно – вот народная, вот ненародная. После революции ситуация изменилась. Многие уже забыли, что у нас была культурная революция гораздо раньше китайской. В газетах писали про культурную революцию. Были созданы дома народного творчества, созданы народные хоры с баяном в базисе. Балалайка стала символом вроде бы на века. Позднее же случилась «оттепель», и тут фольклористы заметили зияющую дыру. Фольклористы стали копаться в различных исполнениях, и замечать, что народ-то поет не так, как поют народные хоры! Стали появляться исполнители, старающиеся петь аутентично. И отчасти народные хоры повернулись в ту же сторону. Получилось, что городские студенты Гнесинки поют казачьи песни Забайкалья. Это даже не вторично, это третично… На мой взгляд этника – только там, где аутентичные исполнители живут и поют. Где-то там, где племена масаев и т.п.
Борис Базуров отметил, что свобода исполнительства в фолке беспрецедентна.
- Для меня в этнике главное – свобода. Ни в роке, ни даже в джазе такого нет. Исполнитель может менять темп, тесситуру, что угодно! Вариаций множество.
В качестве примера Базуров привел собственное исполнение былины «с плавающей точкой» - когда не зафиксировано начало строфы к музыкальным периодам, звучат гусли и исполнение былины формируется на глазах слушателя.
- В ансамбль Покровского меня взяли после армии, потому что у меня был синтезатор. Смешно, но правда. Сейчас-то я понимаю, какой фигурой был Покровский. Достаточно сказать, что у него был вшитый клапан на сердце, и он каждый раз выходил на сцену как в последний раз. Я получил образование как дирижер-хоровик. Потом начал заниматься реконструкцией, была пара ансамблей. Была «Народная опера», мы у Пугачевой в «Рождественских встречах» пели. А потом я ушел в оперный жанр. Революционером я себя не чувствую, но я создаю новые форматы.
Базуров рассказал забавную историю, как он пришел к работе со стиком.
- Со стиком была такая история – Артемий Троицкий переводил в советские 80-е статью про стик, и как-то совсем неверно перевел – дескать, на стике можно играть и басовые партии, и гитарные, и перкуссию. Потом-то выяснилось, что ничего такого нет, был неточный перевод, но мне в душу уже запало… И когда у меня появился настоящий стик, я принялся на нем импровизировать. Кстати, в детстве прищемил палец, мне его собрали по частям в Морозовской больнице. Зато теперь очень удобно слэпом играть! И я играю десятью пальцами, хотя большинство играет восемью. А мне удобно десятью!
Борис Базуров играет композиции в духе хард-рока с глубокими форсированными басами и виртуозным слэпом.
- Мне три аккорда неинтересны, - объясняет свое относительно затворничество мастер. - Новые инструменты придут послушать те, кому это интересно. «Вконтакте» у меня группа - 100 человек. И что? У нас вообще мало интересующихся музыкой.
Выяснилось, что за Базуровым тянется шлейф недобрых совпадений:
- Я репетировал в клубе «Дукат» – его снесли. Репетировал в областном ТЮЗе в Царицыно – его сносят. Такая судьба у меня…
В финале семинара Борис Базуров исполняет «Не по морю» и «Растворите темну темницу» (хутор Яминский Волгоградской области) на стихи Лермонтова – наиболее известные его композиции, прозвучавшие в фильме Никиты Михалкова «Родня».