Заново писать об известных коллективах, таких как «Песняры», очень непросто и ответственно. Сколько уже точек зрения высказано об их творчестве за многие годы, и не дилетантами, а знаменитыми композиторами, музыкантами, критиками. Как говорится, ни прибавить, ни убавить. Но есть еще такая категория, как время, и всегда можно найти новую точку отсчета в работе коллектива, поговорить о его нынешнем «лице», его планах. Итак, «Песняры» были гостями «Мэрцишора» три года назад. Тогда они показали кишиневцам новую программу «Памяти Янки Купалы». С чем приехал ансамбль в нашу столицу сегодня? Как чувствуют себя его участники, истинные знатоки и признанные исполнители народной песни в век «металлистов» и повального увлечения молодежи группой «Модерн токинг» и ей подобных? Что делают члены коллектива для возрождения любви к фольклору, для его понимания?
Об этом мы и говорили накануне концерта с художественным руководителем «Песняров» Владимиром Мулявиным и его женой, киноактрисой, снявшейся в фильмах «Хождение по мукам», «Грядущему веку» и других, Cветланой Пенкиной, сыгравшей немалую роль в том, что делает сегодня коллектив.
В гостиничном номере было по-домашнему уютно. На столе пыхтел самовар, чуть поодаль в кресле покоилась уставшая от праведных трудов «мулявинская» гитара, рядом с ней лежал раскрытый томик Маяковского...
— Что, любите нашего знаменитого поэта-трибуна? - поинтересовалась я у Владимира Георгиевича.
— Не только любим, но и... поем, - улыбнулся он и добавил: «о об этом чуть позже. Сначала о нашем амплуа. Изменилось ли оно на сегодняшний день? Нет, мы поклонялись и поклоняемся народной пеcне. И пока будут существовать «Песняры», это останется главным в их творчестве, несмотря ни на какие модные веяния в музыкальном мире. Мы никогда не были «ансамблем для дискотек» и потому не считаем даже самые популярные зарубежные рок-группы своими соперниками. Мои коллеги видят свою главную задачу в другом - научить людей, особенно молодых, понимать фольклор, видеть за ним красоту и величие души своего народа, и еще - научить ту же самую молодежь различать, «что такое хорошо и что такое плохо» в музыкальном искусстве. Конечно, жизнь вносит коррективы, но они не затрагивают наших основ. Словом, все первое отделение концерта «Песняров» будет отдано фольклору. Кишиневцы услышат известные песни - своего рода визитные карточки ансамбля - «Коляда», «Вероника», «Белоруссия» и новые обработки народных песен «Лятят гуси», «На мощеном тракте» и другие. Многие из них были присланы нам благодарными жителями деревень и сегодня эти песни исполняют в республике уже в нашей интерпретации. Это приятно...
— А что во втором отделении? Опять новая программа?
— Даже две, правда, в отрывках. За три года с момента последней встречи с вашим городам мы успели кое-что сделать. Премьера первой программы, посвященной 40-летию Победы, «Через всю войну» состоялась в Москве 9 Мая прошлого года. В нее вошли написанные мной песенные композиции на стихи поэтов-фронтовиков, действительно переживших и перечувствовавших войну - Кульчицкого, Гудзенко, Твардовского... Программа не раз проверялась на «заинтересованном» зрителе, чтобы не было ни одной ноты фальши. И когда на премьере, за кулисы с благодарностью приходили не только седые ветераны, но и «зеленая» молодежь, мы были счастливы — значит, проняло...
— А вторая программа каким-то образом связана с Маяковским? - высказала я свои догадки.
— Совершенно верно, - ответил Владимир Георгиевич, - но об этом вам лучше расскажет Светлана. Она немало вложила в этот цикл - и как актриса, и как ценительница поэзии. А я отвечу лишь на вопрос, который, уверен, вы обязательно зададите. Как, мол, это - «Песняры», и вдруг Маяковский? Да и можно ли вообще писать песни на стихи такого поэта? В принципе, ничего невозможного нет. Другое дело, как это будет выглядеть. Разумеется, непривычно. И работать нам было очень сложно. Но в этом и суть. Думаю, что коллектив заслужил моральное право на поиски, эксперименты и даже на риск «сесть не в свои сани», поскольку трудился более семнадцати лет, оттачивая свое мастерство, и достиг определенной степени совершенства. Но вот теперь можно и о самой программе...
— Премьера ее состоится этим летом в Москве, - сразу откликнулась Светлана. - Называться программа будет «Во весь голос». Сюда войдут отрывки из таких стихов и поэм, как «Xорошo», «Облако в штанах», «Прозаседавшиеся», лирика поэта. Музыкальные решения разнообразные - от
акапелльных до роковых композиций. Конечно, подумали и о зрелищности — декорациях, костюмах. Этим занимаются специальные люди. Я другое хочу выделить: в работе своей над программой мы шли не от поэзии, а от жизни Маяковского. Целый год «открывали» его для себя: читали воспоминания, знакомились с перепиской. В Воронеже нам посчастливилось встретиться с профессором местного университета Абрамовым, большим знатоком творчества поэта. Пока что говорить о программе в целом трудно, но уже отдельные номера показывают, что она вызовет интерес у публики... - Главное, - снова вступает в разговор Мулявин, - чтобы Маяковский был близок и понятен зрителю, но при этом не потерялись «Песняры» как ансамбль...
— Кстати, состав исполнителей у вас все тот же?
— Да, за небольшим исключением. Костяк по-прежнему составляют заслуженные артисты БССР Александр Демешко, Владислав Мисевич, Анатолий Кашепаров, ветераны ансамбля, солисты Валерии Дайнеко и Игорь Пеня. Недавно в коллектив влились близкие нам по духу Владимир Беляев, Олег Мартаков, Александр Растопчин. Думаем мы и о резерве, традиции «Песняров» надо кому-то продолжить. Именно с этой целью и решили создать при ансамбле студию. Объявили в республике конкурс. На прослушивание приглашались ребята от 17 до 21 года. Выбрали семь человек из числа студентов Института культуры. Работают они сейчас параллельно с нами, репетируют, кстати, приехали в Кишинев. Ими я доволен, но вот то, что пришлось увидеть в ходе конкурса, право, расстроило. Многие его участники не знали и не понимали не только родную песню, но и затруднялись исполнить что-либо из отечественного репертуара вообще. Один очень молодой и несомненно талантливый парень целый час пел нам «под итальянцев», а попросили спеть на родном языке - затруднился. О чем это говорит? Об элементарном неуважении к своей культуре. И мне видится в этом определенная доля вины современных молодежных ансамблей страны. Порой в погоне за дешевыми, сиюминутными эффектами они теряют главное - думающего и чувствующего зрителя. А без этого не может быть настоящего искусства. Как без проекта кирпичного дома невозможно построить дом.