Главная - Ансамбль Песняры - Г. Скороходов Звезды советской эстрады (глава про ВИА Песняры



Г. Скороходов Звезды советской эстрады (глава про ВИА Песняры

г. скороходов  звезды советской эстрады  (глава про виа  песняры

Бремя популярности легло нелегким грузом на их плечи: непрерывные гастроли по стране, длительные переезды, высокая норма ежемесячных концертов - почти не оставляют времени на работу над новым репертуаром. Некогда записаться на пластинки - важнейший этап в жизни каждого коллектива, позволяющий зафиксировать достигнутое, подвести итог сделанному. При довольно большом количестве спетых «Песнярами» за шесть лет существования песен (около ста пятидесяти) на граммофонные диски легли немногим больше двадцати - остались незаписанными многие по самому строгому счету лучшие произведении.

И если в этих трудных условиях «Песняры» не только не снижают уровень мастерства, но и продолжают искать новое, расширять репертуар, то дается им это ценой огромного напряжения, подчинения всей жизни совершенствованию своего коллектива, отказа от отдыха во имя пополнения репертуара образцами белорусского фольклора — основы их творчества.

Фольклорная экспедиция, предпринятая ансамблем летом 1975 года, особенно показательна. Вместе с одним из своих постоянных авторов, таким же страстным, как они, поклонником белорусских несен, Игорем Лученком «Песняры» в дни своего отпуска отправились в глубь республики - в окрестности небольших городов Турова и Житковичей. Они шли из деревни в деревню, переправлялись на плотах через речки и повсюду записывали песни. Иногда пели сами, и в ответ скептически настроенные поначалу старейшие жители села открывали свои кладовые: пели любимое, порой давно непетое, полузабытое, такое, что не найдешь ни в каком фольклорном сборнике.

Одна из замечательных песен, открытых в экспедиции, «Радзинская», давно в репертуаре ансамбля, другие разучиваются, но большая часть в запаснике , без которого «Песняры» не мыслят жизни. К известным толкованиям названия ансамбля — певцы, поэты, сказители, кобзари — они по праву прибавили еще два: собиратели и пропагандисты, отстояв это право творческой практикой.

Практика складывалась не вдруг и нелегко.

Начало было положено в 1969 году. Окончив воинскую службу, братья Владимир и Валерий Мулявины (в армии они служили в Ансамбле песни и пляски Белорусского военного округа) решили не расставаться с музыкой. Владимира одолевала одна идея — создать свою группу. Он долго искал единомышленников, утрясал организационные вопросы (убедить руководство филармонии, что затеваемый коллектив ей позарез необходим, было не так-то просто), подбирал репертуар, делал аранжировки, вел репетиции.

Шестеро музыкантов уже тогда твердо решили, что основой их программ будет белорусская народная песня в современной обработке.

Мы рассуждали так, — рассказывает Владимир Мулявин. Каждая эпоха читает классику своими глазами. Не ставим же мы под сомнение современное прочтение В. Шекспира, А. Островского, А. Грибоедова в театре? Нет, не искусственную подгонку под «потребу дня», а настоящее художническое прочтение... Народная песня - та же классика. Почему мы, люди атомного века, должны петь ее только так, как спел ее когда-то один человек сто или даже двести лет назад? Мы не сомневались в правоте, хотя бы в праве на эксперимент... .

Но программа, целиком построенная на народных песнях, казалась слишком большим риском. На него никто не пошел: ведь от того, как встретят первые слушатели ансамбль, во многом зависела его дальнейшая судьба. Поэтому, когда 1 сентябри 1969 года мулявинская группа (ее название в ту пору — «Лявоны») впервые появилась на эстраде, она приготовила зрителям два отделения: первое — фольклорное, второе — шлягерное. Шестеро «лявонов» в ярких кафтанах, «при усах» пленили зал своим пением и игрой с самого начала концерта. Успех, который выпал на долю народных песен, ошеломил музыкантов — он явно не мог идти в сравнение с успехом известных шлягеров, на которые делалась спасительная ставка.

Это позволило принять окончательное решение: петь только «свое», в основном белорусские песни, а также произведения, написанные специально для ансамбля. В Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (октябрь 1970 года) у «Песняров» «чужих» шлягеров уже не было. Народные песни «Ой. рано на Ивана», «Косил Ясь конюшину», «Скрипят мои лапти», песня Ю. Семеняки на стихи М. Богдановича «Ты мне весною приснилась», мастерство и вдохновенность исполнения, смелое сочетание электроинструментов с подлинно народными — лирой, дудочкой, старинной гармоникой - все это обеспечило «Песнярам» убедительную победу и звание лауреатов.
В Москве же ансамбль впервые исполнил песню И. Лученка «Хатынь» - произведение большого гражданского звучания, которое и называть надо скорее не песней, а балладой. Баллада-реквием по погибшим в сожженном фашистами селе для многих прозвучала неожиданно. Но «Песняры» с завидной последовательностью продолжили в дальнейшем линию политической песни, начатую «Хатынью». Правда, и песня «Памяти Виктора Хары» («Выстрадай, Чили»), о легендарном певце, павшем жертвой хунты; и «Мать» И. Лученка — А. Кулешова; и композиция В. Мулявина на стихи Е. Евтушенко «Ванька-встанька» протест против войны; и «Баллада о четырех заложниках» — волнующий рассказ о трагедии батьки Миная, гибели его семьи, и другие произведения репертуара «Песняров» иной раз вызывали споры, возражения против включения в эстрадные программы произведений трагедийного звучания. Зрители же поддержали поиск ансамбля безоговорочно.

«Я слышал, как поют „Песняры „Балладу о четырех заложниках , писал корреспондент «Известий» Н. Матуковский. Слышал песню и мертвую тишину зала. Пять тысяч человек одновременно переживали трагедию батьки Миная. Я видел, как плакали в зале люди, не только ветераны и пожилые женщины, но и девушки, юноши. Такие слезы, как говорят, дорого стоят.

А когда зазвучала «Хатынь», все пять тысяч человек встали и слушали ее стоя...» (Матуковский Н. «Песняры». - Известия, 1975, 25 июля).

И снова концерты — сегодня здесь, а завтра там. И снова успех, выходящий за пределы страны. Газеты часто пишут о них, сообщая, как об обыденном, рядовом, о фактах, достойных удивления: «На Всесоюзном конкурсе советской песни, проходившем в рамках фестиваля советской молодежи в Минске летом 1973 года, «Песняры» выступили на голову выше других ансамблей. Они спели в последнем туре и, не дождавшись решения жюри, уехали на фестиваль советской песни в польский город Зелену Гуру. Через несколько дней на традиционном празднике, проводимом газетой «Трибуна роботнича», увидели свежий номер «Комсомолки», сообщение, что они лауреаты, победители. А через несколько месяцев - фестивальный Берлин... (Тюрина Т. Песня и «Песняры». - Комс. правда. 1974, 4 янв.).

Это события одного лета, одного года. Минск, Зелена Гура, Варшава, Берлин. Ответственнейшие выступления, требующие огромного напряжения. Конкурсы всесоюзные, зарубежные, международные. И всюду победы, а в Берлине даже две — лауреатство на X Всемирном фестивале молодежи и студентов и первенство в соревновании исполнителей современной политической песни. Откуда берутся силы, как ансамбль, достигший успеха, смог ни в чем не утратить его, а, напротив, приумножить? Приумножить, не повторяя завоеванное, а идя вперед, продолжая поиски, не утрачивая вкус к эксперименту, обнаруженный при рождении?

Готовясь к памятному выступлению на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, «Песняры» репетировали свою программу в течение полугода по 10— 12 часов в сутки. Ежедневно. Сегодня куда бы они ни ехали на гастроли, их первое и обязательное условие — помещение для репетиций. Репетируют и в дороге. Репетируют и перед концертом — с утра и нередко до той поры, когда публика уже стягивается к театру. Изо дня в день. Энтузиазм, одержимость пением, служение искусству и в возвышенном смысле (но об этом меж собой разговоров не ведут), и в самом житейском: ежедневная работа, труд, выматывающий и одновременно приносящий удовлетворение, труд тяжелый и привычный, без которого ансамбль теперь не мыслит своего существования, труд коллективный, основанный на взаимопонимании, единстве творческих устремлений.

Состав ансамбля за эти годы менялся. Не стало Валерия Мулявина, трагически погибшего. Некоторые ушли, не выдержав напряжения, разуверившись в верности пути. Но ядро группы, «организующий кристаллик» остались неизменными: Владимир Мулявин — «дядька» своих витязей, художественный руководитель, дирижер, режиссер, гитарист и солист-вокалист, к тому же композитор и аранжировщик, чьи самобытные обработки определяют стиль ансамбля: его первый помощник Владислав Мисевич. играющий на флейте, саксофоне, дудочке, солист-вокалист; Александр Демешко — ударные и солист-вокалист; Анатолий Кашепаров — солист-вокалист.

В их репертуаре по официальной статистике около ста пятидесяти песен — это те, что исполнялись и ИСПОЛНЯЮТСЯ в концертах, по радио и телевидению. Едва ли не вдвое больше тех, что разучиваются для себя в лабораторном порядке, как говорится. Многие из них не находят выхода на эстраду из-за жесткого самоконтроля: показавшаяся вначале интересной песня вызвала затем неудовлетворение, другие бракуются, ибо являют собой, как выясняется, повторение пройденного и т. д.

Чтобы не «изобретать велосипед», «Песняры» следят за работой вокально-инструментальных ансамблей не только наших, но и зарубежных. Внимательно прослушиваются записи, изучаются музыкальные сборники, статьи в советских и зарубежных журналах. Только на одно наитие здесь не полагаются.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Нино Катамадзе во время концерта расцеловала первые ряд

News image

Концерт Нино Катамадзе и группы Insight состоялся 9 апреля на сцене МХАТ им. Горького. Певица не заставила долго себя ждать: не успели зрители как с...

Как появилось Евровидение?

News image

Евровидение является ежегодным музыкальным конкурсом песен, который осуществляется среди исполнителей из стран, которые входят только в Европейск...

Выступления:

News image

«Народный праздник»: заметки к биографии

Московский фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» в ряду преемников традиции выделяется как первооткрыватель новых путей освоения ф...

News image

Концертное объединение Уральский хор

В начале октября 2003 произошло одно из важнейших событий культурной жизни Свердловской области. Три крупнейших учреждения культуры: Свердловский г...

Интервью:

«Земляничная Поляна»: Radiohead и Саинхо встретились!

News image

В результате экспериментов с составами (виолончель, афроперкуссия, арт-гитара) и поисками стиля и нового саунда, группа «Земляничная Поляна» пережила полный апгрейд: обновились люди, из стилевых нап...

Читать
школа роллеров в москвеВход оплачивается отдельно: 350р в будни / 400р в выходные (250р для детей до 7 лет включительно). Групповые занятия: 5000р/8 занятий (вход в РХ также оплачивается отдельно). Расписание.

Инструменты

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Ложки

News image

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального ин...

Авторизация



Новые альбомы:

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей. Вот первым владельцам мобильных т...

«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

News image

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая. Славянские народы разошлись меж с...

Дмитрий Ревякин – «Жатва»

News image

Лидер группы «Калинов мост» остается одним из немногих концептуальных русских музыкантов, последовательно создающим св...

Надежда Бабкина: На фиг мне петь песни, написанные на потре

News image

На фестивале «Славянский базар» Надежда Бабкина порадовала не только своими сольными номерами, но и дуэтом с лауреатом...

Детальное описание зимнее пальто женское на нашем сайте.