Главная - О движении Этносфера и его участниках - Начало конца или заповедник для курских соловьев



Начало конца или заповедник для курских соловьев

начало конца или заповедник для курских соловьев

В селе Борки - не поют. Рядом село Спальное - тоже не поют. Нигде больше в курских деревнях, некогда известных своими богатыми песенными традициями, больше не поют. А в Плёхово – поют. Не оттого ли, что повадились туда московские фольклористы ездить ещё с середины прошлого века. Всё ездят и ездят, заставляя вспоминать старинные песни и наигрыши тамошних стариков и старух. Уже выросло не одно поколение некогда «молодых фольклористов», уж стариками стали те, кто в то давнее время о пенсии и не думал. А плёховский Тимоня всё водит свой карагод. Вот только не на улицах курских деревень, а всё в основном на сценах столичных клубов, да на заграничных фестивальных площадках. Я не фольклорист. И не этнограф. Мне не проанализировать феномен плёховской песни. Да и не надо. Меня интересует та тенденция, которая или погубит аутентичный курский фольклор, или, наоборот, спасёт его для потомков.
Во время последнего концерта плёховского ансамбля «Тимоня», приехавшего к своим старинным московским друзьям детскому фольклорному ансамблю «Веретёнце», меня поразила вскользь брошенная одной бабулькой со сцены фраза: молодёжь-то на селе есть, вот только неинтересно им то, что мы поём, не хотят они ни петь, ни карагод водить. Только москвичам заезжим это всё нравится и интересно. Они вот уже сколько лет регулярно приезжают в Плёхово, записывают песни, привозят детишек, которых учат петь плёховские бабушки и дедушки. Что это? Тяга к экзотике? Протест против мэйнстрима официозной культуры? Или дают себя знать так называемые «корни», то есть то, что в предках всех русских есть крестьяне, ибо Россия – аграрная страна с общинным укладом хозяйствования, всегда глубинным приоритетом ставила землю, труд на земле, обладание ей. И наша тяга к шести соткам под ненужную нам картошку, которую всё равно выкопают бомжи, а мы опять по весне будем возиться на грядках, проклиная их и не имея сил от них оторваться – это тоже проявление этих самых «исторических корней». И мечты каждого из нас о каком-то мифическом утре в деревне с кукареканьем петуха, запахом свежего хлеба из непонятно откуда взявшейся русской печи, в которой давно уже никто в деревнях никакого хлеба не печёт, вкусом парного молока, ветки черёмухи, заглядывающей сквозь кружевную занавеску кухонного окна бревенчатой деревенской избы… Мы идеализируем какую-то мифологему, прихлёбывая порошковое молоко из китайской кружки со знаками зодиака азиатского календаря. Но даже само существование такой «умственной картинки» в голове абсолютно каждого русского человека – это уже толчок для некоторых из нас попытаться найти её воплощение, хотя бы частичное. Мы ищем. И некоторые находят.
25 лет назад образовался московский фольклорный ансамбль «Веретёнце». Его художественный руководитель Елена Алексеевна Краснопевцева и музыкальный – Борис Серафимович Ефремов вместе ищут в курских деревнях закопанные клады традиционной русской культуры. Все эти годы они вместе с воспитанниками ездят в экспедиции в самые дальние уголки области, на реку Псел, – как куряне говорят, в Попселье.
«Сама я закончила институт культуры, отделение руководителей народных хоров, но, честно говоря, народные хоры в прежнем их виде меня не привлекали, – вспоминает Елена Алексеевна. – Но я прочла книгу о традиционном фольклоре Анны Васильевны Рудневой, профессора Московской консерватории. А потом услышала выступления народных певцов из деревень. В те времена они были довольно редкими. И поняла, где зарыт бесценный клад, который следует поднять на поверхность и подарить другим. И моими университетами стала экспедиционная работа, общение с сельскими стариками, изучение всех сторон жизни, быта этого уникального социума. Особенно меня привлек Курск с его богатейшим культурным наследием».
Участники «Веретенца» разучили, например, популярный в курских деревнях танец «Тимоня» с ярко выраженными «мужскими» и «женскими» движениями. Потом – хоровод, где с помощью цветных поясков женщины выстраивают определенную фигуру танца. Пояс, кстати, считается одной из самых ярких деталей народного костюма: девушки ткали его вручную, а затем цепляли на него гроздья цветных бомбошек и помпончиков. Пояса служили не только украшением, но и оберегом, их дарили возлюбленным, считалось, что чем больше помпончиков, тем любовь крепче. В середине прошлого века домотканые пояса уступили место капроновым платкам с люрексовой нитью – это был, наверное, последний «писк» деревенской моды.
Кроме танца, в курских селах сохранился богатый инструментарий. Некоторые музыкальные инструменты известны с XI века, например кугиклы – набор тростниковых дудочек, их, как правило, до пяти штук, и все они умещаются в пальцах одной руки. Есть рожки, балалайки, позже появилась гармонь. Вот гудки, прообраз современной скрипки, время, увы, не сохранило. Борис Серафимович Ефремов делает их сам, по фотографиям в книгах. Столь же богатый инструментарий сохранился только во Владимирской области – время донесло до нас владимирские рожки. «Веретенце» имеет в арсенале заливистый квартет рожечников.Но самое главное – это все же песня. В репертуаре «Веретенца» их около трехсот: есть обрядовые, которые пелись в пост, на свадьбах, на похоронах, а есть те, что поются, когда душа просит. Записаны они в основном в селе Плёхово. Чем стариннее песня, тем она проще по музыкальному ладу, витиеватее по тексту, в ней больше поэтических образов, символики. Можно всегда одну и ту же песню петь, считают участники ансамбля, и всякий раз это будет другая песня, у нее будет новое душевное наполнение, звучание, иная внутренняя жизнь. Иногда песни длятся по 5–7 минут, в них множество куплетов с описаниями каких-то событий, случившихся в незапамятные времена, например разлука или встреча с невестой. Иной раз фольклористы запишут в одной деревне десять куплетов, а в другой, к удивлению своему, им кто-нибудь споет еще семь-восемь. В свадебную обрядовую песню подставляются имена конкретных людей – молодожёнов. Вот, скажем, такой текст, завораживающий своей поэтичностью: «Алексеюшка Матвеевич хорош да пригож, он ходит-бродит по двору, заходит во конюшенку свою, у воротиков Татьянушка стоит...»
«Если в деревне есть хоть один талантливый певец (мы называем таких людей мастерами), то весь деревенский ансамбль будет звучать прекрасно, – говорит Елена. – К великому сожалению, старые мастера уходят, а с ними исчезает навсегда их песенное богатство». Как это страшно – потерять навсегда. За последние годы мы так много потеряли и как государство, и как обычные люди. Потеряли не просто многое, а почти всё: историю, независимость, друзей, земли, национальную гордость, военные подвиги, могилы наших воинов, обеспеченную старость, неприкосновенность жилища, бесплатное образование и медицинское обслуживание, уверенность в завтрашнем дне, сотни тысяч нерождённых детей.…И вот в этом бесконечно длинном списке потерь может оказаться ещё одна: потеря русской народной песни. Не в вариантах «Балаган лимитед» или Бабкиной, а в том исконно чистом и безукоризненно поэтическом виде деревенского многоголосья, сопровождаемого танцевальным пересеком или тихим всхлипыванием над горькой долей русского человека. Как мы будем жить без колыбельных с гулями, без тетёшек, без застольных песен? Какого это нынешним молодым мамам, баюкать малышей под матерные песни Шнура? Чувствуют ли они, что им и их малым деткам чего-то не хватает? И это «что-то» - не бутылка пива или «кетчупа Балтимор»? Так хочется верить, что сейчас мы наблюдаем временное затмение национального коллективного разума. И надо только чуть-чуть продержаться, капельку потерпеть и вновь зазвучит:

«Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!»

Моя дочь-первоклассница на днях выступала на заседании Научно-лицейского общества в школе, где она учится. А учится она в старой муниципальной московской гимназии Фридмана. Тема её доклада «Русское народное искусство». Её классный руководитель знала, что девочка уже три года ходит в «Веретёнце» и попросила нас представить младшие классы на заседании НЛО. Мы, конечно, согласились, хотя доклад 7-летней девочки – это трудно представить. Готовились долго, тщательно, перебирая предметы нашей маленькой коллекции различных русских промыслов. И вот в день доклада дочь в девичьем сарафане курской области с пышным «хвостом» из разноцветных капроновых платков, а я в свадебном наряде рязанской области с корзиной филимоновских и богородских игрушек, хохломы, гжели, павлово-посадских платков стоим на сцене, дочь около микрофона, я - в ряду экспонатов. Актовый зал гимназии, затаив дыхание, слушал и смотрел на диковинные предметы, которые мы выставляли на столе. В конце доклада дочь повертела меня на сцене, рассказывая о понёве и рубахе с полетами, об украшениях-оберегах и барановских платках. Когда же мы с ней запели старинную русскую песню «Сосёнушка», то все дети и взрослые отхлопывали нам ритм дружными аплодисментами. После доклада пришлось объявлять перерыв, так как дети хотели подержать в руках вещи, которые мы принесли. С удивлением я узнала, что никто из них не держал в руках богородской игрушки и они всё норовили подёргать за шарик-противовес, не зная, что его надо крутить. Учитель технологии не хотела выпускать меня из рук, вертя так и эдак. Выяснилось, что она сейчас ходит на платные курсы по изготовлению русского костюма, так им только картинки показывают, но ни одного костюма не приносили. А ей так хочется научиться всему этому самой и передать своим ученикам навыки изготовления русских костюмов и украшений. Какие лица были у детишек и их учителей! Это был настоящий праздник, героями которого были русские ремёсла и костюмы. И чуть-чуть мы с дочерью. Наверное, так и надо жить. Как учил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Давайте поправим ветку черёмухи над ажурной занавеской, допьём молоко и пойдём в карагод. Пусть русский карагод вновь завивается по улицам русских деревень помногу часов, вовлекая, как и раньше, всё новых и новых людей в свою яркую круговерть.

Имя Сергея Клевенского пока известно только в профессиональной музыкальной среде. Прекрасный музыкант, мультиинструменталисть, освоивший более десятка самых экзотических духовых инструментов, Сергей своим творчеством дарит настоящее эстетическое удовольствие не только общей массе слушателей, но и утонченным профессионалам, давно уставшим от всей музыки. Если каким-то образом попытаться определить статус Сергея Клевенского по шкале принятой в спорте, например, хоккее, то наверное этот музыкант получил бы звание самого ценного игрока команды. Действительно, Сергей самый нужный и востребованный сессионный музыкант, который в студии и особенно на сцене может совершенно изменить звучание стандартной по составу группы. Свирели, различные разновидности флейт, волынки, кларнет, whistles, жалейки, рожки, и другие духовые инструменты в его руках приобретают необыкновенную жизнь, непередаваемую прелесть, какую-то трансцендентную энергию космоса. Он чувствует на каком инструменте, в каком месте и как играть, ему не надо особо ничего говорить. Он со своими, порой совершенно непонятными инструментами, легко вписывается в любую музыкальную культуру, от акустического фьюжна, до тяжелого электронного рока, порой превращая самую обыденную, привычную звуковую фактуру в неповторимый оригинал. Услышав в Лондоне его игру Brian May (из Queen) сразу предложил сотрудничество, так как этот музыкант, имеющий громадный опыт, мгновенно оценил потенциал и возможности нашего музыканта. Быть может скоро мы увидим Сергея Клевенского среди звезд мировой музыки.
Естественно, что Сергея Клевенского приглашают на записи многие музыканты, желающие привнести в свою музыку неповторимый колорит звучания, обогатить ее новыми красками, создать особый дух.
Достойное место Сергей занял в замечательном квартете Ивана Смирнова, нашего легендарного акустического гитариста. В сочетании акустической гитары, его флейты и другие инструменты звучат просто фантастически! И словами это не передать. Надо это слышать…
Как раз к моменту написания статьи закончена запись его сольного альбома «Кровь с молоком», который без сомнения не оставит равнодушным истинных ценителей настоящего искусства. Музыка Сергея, весь альбом очень свеж и оригинален и тем самым заметно выделяется на фоне музыкального продукта, который тиражируется массовой культурой. Я уверен, что альбом будет высоко оценен и в профессиональных музыкальных кругах.
Мы рады, что сегодня на страницах журнала вы можете прочитать интервью с этим удивительным музыкантом.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Мельница» устроила рождественскую премьеру

News image

Удивительные подарки решила подарить своим поклонникам группа «Мельница». Музыканты будто решили развеять хандру, характерную для первой послепраздн...

Пелагея представила новый альбом, который нельзя купить

News image

25 апреля 2009 года состоялся уже третий концерт группы «Пелагея» в столичном клубе «Б1-Maximum». В этот раз коллектив представлял свой новый, второ...

Выступления:

News image

Репетиционные базы "HendrixStudio" для музыкантов

HendrixStudio это целая сеть репетиционных студий, они предоставляют потрясающие помещения, предназначенные для репетиций. Абсолютно каждая репети...

News image

Группа фольк-шоу «Ярмарка»

Группа фольк-шоу «Ярмарка» хорошо известна в Санкт-Петербурге не только завсегдатаям клубных и ресторанных вечеринок, но широкому кругу любителей на...

Интервью:

Пелагея: Врачи снова разрешили мне петь!

News image

После благотворительного концерта «Рок против рака» Пелагея рассказала NEWSmusic о подготовке нового альбома. Наиболее яркое впечатление от фестиваля «Рок против рака» произвела именно Пелагея. Н...

Читать

Инструменты

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Домра

News image

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин домра не...

Авторизация



Новые альбомы:

Рада и Александр Марченко - «Колыбельная для кошки»

News image

Сольный альбом дивы психоделического фолк-рока Рады Анчевской записан с Александром Марченко, известным по ансамблю ин...

Дмитрий Ревякин – «Жатва»

News image

Лидер группы «Калинов мост» остается одним из немногих концептуальных русских музыкантов, последовательно создающим св...

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом. А пока выпущен сингл из четырех песен, предвестник буду...

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны. Ту...