Поводом собрать вместе уникальные коллективы, в своем творчестве не лубочно, но по-честному и серьезно исследующие глубины русского фольклора, стал фестиваль в Рязани, названный несколько напыщенно, но духоподъемно: Первая молодежная соборная встреча Азбука духа и свободы . Нет-нет, пусть название не пугает - смотрим, что на выходе .
В Дни славянской письменности, изобретенной некогда изрядными неформалами своего времени Кириллом и Мефодием, на валах древней крепости Старая Рязань состоялась музыкальная часть фестиваля. Собрался более чем правильный состав. Когда вы еще вместе услышите ансамбль аутентичной древнерусской музыки Сирин , лучшего балалаечника России Алексея Архиповского, целый ансамбль исполнителей на пастушьих рожках Нерехтские рожечники , а также живьем полустудийный проект Душеполезные песни на каждый день , участниками которого, напомню, являются: лидер группы АукцЫон Леонид Федоров, руководитель Сирина Андрей Котов, ведущий российский фолк-музыкант и исследователь Сергей Старостин, а также виртуоз неистового контрабаса Владимир Волков?
Так встретились аутентичный фольклор и современные авангардные новации, что, как уже давно доказано, позволяет подчас наиболее близко и тонко прочувствовать исконную национальную традицию. «Это люди, которые объединяют в творчестве свою собственную яркую индивидуальность, великолепное знание и классической, и джазовой традиции с теми национальными корнями, что есть в каждом из нас», - так охарактеризовал всех участников Андрей Котов. Про каждый коллектив, выступивший на фестивале, стоит сказать особо – «проходных», в общем-то, не было. И в этом. безусловно, заслуга Сергея Старостина, руководителя музыкальных программ фестиваля Азбука духа и свободы . Ансамбль Купина , к примеру, исполняет исконно русский музыкальный фольклор на гуслях - инструментах, которые для многих из нас остались только в сказках и исторических фильмах. Ан нет – вот они, и услаждают слух переливами, в богатстве звучания не уступая, между прочим, ни китайской лютне, ни японской цитре. А сколь многолика русская балалайка, не перестает уже какой год на сцене доказывать Алексей Архиповский, которого устроители предусмотрительно поставили в финале: его балалайка «взрывает мозг» и свободно пляшет в пространстве от «Калинки» до менуэтов, от риффов в духе Deep Purple до психоделических атональных переборов и звукоподражаний.
Очень вдохновил рязанскую публику и гостей Первой молодежной соборной встречи участник многих этнофестивалей проект Волга : древнерусские распевы солистки Анжелы Манукян на электронные ритмы в стиле даб, трип-хоп, хаус, которыми управлял Роман Лебедев (экс-«Коррозия металла»), иногда подключая к действу и гитару.
Хорош был и сет в стиле этнофьюжн Трио в составе: Сергей Клевенский (кларнет, народные духовые инструменты) - Таисия Краснопевцева (вокал, колесная лира) - Сергей Филатов (клавишные). Особенно запомнилась песня про Красную Армию – переосмысление городского фольклора, облаченного стараниями музыкантов едва ли не в форму деревенского плача, где нашлось, между тем, место и иронии (слово «стеб» здесь употреблять как-то не хочется).
Начался концерт с призывного пастушьего рожка Сергея Старостина, который вызвал на сцену ансамбль Нереxтских рожечников – колоритных молодцов-удальцов в расшитых русских одеждах. А закончилась программа совместным исполнением песни «Глубоко» с той самой пластинки Душеполезные песни на каждый день , фрагменты которой были показаны на этот раз и изумленному рязанскому слушателю.