Духовные стихи, как неотъемлемая часть русского фольклора, являются высшим художественным выражением народной веры в слове. Зародились духовные стихи на заре христианства как песенное воплощение литературно оформленных в Библии, апокрифах или житиях религиозных сюжетов. Вместе с христианством духовные стихи пришли на Русь в X веке и не только пустили разветвлённые корни в культурный пласт восточных славян, но и дали богатые всходы . Подобное окультуривание чужеродных текстов для восточных славян произошло безболезненно потому, что в богатом песенном фольклоре русичей были близкие духовным стихам эпические тексты, которые в XIX веке учёные обозначат как былины, сам же народ долгое время называл их старинами. Так, русичам по душе пришёлся ратный поборник христианства св. Георгий, тем более что Киевская Русь уже знала подобных героев-змееборцев, которые боролись за единство Руси, а св. Георгий закрепил это единство утверждением христианской веры:
Едет он, Георгий Храброй,
Ко той земле Светлорусской,
От востока до запада поезжаючи,
Святую веру утверждаючи.
(Стихи духовные 1991: 104)
Змееборческий сюжет – древнейший в мировом искусстве. И если мы сопоставим древнерусских богатырей-змееборцев со св. Георгием, то увидим при разности содержания общие композиционные элементы и формальные признаки изображения ратных подвигов. Вот как описывается в былине битва богатыря Михайло Потыка со Змеем:
Как скоро тут Михайло сын Иванович
Захватил змею ю во клещи-то,
Хватил он тут-то прутья железные,
И почал бить поганую...
(Былины 1957: 282-283)
А вот как описывается подвиг св. Георгия:
...Проснулся Егорий да со крепкого сна.
Он встаёт на ноженьки-то резвые,
Говорит змее да таковы слова:
Ты не радуйся, да змея лютая!
Не твои это головушки во съедение.
Уж ты стань, змея, да тиха-кротка,
А не станешь ты тиха-кротка,
Тиха-кротка да что скотинушка,
Я сожгу тебя да нонь на пепелок .
Он брал, Егорий, да змею да во белы руки,
Привязал он, Свет, на шелков пояс,
Подаёт змею девицы во белы руки.
Принимай, девица, змеи лютыя...
(Стихи духовные 1991: 98)
В первом случае, в описании сражения Михайло Потыка со змеем, налицо передача физических усилий богатыря в воинском столкновении с противником, во втором, в единоборстве св. Георгия со Змеем, описывается не столько физическая мощь и сила святого, сколько его нравственная убеждённость в правоте христианства, которая и помогает ему справиться с представителем мира зла. И, таким образом, можно сказать, что герои духовных стихов являются не столько богатырями физической силы, сколько богатырями духа.
Как только духовные стихи появились в фольклорной среде восточных славян, они не только испытали воздействие со стороны словесной культуры русичей, но, в свою очередь, повлияли на фольклорные тексты. Так, например, описание подвига древнерусского богатыря Добрыни Никитича даётся на пересечении двух традиций – фольклорно-дохристианской и традиции духовных стихов. Это видно по былине Добрыня и Змей , сюжет которой отразил историческую коллизию противостояния язычества и православия. Само же купание богатыря в Пучай-реке есть ничто иное, как метафорическое изображение крещения киевлян в реке Почайне, а колпак земли Греческой , которым богатырь побеждает Змея, указывает на византийскую приверженность веры. И, таким образом, былинный богатырь побеждает Змея не только благодаря своему воинскому искусству, но и благодаря православию, которое он приемлет. Кстати, это содержание отражается и в эпитетной характеристике богатыря, который после данного подвига будет называться не иначе как богатырь святорусский. Христианские маркировки легко прочитываются в былине:
А Добрынюшка плавать горазд ведь был:
Он нырнёт на бережок на тамошний,
Он нырнёт на бережок на здешний.
Нет у Добрынюшки добра коня,
Да нет у Добрыни платьев цветныих, –
Только лежит один пухов колпак,
Пухов колпак да земли Греческой,
По весу тот колпак да целых три пуда.
Как ухватил он колпак земли Греческой,
Да шибнёт во Змею во проклятую,
Он отшиб Змее двенадцать хоботов.
(Былины 1988: 48-49)
Соответственно, и былинные традиции тоже отразились в ранних духовных стихах о Егорий Храбром и Фёдоре Тироне:
...Молодой человек Фёдор Тирон,
Он натягивал свой крепкий лук,
Он накладывал две стрелы калёны,
Он стрелял в двенадцать змеёнышей,
Побивал двенадцать змеёнышей.
Выручал он свою родну матушку
Из тоё из муки змеиныя...
(Стихи духовные 1991: 92)