С наступлением лета пришла пора опен-эйров под открытым небом. В минувшие выходные в Москве прошли сразу два этно-фестиваля – «Иван Купала» в ЦПКиО им.Горького и «Shadelynx Folk-Rock Fest» в парке «Музеон» на территории ЦДХ.
Древний языческий праздник Иван Купала празднуется 7 июля по григорианскому календарю, и 24 июня по юлианскому (в день летнего солнцестояния). В этот праздник принято купаться, прыгать через костры для очищения от злых духов, искать цветущий папоротник, и в эту самую короткую ночь в году запрещено спать. Совпадение даты и даже времени двух фестивалей получилось случайным, и наверняка каждый из них недосчитался зрителей. Однако отличия между ними есть. «Иван Купала» нацелен на ритуал древнего славянского праздника солнцестояния, и собрал близкие этой теме фолк-группы из четырех стран – Латвии, Польши, Белоруссии и России. «Shadelynx Fest» объединил отечественные группы, о которых давно и подробно пишет один из старейших фолк-сайтов в рунете shadelynx.ru.
Зрителей, как водится, пришло больше на российских музыкантов. Лежа на травке под жарким солнцем, или танцуя босиком по той же травке, публика горячо встречала каждого из выступавших, вне зависимости от их музыкальных достоинств. Все слишком давно и хорошо известны – Tintal, The Dartz, Ива Нова, Дорога Водана, Тол Мириам, Анна Пингина, Календарь и др. Особо стоит отметить сет питерских девушек «Ива Нова» - они составили его из песен недавно вышедшего альбома «К себе нежно», и оказалось, что публика уже хорошо знает слова новых песен, и с удовольствием подпевает им. Фестиваль в Парке Горького в первую очередь представил российскому зрителю звезду world-music из Латвии ILGI, работающую в жанре пост-фолка почти 30 лет. Альбом Ne uz vienu dienu группы ILGI занял второе место в европейском чарте World Music Charts Europe (WMCE).
- В Латвии огромное количество песен про Ивана Купалу, хотя у нас маленькая страна, - рассказывает «Новым известиям» основательница группы Ilga Reizniece. - Только на бумагу перенесено 1250 мелодий на эту тему. Латыши – поющий народ, почти каждый поддержит если не многоголосие, то одноголосие уж точно. И мы можем петь час, два, три… Праздник Иван Купала называется у нас «Лиго» и поддерживается у нас на государственном уровне, и правительство выделяет деньги на фольклорные фестивали в честь этого. 23-24 июня – официальные выходные дни. Кроме того, такие праздники поддерживают пивные компании, в Латвии варится много разного пива, и для пивников это отличный метод продвижения своего товара. Вот такой парадокс – коммерция помогает фольклору.
В своем сете ILGI продемонстрировала отменное владение разными музыкальными стилями, умело вплетая народные латышские песни про Ивана Купалу в рок-фактуру, джазовые импровизации и даже кантри.
Польский ансамбль Czeremszyna родился в местечке Czeremcha, где перемешаны самые разные культурные традиции – белорусские, польские, украинские, еврейские, татарские, литовские и русские. Даже разговаривают там на особом диалекте. И в музыке Czeremszyna на разудалый танцевальный рок-бит положены самые разные темы – от «7:40» до украинского гадания суженого на Ивана Купалу. В Польше наблюдается всплеск интереса молодежи к своим древним традициям, - констатирует лидер «Черемшины» Barbara Kuzub-Samosiuk. - Много групп, поющих только народные песни. Выходных у нас нет, но правительство выделяет деньги на фольклорные праздники. Поддержки на ТВ и радио почти нет, но фестивали собирают значительное количество зрителей. Мы сами проводим ежегодный фестиваль «Черемшина», на него приезжал уже российский «Reelroadъ».
Белорусская группа Osimira показала, что события с недавним уходом из нее части участников не отразились на ее музыкальной мощи. По-прежнему Osimira играет задорный кривичский фольклор, показывает яркое этно-шоу, и Андрусь Палаўчэня по-прежнему весьма убедителен в роли фронтмена шоу.