Главная - Духовные стихи - Духовные стихи на Руси



Духовные стихи на Руси

духовные стихи на руси

После своего появления на Руси духовные стихи получили повсеместное распространение благодаря узнаваемости эпической формы и близкого содержания, а также благодаря их распространителям – бродячим певцам. В Киевской Руси после введения христианства утвердилось паломничество по святым местам. Так как подобные путешествия были не безопасны, то искатели святых мест путешествовали не в одиночку, а, как тогда говорили, ватагами. В долгом пути они бывали пропитание разными способами, в том числе и песнопениями. На Руси таких людей стали называть каликами перехожими или калеками, так как часть их имела физические недостатки:

...Пошли калики в Ерусалим-град

Уж как Господу Богу помолитися,

На плакун-траве да покататися,

Во Ердань во реке да окупатися

(Былины 1988: 471)

Так говорится в былине Сорок калик со каликою . И далее в ней повествуется о том, что, по возвращении из Ерусалима-града, калики по просьбе князя Владимира поют Еленьской стих . Изображение исполнения Еленьского стиха в данной былине является прямым доказательством того, что именно бродячие певцы Древней Руси – калики – и были первыми распространителями духовной поэзии. Любовь народа к подобным песнопениям привела к тому, что калика-певец получает богатырский статут и становится в ряд с любимыми народными богатырями Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем и помогает своим собратьям защищать Русскую землю от врагов:

Поезжает казак Илья Муромец

Во тую ли силу в великую,

Во тую ли силу правой рукой,

Добрынюшка Микитинич – левой рукой,

Калика шла серёдочкой.

Стал он своею дубиною помахивать.

Как куда махнул, дак пала улица,

Отмахивал – переулочек, –

Прибили всю силу неверную.

(Былины 1988: 470)

Исходя из содержания этого текста, можно сказать, что наряду с былинами, духовные стихи содействовали сплочению земель восточнославянских племён, а когда обрушились на Русь татаро-монгольские полчища, духовные стихи, опять-таки вместе с былинами, воспитали новых богатырей для спасения родины. Победа на поле Куликовом была их общей победой, и не случайно героями битвы наряду с дружинниками Московского великого князя Дмитрия Ивановича стали и иноки Троицкого монастыря Пересвет и Ослабя.

С победой на поле Куликовом расширился содержательный диапазон духовной поэзии. Во многом этот процесс был связан со сменой исполнителей. Как отмечает в XIX веке исследователь древнерусской культуры Ф. И. Буслаев, произошло это тогда, когда на смену каликам перехожим пришли слепые старцы-нищие, которые и доселе обходят сёла и деревни со своими духовными стихами (Буслаев 1990: 306).

Но подобное наблюдалось и в XX веке. По отзывам А. Н. Жилко, исполнители духовных стихов ходили по русским хуторам Латгалии и после II Мировой войны. В основном это были нищие, ради куска хлеба предпринимали они этот труд. Бывало, и у ворот городских кладбищ сидели они, прося подаяние, исполняли различные духовные стихи (Жилко 1999: 37-38). Наиболее частыми в репертуаре нищей братии были стихи об Алексее Божием человеке, о Миколе Угоднике, о двух Лазарях. Выражение тянуть Лазаря или петь Лазаря до сих пор является синонимом просьбы о милостыне.

Среди нищих певцов были не только простые исполнители, но и создатели новых текстов духовной направленности. Однако, надо отметить, что духовные стихи, хотя и являются частью фольклорной культуры, они, тем не менее, отличаются от светских текстов, например, таких, как подблюдные или троицко-семицкие песни, свадебные или, тем более, игровые песни.

Духовный стих, – справедливо замечает Ф. И. Буслаев, – по своему религиозному содержанию стоит вне текущих мелочей действительности. Он – уже не забава и не досужее препровождение времени, не застарелый обряд, сросшийся с ежедневными привычками. Как церковная книга, он поучает безграмотного в вере, в священных преданьях, в добре и правде. Он даже заменяет молитву, особенно в умильных плачах и душеполезных назиданиях (Буслаев 1990: 307).

Духовные стихи, с самого начала их появления на Руси, несли в себе огромное нравственное начало – призыв к милосердию и любви, мечту о доброй и справедливой жизни. Они были философски осмыслением вечных вопросов: в чём смысл земного пребывания человека на земле, что есть истина и какова природа добра Во почему, наряду с церковными службами, духовные стихи вне стен храмов продолжали нравственное просветительство народа.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Пелагея научила «Абвиотуру» и Джефри Ориему пасхальным

News image

Фестиваль «Поле-Music» состоялся 16 июля в московском клубе «Арена». Концерт, в котором обычно принимают участие этнические музыканты из самых разны...

Эта непрофессиональная народная музыка

News image

Этномеханика -- новая инициатива устроителей фестиваля СКИФ, часть программы по заполнению сетки расписания бывшего кинотеатра Прибой , отданного...

Выступления:

News image

Скоморохи

Ансамбль Скоморохи - лауреат премии Ленинградского комсомола (1984), Дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), Дип...

News image

Государственный национальный ансамбль песни и танца Кар

Мы — Государственный ансамбль песни и танца Карелии “Кантеле”. Мы живем в Петрозаводске, столице удивительного края под названием Карелия. Два. Мы...

Интервью:

Хелависа: У меня нет страха не собрать Олимпийский

News image

Летом очаровательная солистка культовой группы «Мельница» Хелависа — в миру Наталья О'Шей — стала мамой. Певица родила дочку, которую назвали в рифму — Нина Катрина. Последние полгода артистка пр...

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Баян

News image

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название баян встречается в афишах и реклама...

Авторизация



Новые альбомы:

«Yarga sound system» - «Live»

News image

«Группа «Ва-Та-Га» ушла в бессрочный отпуск», – гласит надпись на сайте одной из лучших отечественных этноэлектронных ...

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам. Немногочисленные дорогие клубы, летние ...

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене. Свой стиль музыканты именуют ...

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей. Вот первым владельцам мобильных т...