Главная - Духовные стихи - Репертуарный список духовных стихов



Репертуарный список духовных стихов

репертуарный список духовных стихов

Весь репертуарный список духовных стихов можно разделить на две разновеликие группы: на тексты, созданные до XVII века (условно их можно обозначить как старшие тексты) и после XVII века, точнее, после раскола русской церкви, когда в официальных кругах духовные стихи пошли на убыль, а в старообрядческой среде (и вообще в гонимых духовных структурах) этот жанр получил большое распространение. Как некогда в эпоху земельной раздробленности Древней Руси, так и после национальной трагедии XVII века – раскола Русской Церкви – духовные стихи сплачивали единоверцев, укрепляли их в вере.

К старшим текстам добавились новые: об Аввакуме, о боярыне Морозовой, о кончине матери-церкви, стих о прекрасном раю, Гора Афон и др. Сборник духовных стихов, изданный в Москве в 1991 г., представляет 24 текста, созданные старообрядцами после раскола. А духовные стихи, изданные Гребенщиковской общиной в 1994 г. в двух частях, в большинстве своём и состоят из новых текстов, один из которых называется 20 век , а духовный стих о Никоне имеет пушкинский подзаголовок: Дела давно минувших дней преданья старины глубокой (Духовные стихи 1994: Ч. 1, 53). Новые духовные тексты зачастую создавались профессиональными поэтами. Таким, в частности, был Николай Алексеевич Клюев (1884-1937), собравший в 1912 г. свои духовные гимны и стихи в книгу Братские песни , изданную в Москве.

Старообрядцы духовную поэзию называют чаще всего псальмами или духовными псалмами, как об этом можно узнать из произведений такого знатока старообрядческого быта, как П. И. Мельников-Печерский. В рассказе Гриша , характеризуя героя, Мельников-Печерский пишет: Подвизался Гриша житием строгим; в великие только праздники вкушал горячую пищу, опричь хлеба да воды ничего в рот не брал. Строгий был молчальник, праздного слова не молвил, только, бывало, его и слышно, когда распевает свои духовные псалмы... (Мельников 1982: 271).

Герой Мельникова-Печерского любил распевать новый стих Похвала пустыни , созданный старообрядцами после раскола:

О, прекрасная мати-пустыня!

Сам Господь тебя, пустыню, похваляет:

Отцы по пустыне скитались,

И ангелы им помогали...

(Мельников 1982: 270)

Стих Похвала пустыне , любимый героем Мельникова-Печерского, является достойным наследником раннего стиха об Алексее Божием человеке. Общехристианский подвижник тоже отказался от всех жизненных благ во имя высвобождения души и всё

Терпел святой с благодарением,

С радостью Алексей нужды принимает,

Князю Ефимьяну не взвещает,

А Господа Бога он прославляет;

За своих за рабов Богу молится.

Молится Алексей у отца в доме невемым,

Кушал на неделе по просвирке,

Во всякой неделе исповедался,

Святым тайнам приобщался,

Чудным крестом благословлялся.

(Стихи духовные 1991: 137)

Непосредственной же моделью для духовного стиха Похвала пустыне явились стихи о Иосафе-царевиче:

Расплакался млад юноша

Иосафий Царевич,

Перед пустынею стоя:

Прекрасная пустыня!

Восприми меня, пустыня,

С премногими грехами,

Со многозорными делами,

Яко матерь своё чадо

На белыя руцы!

Научи меня, пустыня,

Волю Божию творити...

(Стихи духовные 1991: 153-154)

Духовный стих Похвала пустыне – один из популярных в староверческой среде. Варианты этого стиха перепечатывает И. Н Заволоко в Родной старине : в 7-м номере поморскую интерпретацию XVIII века Стих пустынножителей и, в том же номере, Стих Иосафа-царевича о пустыне ; в сдвоенном 11-12-м номере журнала Заволоко снова публикует текст об Иосафе-царевиче, на этот уж раз записанный им самим в деревне Римши Режицкого уезда от К. М. Тереховой.

В чём секрет популярности данного текста? Наверно, потому, что в нём содержится развёрнутая нравственная программа поведения человека на земле ( душевное спасение ), определённая вечными духовными ценностями, которыми человек должен руководствоваться. Одновременно духовный стих раскрывает и главную воспитательную функцию: Нас, грешных, обращают / На чистое житие поучают . По этой причине духовные стихи были и остались неисчерпаемым кладезем правил этического поведения человека и житейской мудрости.

Вот почему в 30-е гг. прошлого века И. Н. Заволоко не только сам собирает, но и приобщает к собирательству духовных стихов других людей. Сам же он публикует в журнале Родная старина девять текстов духовных стихов: Идут лета всего света... , Стих об антихристе , Стих о Соловецком разорении , Сказ об иконе Троеручицы , Стих пустынножителей , Стих о киновиарсе выгорецкого общежительства Андрее Дионисовиче , Стих Иосафа-царевича о пустыне , Стих душеполезный , Духовный стих об Иосафе-царевиче . В 1933 и 1937 гг. Заволоко двумя изданиями выпускает сборники Духовные стихи старинные (последнее издание московское издательство Китеж: репринтно переиздало в 1997 г.).

В самом начале 30-х гг. руководитель хора причетников РГСО Перфирий Феодорович Фаддеев собрал и опубликовал при помощи Рижского кружка ревнителей русской старины Сборник духовных стихов (Рига, 1931) Этот Сборник , как и публикации Заволоко, стали репертуарной основой не только хора РГСО, но и многих хоров старообрядческих общин как в довоенной Латвии, так и в наши дни. И, таким образом, великое наследство наших предков продолжает выполнять свою благородную нравственно-воспитательную направленность

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Хелависа оказалась монархистом в душе

News image

21 марта в Зале ожидания царила по-настоящему волшебная атмосфера - в этот воскресный вечер Хелависа презентовала в Санкт-Петербурге свой сольный ...

Flёur

News image

7 марта 2009 года, накануне Международного женского дня, в московском клубе «Б1 Maximum» состоялся «большой праздничный концерт» одесской группы Flё...

Выступления:

News image

«Шедевры русского многоголосия»

В программе: протяжные, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые песни и причитания разных областей России.

News image

Колокола России

Ансамбль Колокола России под руководством лауреата международных конкурсов Галины Филимоновой. Был создан в 1992 году в Москве. Виртуозное влад...

Интервью:

Пелагея: У нас с Наличем много общего

News image

К удивлению многих зрителей, 23-летняя певица Пелагея - частый участник многих рок-фестивалей, хоть и исполняет народные песни.  

Читать

Инструменты

Варган

News image

Варган (от лат. organum - музыкальный инструмент) - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший с...

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Авторизация



Новые альбомы:

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны.

Le Turkus-Kai – «Sundown on Santorini»

News image

Под загадочным именем Le Turkus скрывается гитарист Иосиф Левитис, весьма примечательная фигура. Получив в Америке отм...

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам.