Главная - Духовные стихи - Репертуарный список духовных стихов



Репертуарный список духовных стихов

репертуарный список духовных стихов

Весь репертуарный список духовных стихов можно разделить на две разновеликие группы: на тексты, созданные до XVII века (условно их можно обозначить как старшие тексты) и после XVII века, точнее, после раскола русской церкви, когда в официальных кругах духовные стихи пошли на убыль, а в старообрядческой среде (и вообще в гонимых духовных структурах) этот жанр получил большое распространение. Как некогда в эпоху земельной раздробленности Древней Руси, так и после национальной трагедии XVII века – раскола Русской Церкви – духовные стихи сплачивали единоверцев, укрепляли их в вере.

К старшим текстам добавились новые: об Аввакуме, о боярыне Морозовой, о кончине матери-церкви, стих о прекрасном раю, Гора Афон и др. Сборник духовных стихов, изданный в Москве в 1991 г., представляет 24 текста, созданные старообрядцами после раскола. А духовные стихи, изданные Гребенщиковской общиной в 1994 г. в двух частях, в большинстве своём и состоят из новых текстов, один из которых называется 20 век , а духовный стих о Никоне имеет пушкинский подзаголовок: Дела давно минувших дней преданья старины глубокой (Духовные стихи 1994: Ч. 1, 53). Новые духовные тексты зачастую создавались профессиональными поэтами. Таким, в частности, был Николай Алексеевич Клюев (1884-1937), собравший в 1912 г. свои духовные гимны и стихи в книгу Братские песни , изданную в Москве.

Старообрядцы духовную поэзию называют чаще всего псальмами или духовными псалмами, как об этом можно узнать из произведений такого знатока старообрядческого быта, как П. И. Мельников-Печерский. В рассказе Гриша , характеризуя героя, Мельников-Печерский пишет: Подвизался Гриша житием строгим; в великие только праздники вкушал горячую пищу, опричь хлеба да воды ничего в рот не брал. Строгий был молчальник, праздного слова не молвил, только, бывало, его и слышно, когда распевает свои духовные псалмы... (Мельников 1982: 271).

Герой Мельникова-Печерского любил распевать новый стих Похвала пустыни , созданный старообрядцами после раскола:

О, прекрасная мати-пустыня!

Сам Господь тебя, пустыню, похваляет:

Отцы по пустыне скитались,

И ангелы им помогали...

(Мельников 1982: 270)

Стих Похвала пустыне , любимый героем Мельникова-Печерского, является достойным наследником раннего стиха об Алексее Божием человеке. Общехристианский подвижник тоже отказался от всех жизненных благ во имя высвобождения души и всё

Терпел святой с благодарением,

С радостью Алексей нужды принимает,

Князю Ефимьяну не взвещает,

А Господа Бога он прославляет;

За своих за рабов Богу молится.

Молится Алексей у отца в доме невемым,

Кушал на неделе по просвирке,

Во всякой неделе исповедался,

Святым тайнам приобщался,

Чудным крестом благословлялся.

(Стихи духовные 1991: 137)

Непосредственной же моделью для духовного стиха Похвала пустыне явились стихи о Иосафе-царевиче:

Расплакался млад юноша

Иосафий Царевич,

Перед пустынею стоя:

Прекрасная пустыня!

Восприми меня, пустыня,

С премногими грехами,

Со многозорными делами,

Яко матерь своё чадо

На белыя руцы!

Научи меня, пустыня,

Волю Божию творити...

(Стихи духовные 1991: 153-154)

Духовный стих Похвала пустыне – один из популярных в староверческой среде. Варианты этого стиха перепечатывает И. Н Заволоко в Родной старине : в 7-м номере поморскую интерпретацию XVIII века Стих пустынножителей и, в том же номере, Стих Иосафа-царевича о пустыне ; в сдвоенном 11-12-м номере журнала Заволоко снова публикует текст об Иосафе-царевиче, на этот уж раз записанный им самим в деревне Римши Режицкого уезда от К. М. Тереховой.

В чём секрет популярности данного текста? Наверно, потому, что в нём содержится развёрнутая нравственная программа поведения человека на земле ( душевное спасение ), определённая вечными духовными ценностями, которыми человек должен руководствоваться. Одновременно духовный стих раскрывает и главную воспитательную функцию: Нас, грешных, обращают / На чистое житие поучают . По этой причине духовные стихи были и остались неисчерпаемым кладезем правил этического поведения человека и житейской мудрости.

Вот почему в 30-е гг. прошлого века И. Н. Заволоко не только сам собирает, но и приобщает к собирательству духовных стихов других людей. Сам же он публикует в журнале Родная старина девять текстов духовных стихов: Идут лета всего света... , Стих об антихристе , Стих о Соловецком разорении , Сказ об иконе Троеручицы , Стих пустынножителей , Стих о киновиарсе выгорецкого общежительства Андрее Дионисовиче , Стих Иосафа-царевича о пустыне , Стих душеполезный , Духовный стих об Иосафе-царевиче . В 1933 и 1937 гг. Заволоко двумя изданиями выпускает сборники Духовные стихи старинные (последнее издание московское издательство Китеж: репринтно переиздало в 1997 г.).

В самом начале 30-х гг. руководитель хора причетников РГСО Перфирий Феодорович Фаддеев собрал и опубликовал при помощи Рижского кружка ревнителей русской старины Сборник духовных стихов (Рига, 1931) Этот Сборник , как и публикации Заволоко, стали репертуарной основой не только хора РГСО, но и многих хоров старообрядческих общин как в довоенной Латвии, так и в наши дни. И, таким образом, великое наследство наших предков продолжает выполнять свою благородную нравственно-воспитательную направленность

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Калинов мост раскрыл Тайну древнего руна

News image

Акустический концерт группы «Калинов мост» состоялся 26 июня в ЦДХ. Дмитрий Ревякин объявил это выступление прощальным перед периодом летних отпуско...

Ива Нова и Anatomie Bousculaire: Баба Яга и Fuck

News image

Чего не умеет питерская фолк-рок группа Ива Нова - так это выйти и просто спеть свои песни. Концерты этого женского коллектива всегда отличаются не ...

Выступления:

News image

Русская Воля

Фольклорный казачий ансамбль Русская Воля был создан в 2006 году. В его состав вошли выпускники и студенты Московского Государственного Университе...

News image

Национальный академический оркестр народных инструменто

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова — лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле

Интервью:

«ВеданЪ КолодЪ»: Играем представление о том, как могли

News image

Солистка славянской этно-группы «ВеданЪ КолодЪ» Татьяна Нарышкина рассказала о пятилетии группы, про европейские гастроли и о новом альбоме, которого, по-видимому, осталось ждать недолго. - «Веда...

Читать

Инструменты

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Авторизация



Новые альбомы:

«Тол Мириам» - «Песни черни»

News image

Среди прочих фолковых коллективов «Тол Мириам» выделяется пронзительностью интонаций. Сравнивать с «Мельницей» такую г...

The Dartz - Proxima Parada

News image

После выхода этого альбома впору засомневаться – да такой уж фолк-рок этот The Dartz? Скорее, тут самый обычный европе...

Инна Желанная - «Кокон»

News image

Казалось бы, после распада «Альянса», после распада Farlanders, после старта довольно успешной сольной карьеры главной...

«Reelroadъ» - «Гуляю, гуляю»

News image

Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился. Помнится, первый альбом группы почти целиком со...