После выхода этого альбома впору засомневаться – да такой уж фолк-рок этот The Dartz? Скорее, тут самый обычный европейский рок – то психоделический, то танцевальный.
CD. ООО «Перекресток Рекордс», 2009.
Этнические краски только намекают на место действия. The Dartz разыграл антиутопию на тему будущего Европы: христианская культура пала под натиском мусульманской, города украсились минаретами, бытовая и материальная культура пришла в упадок – корабли ржавеют, снесена Эйфелева башня и прочие архаизмы:
Не станет лишнего в Европе -
Кому нужна, к примеру, Польша?
Зачем Европе Украина? Зачем все эти Нидерланды?
Пора их выдернуть, как гланды!
Из уст человека по фамилии Курцман особенно интересно слышать космогонические идеи об исламской Реконкисте и ответственности европейцев за христианскую инквизицию. Концепция горячая и бурно обсуждаемая сейчас в кругах интеллектуалов Европы.
Когда захватят мир арабы,
То станет лучше он немного.
Но каково же музыкальное воплощение? Что предлагает группа, которая стала известна благодаря задорному фолк-року на невероятном миксе ирландской, шотландской, финской, русской музыки и даже кантри?
Группу-то и не узнать. Утяжеленный саунд, отказ от веселых плясовых, «сделавших» ей имя. И – поп-рок с колоритными отсылками, прежде всего к испанской и арабской музыке. Сразу два трека альбома длятся более 9 минут – и это дань концептуальной психоделике 70-х, поклон многочастной композиции и киношным звуковым эффектам. Пение а-ля суфийские распевы выглядит довольно наивно даже на фоне отечественных подражаний каввали Нусрат Фатех Али Кхан. В таких случаях надо либо браться и делать качественно, либо не начинать вовсе. Золотой середины не находится, даже с учетом театральной драматургии всего альбома. Рок-н-ролл частенько обращается к восточной тематике, стоит вспомнить хотя бы знаменитый Kashmir от Led Zeppelin, но изображать пение каввали – самонадеянно…
Говоря о новом поп-роке The Dartz, нельзя не отметить явные песенные удачи, явно отсылающие к прежним танцевальностям, – «Средиземноморье» и «Косинога». Причем вторая песня почти напрямую отсылает к майковскому блюзу «Вперед, Бодхисаттва, вперед», а завершается перпловским риффом «Smoke on the Water».
Трек-лист The Dartz - Proxima Parada: |
|
1 |
Катти Сарк |
2 |
Аль Рашид |
3 |
Средиземноморье |
4 |
Косинога |
5 |
Ларотта |
6 |
Галеон |
7 |
Арабика |
8 |
Минареты над Парижем |
9 |
Баллада маяка Ар-Мэн |
10 |
Налегке |
При всей интеллектуальной цельности Proxima Parada от прослушивания альбома не исчезает ощущение пущей самодеятельности музыкантов. Проколы идут в самых разных местах. То Дмитрий Курцман начинает петь козлетоном («Ларотта», «Галеон»), то гитарные партии банально лажают («Аль Рашид» и пр, и пр, и пр), то ритм-секция разваливается на глазах («Арабика»). И это в студийной записи, что уж говорить про живые концерты. Профи такого просто не допускают.
Однако все познается в сравнении. В сухом остатке Proxima Parada остается отлично задуманный и методично воплощенный концепт. Группа двигается к видимой цели – стать серьезной концептуальной рок-группой. И если у нее пока не хватает профессионализма, то идей и креатива – с избытком. Как раз того, чего отчаянно недостает прожженным профи.
Завершается альбом неожиданно позитивной «Налегке», снимающей напряжение от невеселых предсказаний из предыдущего материала. В ней же содержится скрытый трек с уроком утренней гимнастики под рояль, намекающий на возможность через физические упражнения избежать печального сценария Proxima Parada.