Встретиться с «Песнярами» дома, в Минске, довольно трудно: ансамбль все время «на колесах». Только вернулись из Болгарин и сразу поехали в Гродно, на съемки музыкальной комедии «Ясь и Янина». В этом веселом фильме «Песняры» не только поют, но и выступают как драматические актеры. Да и сам фильм — о «Песнярах», об истории создания и становления ансамбля. Затем они выступали в областных центрах своей республики, в Ульяновске, в Казани, участвовали в Днях белорусской культуры в Советской Литве, а нынче — участники праздника белорусской культуры на украинской земле.
Музыкальный и художественный руководитель коллектива заслуженный артист БССР Владимир Мулявин рассказывает:
— Началось все с мечты. Нас было пятеро — Саша Демешко, Слава Мисевич, Леня Тышко, Валерий Яшкин и я. Мы служили в армии, пели в военном ансамбле, видели, как волнует людей песня — и современная, и звучащая века.
Позднее, когда после долгих, упорных трудов ансамбль, наконец, родился, именно народная белорусская песня, неповторимая по богатству красок, образности и глубине мысли, принесла нам радость творческой удачи. Мы убеждены, что бедных народных мелодий нет, каждая песня и сейчас молода и красива. Можно восстановить былое звучание, а можно внести ритмы и акценты сегодняшнего дня. И песня засверкает новыми гранями. Для любого эстрадного ансамбля важно быть не похожим ни на какой другой коллектив. Нужно иметь и свой «голос» — свою манеру исполнения, и свой репертуар.
— Народная песня определила и подбор инструментов?
— Да. Кроме чисто эстрадных инструментов, мы ввели в ансамбль много народных. Лиру и дуду нашли в музее. Долго искали умельца, который смастерил бы похожую, со своеобразным, неповторимым звучанием. В Пуховичах, под Минском, Антон Жуковский скромно сказал: попробую. А через месяц подарил нам прекрасную лиру. Дуду смастерить не смог — играем пока на музейной...
— В последние годы в ваш репертуар на равных с народными вошли и гражданские, патриотические песни советских композиторов.
— Да. Кстати говоря, многие композиторы стали писать специально для нашего ансамбля. Прочная творческая дружба связывает нас с Игорем Лученком. В нашем репертуаре мною его песен. Одна из самых любимых — «Выстрадай, Чили...» — о чилийском патриоте, певце и поэте Викторе Хара. Очень тепло она была принята в Варне, на фестивале «Золотой Орфей». А во время исполнения баллады «Хатынь» мы видела слезы на глазах у зрителей. После концерта одна из болгарских молодежных газет писала о «Хатыни»: «Эта песня — одна из песен-клятв, песен-протестов, проклятие злу и насилию, песня-реквием, песня-монумент. Понимаешь, что родило эту вещь чувство, которое волнует не только наших белорусских друзей, а все прогрессивное человечество».
Мы перебираем толстую папку с фотографиями, вырезками из советских и зарубежных газет и журналов. Тисненные золотом дипломы лауреатов всесоюзных и международного конкурсов, высшая награда X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. Десятки восторженных откликов и рецензий.
— Ансамблю исполнилось пять лет. Для эстрадного коллектива это целая жизнь. Если бы вас попросили подвести итог этой творческой пятилетке, какое из приобретений, достижений вы бы выделили?
— Дорога наша не была усыпана только розами. Были срывы и неудачи. Но приобретено, как мне кажется, очень важное — профессионализм. Вчерашние солдаты, студенты, инженеры стали музыкантами, владеющими несколькими инструментами. Скажем, Владислав Мисевич играет нa саксофоне, флейте, дудочке. Под стать ему и молодая гвардия — недавно пришедшие в ансамбль Володя Николаев, Толя Гилевич, Чеслав Поплавский. Даже наши «чистые» солисты Леня Борткевич в Толя Кашепаров уже освоили некоторые инструменты.
В прошлом году во время отпуска мы поехали в один из самых песенных уголков Белоруссии — в район Турова, чтобы послушать настоящих народных песняров. Множество записей сделали. Теперь многое из записанного переносим на инструменты, пробуем своими голосами. Работаем и над новыми песнями советских композиторов.