Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБраха».
CD. Duduk Music, 2009.
Руководитель группы — киевский театральный режиссёр-авангардист Владислав Троицкий, основатель Центра современного искусства «Дах» и идеолог ГогольFest. У этнохаоса уже выходил концертный альбом «Надобраніч» (2006) и студийный альбом «Ягудки» (2007).
«ДахаБраха» — это пятеро, а к выходу этого альбома четверо задорных музыкантов, отчаянно смешивающих гуцульские песнопения со всем, что только можно вообразить: обильное количество барабанов самого разного происхождения, балканские танцы, академический минимализм, шумовые эффекты, мистериальные сюжеты. Эдакий микс из Бреговича, Наймана, Dead Can Dance и Стравинского на основе аутентично спетого славянского фольклора.
Марк Галаневич на аккордеоне и три девушки в кушмах, высоченных гуцульских шапках, с барабанами в руках создают удивительную энергетику психоделического трипа скупыми мазками — разве что на ударные они не скупятся. Довлеющее место в звуковой панораме занимают аккордеон и виолончель. Их дополняют гуцульський барабан, джамбе, дарбука, губные гармошки, диджериду, табла, гонг и прочие восточные «ветры» и «дожди».
Неудивительно, что музыка «ДахаБраха» весьма театральна. Эмоциональные вокальные переклички сменяются атмосферным виолончельным гулом едва ли не на одной ноте, и вновь разряжаются в ритмичные аутентичные куплеты под щедрый барабанный пульс. Даже «Вальс» напоминает больше мистический саундтрек к боевику Люка Бессона, нежели заговоры на ночь Ивана Купалы: «Хто не вийде на Купайло, Щоб воно лягло та не встало».
Любопытно, что «ДахаБраха» выбирает из украинского, молдавского, болгарского, русского фолькора материал мистического характера, в духе гоголевского «Вия». Не будет счастья у козака, полюбившего «раннобудницу» Марию («Ой за лісочком»), черт таскает хлопцев («Вальс»), пришедший с войны Ванюша рубит головы своей нерадивой жене и заодно своей же матери, и наглядно «покотилась голова» («Ванюша»).
Музыкантам удается создать композиции необычайной выразительной силы. И аналогов такой музыке просто нет. Как водится, талант сам создает себе собственную уникальную нишу.