Домра

домра

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин домра не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют. Вероятно, слово домра тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).

Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.

У разных народов до сих пор бытуют инструменты близкие домре: у грузин – чунгури и пандури, у южных славян – танбура, у украинцев – бандура, у туркменов – дуатар, у монголов – домбур, у киргизов и татар – думра, у остяков – домбра, у калмыков – домр. В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование лютневых. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных инструментов, как виола, мандолина, гитара.

Первые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий. Не располагая однако, прямыми указании на то, что речь идёт о домре, можно выдвинуть гипотезу о наличии такого инструмента у восточных славян.

Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV - начала XVI веков о Калинке - домрачее . В переписных документах этого периода профессии домрачей и доморник встречаются неоднократно.

Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: человек играет в домру и сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры .

Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.

К тому же времени относятся поговорки рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ . любить - игра, купить - домра , у Ерёмы гусли, у Фомы домра . Они дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последнюю а .

Итак, в разных литературных источниках русского происхождения фигурирует слово домра . Помимо того мы располагаем вариантами названий домришка , домра большая басистая . Вероятно употреблялись и другие: альтовые, теноровые домры.

Основываясь на материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров, Васька Степанов и др.

Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово скоморох происходит от арабского maskhora - смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в вольном городе большой честью.

Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и гудьбой они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного тишайшим по инициативе патриарха начались гонения на певцов и скоморохов.

Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода скандалезные песни . Музыка и её орудия признавались треклятыми изобретениями дьявола , музыкант считался прямым слугою сатаны и назывался шпынь .

Начиная с 1648 года последовал ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то нагрузив ими 5 возов свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе приобретают певцы духовных стихов.

Несмотря на довольно частые упоминания о домре до нас не дошло изображения этого инструмента. Потому долгое время не знали к какому роду инструментов её отнести. Лишь в конце прошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментам.

Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд. В 1896-1900 гг. на основе этой домры В.В. Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса.

В 1908 году Г. П. Любимов совместно с мастером С. Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создал четырехструнную домру с квинтовым строем. В 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919 г. - оркестр. Появление этого инструмента вызвано возросшей необходимостью в увеличении звукового диапазона домры. Общность строя конструкции с мандолиной и скрипкой делает доступным для нее громадный репертуар, написанный для этих инструментов.

Звук четырехструнной домры сравнительно более слабый, что вызвано конструктивными особенностями многострунных инструментов, потому в настоящее время в балалаечно-домровых оркестрах употребляются преимущественно трехструнные домры, хотя нередки и четырехструнные. Наибольшей популярностью четырёхструнные домры пользуются на территории Украины.

Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента в России и Украине домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Ива Нова и Anatomie Bousculaire: Баба Яга и Fuck

News image

Чего не умеет питерская фолк-рок группа Ива Нова - так это выйти и просто спеть свои песни. Концерты этого женского коллектива всегда отличаются не ...

Надежда Кадышева подарила ребенку свой браслет

News image

Перед отъездом на продолжительные гастроли в Германию Надежда Кадышева и группа «Золотое кольцо» дали большой сольный концерт в своем театре в Москв...

Выступления:

News image

Русский оркестр Перезвоны

Русский оркестр «Перезвоны» основан в январе 2002г при Районном Доме Культуры г. Пушкина. Это молодёжный коллектив, который состоит из выпускников и...

News image

Великорусский оркестр В.В.Андреева

20 марта 1888 - день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. В этот день в Санкт-Петербурге в зале Городского Кредитного ...

Интервью:

Дидюля: Я собирал свою команду много лет!

News image

Гитарист Дидюля стал едва ли не самым успешным инструменталистом в России. У него множество концертов по всей стране, аншлаги. На днях прошел еще один аншлаговый концерт в московском театре «Золотое...

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Авторизация



Новые альбомы:

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом. А пока выпущен сингл из четырех песен, предвестник буду...

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки». Изм...

мембранная фильтрация