Главная - Духовные стихи - Тематические группы



Тематические группы

тематические группы

Выделяя репертуарный состав стихов православных, отметим общие тематические группы, присутствующие и у старообрядцев, но в то же время различающихся текстами.

1. На библейские мотивы: из Ветхого завета - “О блудном сыне”, “О потопе”. Стихи об Адаме отсутствуют.

2. Стихи Богородице составляют обширную подборку, в отличие от старообрядческих, здесь преобладают молитвенные тексты.

3. Господские и Богородичные праздники. Особо выделяются циклы Рождеству и Пасхе.

4. Святым. Помимо общих со старообрядческими Варваре и Николе (причем Николе посвящен целый цикл), у православных преобладают свои святые: Архангел Михаил, Спиридон Тримифунский, который почитался наравне с Николой, апостол Павел (“Из врат языческого Рима”) Иоанн Креститель (“В далекой стране Палестине”), св. о. Венедикт, св. Кирилл и Мефодий (“С новым годом, с новым счастьем”), Мария Египетская (“Христова агница Мария”), ей же посвящен стих “Перекрестится старец Зосима”, Александр Невский. Местночтимые святые: Трифон Вятский, Иоанн Тобольский (“Чтоб почтить твою память святую”), св. Гермоген Тобольский (“Тише волны, ветер полно”), Симеон Верхотурский (“Верхотурье - град священный”); в стихах выражена память местночтимым святым местам: Краснопольскому Введенскому монастырю, основанному 23 апреля 1916 г (автор - инокиня Августа), Белогорскому монастырю Пермской губ. (“На склонах седого Урала”), Из почитаемых повсеместно известны стихи \С.256\ Иоану Богослову (“Орел, на солнце правды зрящей”), Сергию Радонежскому (“Великий Сергий Преподобный”), Иоанну Кронштадскому и Серафиму Саровскому.

5. О смерти. Здесь встречаются стихи-размышления, народные кладбищенские стишки и авторские сочинения. Кладбищенские стихи писались обычно на надгробиях в виде небольших четверостиший. Особую прелесть им придает структура в виде Акростиха “Господи помилуй”. Заупокойные чаще пелись. Часть из них является парафразом на известные богослужебные песнопения (как, например: “Помощник и покровитель”-начало ирмоса из канона мертвым). Большое количество стихов-размышлений о смерти было опубликовано в трехтомном сборнике Григория Дьяченко и журналах “Странник” и “Паломник”.

6. Переложения из Псалтыри. В православной традиции также существует понятие “псальма”. В отличие же от старообрядцев традиция обработки псалмов у православных необыкновенно развита. Фактически вся Псалтырь бытует в переложениях как авторских (начиная с Ломоносова и Третьяковского), так и анонимных.

7. Молитвенные стихи. Это стихотворные парафразы молитв. Для старообрядцев они не характерны и являются особенностью чисто православной поэзии. Многие молитвенные стихи распеты.

В то же время у православных отсутствуют покаянные стихи, которые в старообрядческой традиции образуют раритетную группу текстов. В православной традиции их заменяют стихи с призывами к покаянию как бы от лица самого Господа.

Небольшие группы образуют стихи-легенды (типа “Был у Христа младенца сад”), стихи о пришествии, страннические и о “житейскоем море” (один из известных - “Житейское море играет волнами”). Отклик на современность в духовных православных песнях против абортов (от лица загубленных в утробе душ младенцев), против любви к телевизору, о суетности мирской жизни и наказании пустыми прилавками, раздражением \С.257\ прослеживается в немногих поэтических образцах этого жанра.

Наконец, можно говорить о целом направлении авторских стихов русских поэтов, начиная с Ломоносова, включая целый ряд поэтов XIX в.: Федора Глинку, Полежаева, Тютчева, Фета, Полонского, Мятлева, Блока, Пастернака, Н. Павловича. Озвученные стихи русских авторов представлены здесь намного обширнее, нежели у старообрядцев, и образуют особую ветвь духовной лирики, закрепившейся в быту православных верующих.

Сравнивая в тематическом отношении духовные стихи старообрядцев и православных, можно отметить две особенности. У старообрядцев господствуют эсхатологические сюжеты на темы страшного суда, покаяния, смерти как неотвратимого конца. У православных усилен молитвенный настрой. В этом ряду, к примеру, смерть воспринимается как избавление; усилен также лирический акцент в стихах-обращениях к Богородице, Богу, святым.

В музыкально-поэтическом отношении разница заметна и на слух. Православные стихи выдержаны в традициях классической поэзии XIX в. На смену тонике и силлабике приходят силлабо-тонические строфы с четким метром и ясной рифмой. Поэтому эги стихи проще перекладываются на мелодии романсового склада и городской песенности. При этом принцип распева у православных сходен со старообрядческим. Мелодия эклектична, она объединяет музыкальные фразы, переинтонирующие разножанровые истоки XIX–XX вв.: здесь и городской романс, бытовая песня, советская массовая песня, ариозные мелодические ходы. Например, алапаевский “Соловей” строится на сочетании упомянутой интонации романса “Белеет парус одинокий” и общих ариозных ходов, в стихе Иоанну Кронштадскому “Закатилося солнце красное” напев образуется из чередования секвенции малотерцового хода и интонации тюремной песни, заканчивающейся гармоническим кадансом. Влияние эпохи явно чувствуется в напеве стиха “Мне мама в детстве говорила”, начинающейся фразой “Как много девушек хороших”. Мелодический строй православных стихов \С.258\ намного “моложе”, а потому ближе современному мироощущению. К тому же он выкристаллизовался из песен “мирян” и не обособлен витиеватым стихом и замкненной нотацией. Некоторые напевы православных христиан настолько непосредственны, что невольно вызывает слезу. Понятие “умиленный” в данном случае более приложимо именно к напеву, а не к тексту.

Несмотря на разность поэтических и музыкальных истоков, между православной и старообрядческой лирикой нет непроходимой пропасти. Целый круг текстов кочует из репертуара одной конфессии в другую. Достаточно назвать наиболее распространенные. “Гора Афон”, “Агарь”, “Алексей - человек божий”, “Житейское море”, “Два ангела парили”, “Стонет сердце, замирает”, “Жил юный отшельник”, “Спит Сион и дремлет злоба”, “С другом я вчера сидел”, “Время радости настало (Пустынник)” и др. Исполнительская традиция каждой конфессии порождает свои напевы, дает свое музыкальное толкование общему сюжету, расходясь в музыкально-жанровых деталях.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Эта непрофессиональная народная музыка

News image

Этномеханика -- новая инициатива устроителей фестиваля СКИФ, часть программы по заполнению сетки расписания бывшего кинотеатра Прибой , отданного...

«Мельница» устроила рождественскую премьеру

News image

Удивительные подарки решила подарить своим поклонникам группа «Мельница». Музыканты будто решили развеять хандру, характерную для первой послепраздн...

Выступления:

News image

Государственный академический русский концертный оркест

В России издавна существовали ансамбли народных инструментов – гусляров, гудошников, лирников. В 70-х годах прошлого века европейскую известность по...

News image

«Народный праздник»: заметки к биографии

Московский фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» в ряду преемников традиции выделяется как первооткрыватель новых путей освоения ф...

Интервью:

Пелагея: Мой принц ускакал на белом коне

News image

Пелагея – загадка шоу-бизнеса. Уже в 9 лет девочка из глубинки стала петь перед президентами нескольких стран. Начав с Ельцина, продолжила выступать перед Путиным и до сих пор поет для чиновников са...

Читать

Инструменты

Бубен

News image

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри о...

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Авторизация



Новые альбомы:

«Reelroadъ» - «Гуляю, гуляю»

News image

Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился. Помнится, первый альбом группы почти целиком со...

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны. Ту...

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...

«Начало века» - «Этнограмма»

News image

Относительная популярность группы «Начало века» – очевидный симптом актуальности темы фолка для рок-аудитории. Волна, ...