Главная - Духовные стихи - Тематические группы



Тематические группы

тематические группы

Выделяя репертуарный состав стихов православных, отметим общие тематические группы, присутствующие и у старообрядцев, но в то же время различающихся текстами.

1. На библейские мотивы: из Ветхого завета - “О блудном сыне”, “О потопе”. Стихи об Адаме отсутствуют.

2. Стихи Богородице составляют обширную подборку, в отличие от старообрядческих, здесь преобладают молитвенные тексты.

3. Господские и Богородичные праздники. Особо выделяются циклы Рождеству и Пасхе.

4. Святым. Помимо общих со старообрядческими Варваре и Николе (причем Николе посвящен целый цикл), у православных преобладают свои святые: Архангел Михаил, Спиридон Тримифунский, который почитался наравне с Николой, апостол Павел (“Из врат языческого Рима”) Иоанн Креститель (“В далекой стране Палестине”), св. о. Венедикт, св. Кирилл и Мефодий (“С новым годом, с новым счастьем”), Мария Египетская (“Христова агница Мария”), ей же посвящен стих “Перекрестится старец Зосима”, Александр Невский. Местночтимые святые: Трифон Вятский, Иоанн Тобольский (“Чтоб почтить твою память святую”), св. Гермоген Тобольский (“Тише волны, ветер полно”), Симеон Верхотурский (“Верхотурье - град священный”); в стихах выражена память местночтимым святым местам: Краснопольскому Введенскому монастырю, основанному 23 апреля 1916 г (автор - инокиня Августа), Белогорскому монастырю Пермской губ. (“На склонах седого Урала”), Из почитаемых повсеместно известны стихи \С.256\ Иоану Богослову (“Орел, на солнце правды зрящей”), Сергию Радонежскому (“Великий Сергий Преподобный”), Иоанну Кронштадскому и Серафиму Саровскому.

5. О смерти. Здесь встречаются стихи-размышления, народные кладбищенские стишки и авторские сочинения. Кладбищенские стихи писались обычно на надгробиях в виде небольших четверостиший. Особую прелесть им придает структура в виде Акростиха “Господи помилуй”. Заупокойные чаще пелись. Часть из них является парафразом на известные богослужебные песнопения (как, например: “Помощник и покровитель”-начало ирмоса из канона мертвым). Большое количество стихов-размышлений о смерти было опубликовано в трехтомном сборнике Григория Дьяченко и журналах “Странник” и “Паломник”.

6. Переложения из Псалтыри. В православной традиции также существует понятие “псальма”. В отличие же от старообрядцев традиция обработки псалмов у православных необыкновенно развита. Фактически вся Псалтырь бытует в переложениях как авторских (начиная с Ломоносова и Третьяковского), так и анонимных.

7. Молитвенные стихи. Это стихотворные парафразы молитв. Для старообрядцев они не характерны и являются особенностью чисто православной поэзии. Многие молитвенные стихи распеты.

В то же время у православных отсутствуют покаянные стихи, которые в старообрядческой традиции образуют раритетную группу текстов. В православной традиции их заменяют стихи с призывами к покаянию как бы от лица самого Господа.

Небольшие группы образуют стихи-легенды (типа “Был у Христа младенца сад”), стихи о пришествии, страннические и о “житейскоем море” (один из известных - “Житейское море играет волнами”). Отклик на современность в духовных православных песнях против абортов (от лица загубленных в утробе душ младенцев), против любви к телевизору, о суетности мирской жизни и наказании пустыми прилавками, раздражением \С.257\ прослеживается в немногих поэтических образцах этого жанра.

Наконец, можно говорить о целом направлении авторских стихов русских поэтов, начиная с Ломоносова, включая целый ряд поэтов XIX в.: Федора Глинку, Полежаева, Тютчева, Фета, Полонского, Мятлева, Блока, Пастернака, Н. Павловича. Озвученные стихи русских авторов представлены здесь намного обширнее, нежели у старообрядцев, и образуют особую ветвь духовной лирики, закрепившейся в быту православных верующих.

Сравнивая в тематическом отношении духовные стихи старообрядцев и православных, можно отметить две особенности. У старообрядцев господствуют эсхатологические сюжеты на темы страшного суда, покаяния, смерти как неотвратимого конца. У православных усилен молитвенный настрой. В этом ряду, к примеру, смерть воспринимается как избавление; усилен также лирический акцент в стихах-обращениях к Богородице, Богу, святым.

В музыкально-поэтическом отношении разница заметна и на слух. Православные стихи выдержаны в традициях классической поэзии XIX в. На смену тонике и силлабике приходят силлабо-тонические строфы с четким метром и ясной рифмой. Поэтому эги стихи проще перекладываются на мелодии романсового склада и городской песенности. При этом принцип распева у православных сходен со старообрядческим. Мелодия эклектична, она объединяет музыкальные фразы, переинтонирующие разножанровые истоки XIX–XX вв.: здесь и городской романс, бытовая песня, советская массовая песня, ариозные мелодические ходы. Например, алапаевский “Соловей” строится на сочетании упомянутой интонации романса “Белеет парус одинокий” и общих ариозных ходов, в стихе Иоанну Кронштадскому “Закатилося солнце красное” напев образуется из чередования секвенции малотерцового хода и интонации тюремной песни, заканчивающейся гармоническим кадансом. Влияние эпохи явно чувствуется в напеве стиха “Мне мама в детстве говорила”, начинающейся фразой “Как много девушек хороших”. Мелодический строй православных стихов \С.258\ намного “моложе”, а потому ближе современному мироощущению. К тому же он выкристаллизовался из песен “мирян” и не обособлен витиеватым стихом и замкненной нотацией. Некоторые напевы православных христиан настолько непосредственны, что невольно вызывает слезу. Понятие “умиленный” в данном случае более приложимо именно к напеву, а не к тексту.

Несмотря на разность поэтических и музыкальных истоков, между православной и старообрядческой лирикой нет непроходимой пропасти. Целый круг текстов кочует из репертуара одной конфессии в другую. Достаточно назвать наиболее распространенные. “Гора Афон”, “Агарь”, “Алексей - человек божий”, “Житейское море”, “Два ангела парили”, “Стонет сердце, замирает”, “Жил юный отшельник”, “Спит Сион и дремлет злоба”, “С другом я вчера сидел”, “Время радости настало (Пустынник)” и др. Исполнительская традиция каждой конфессии порождает свои напевы, дает свое музыкальное толкование общему сюжету, расходясь в музыкально-жанровых деталях.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Чодураа Тумат дала первый сольный концерт

News image

Чодураа Тумат первой нарушила традиционный тувинский запрет на исполнение горлового пения женщинами, основав женский фольклорный коллектив «TyvaKyzy...

«Ива Нова» сВАРГАНила деньрожденческий концерт

News image

На дне рождения женской группы «Ива Нова» звучали варган и окарина, а мужчины пели про стриптиз.

Выступления:

News image

Академический хор русской песни Славянские напевы

Художественный руководитель - композитор, Заслуженный деятель искусств России Александр Григорьевич Дармастук.

News image

Северсталь

Молодежный русский оркестр Северсталь — один из ведущих коллективов Дворца металлургов и города, который в ноябре 2005 года отметил свой 50-летни...

Интервью:

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

News image

У русского рока есть три проблемы: отсутствие подачи, отсутствие продюсеров и отсутствие корней.

Читать

Инструменты

Баян

News image

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник.

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Авторизация



Новые альбомы:

«Ulytau» - «Jumyr-Kylysh»

News image

Всякий раз, беря в руки альбом инструментальной музыки, первым делом задумываешься о нелегкой судьбе такой музыки на э...

Группа «Пелагея» - «Девушкины Песни»

News image

Для одной из лучших вокалисток нашей эстрады этот диск, как ни странно, - первый полноценный альбом от начала карьеры....

Пелагея – «Тропы» (2CD)

News image

Декабрьский интернет-релиз получил впечатляющее физическое исполнение – шикарно изданный двойной альбом лучшего голоса...

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом.