Выделяя репертуарный состав стихов православных, отметим общие тематические группы, присутствующие и у старообрядцев, но в то же время различающихся текстами.
1. На библейские мотивы: из Ветхого завета - “О блудном сыне”, “О потопе”. Стихи об Адаме отсутствуют.
2. Стихи Богородице составляют обширную подборку, в отличие от старообрядческих, здесь преобладают молитвенные тексты.
3. Господские и Богородичные праздники. Особо выделяются циклы Рождеству и Пасхе.
4. Святым. Помимо общих со старообрядческими Варваре и Николе (причем Николе посвящен целый цикл), у православных преобладают свои святые: Архангел Михаил, Спиридон Тримифунский, который почитался наравне с Николой, апостол Павел (“Из врат языческого Рима”) Иоанн Креститель (“В далекой стране Палестине”), св. о. Венедикт, св. Кирилл и Мефодий (“С новым годом, с новым счастьем”), Мария Египетская (“Христова агница Мария”), ей же посвящен стих “Перекрестится старец Зосима”, Александр Невский. Местночтимые святые: Трифон Вятский, Иоанн Тобольский (“Чтоб почтить твою память святую”), св. Гермоген Тобольский (“Тише волны, ветер полно”), Симеон Верхотурский (“Верхотурье - град священный”); в стихах выражена память местночтимым святым местам: Краснопольскому Введенскому монастырю, основанному 23 апреля 1916 г (автор - инокиня Августа), Белогорскому монастырю Пермской губ. (“На склонах седого Урала”), Из почитаемых повсеместно известны стихи \С.256\ Иоану Богослову (“Орел, на солнце правды зрящей”), Сергию Радонежскому (“Великий Сергий Преподобный”), Иоанну Кронштадскому и Серафиму Саровскому.
5. О смерти. Здесь встречаются стихи-размышления, народные кладбищенские стишки и авторские сочинения. Кладбищенские стихи писались обычно на надгробиях в виде небольших четверостиший. Особую прелесть им придает структура в виде Акростиха “Господи помилуй”. Заупокойные чаще пелись. Часть из них является парафразом на известные богослужебные песнопения (как, например: “Помощник и покровитель”-начало ирмоса из канона мертвым). Большое количество стихов-размышлений о смерти было опубликовано в трехтомном сборнике Григория Дьяченко и журналах “Странник” и “Паломник”.
6. Переложения из Псалтыри. В православной традиции также существует понятие “псальма”. В отличие же от старообрядцев традиция обработки псалмов у православных необыкновенно развита. Фактически вся Псалтырь бытует в переложениях как авторских (начиная с Ломоносова и Третьяковского), так и анонимных.
7. Молитвенные стихи. Это стихотворные парафразы молитв. Для старообрядцев они не характерны и являются особенностью чисто православной поэзии. Многие молитвенные стихи распеты.
В то же время у православных отсутствуют покаянные стихи, которые в старообрядческой традиции образуют раритетную группу текстов. В православной традиции их заменяют стихи с призывами к покаянию как бы от лица самого Господа.
Небольшие группы образуют стихи-легенды (типа “Был у Христа младенца сад”), стихи о пришествии, страннические и о “житейскоем море” (один из известных - “Житейское море играет волнами”). Отклик на современность в духовных православных песнях против абортов (от лица загубленных в утробе душ младенцев), против любви к телевизору, о суетности мирской жизни и наказании пустыми прилавками, раздражением \С.257\ прослеживается в немногих поэтических образцах этого жанра.
Наконец, можно говорить о целом направлении авторских стихов русских поэтов, начиная с Ломоносова, включая целый ряд поэтов XIX в.: Федора Глинку, Полежаева, Тютчева, Фета, Полонского, Мятлева, Блока, Пастернака, Н. Павловича. Озвученные стихи русских авторов представлены здесь намного обширнее, нежели у старообрядцев, и образуют особую ветвь духовной лирики, закрепившейся в быту православных верующих.
Сравнивая в тематическом отношении духовные стихи старообрядцев и православных, можно отметить две особенности. У старообрядцев господствуют эсхатологические сюжеты на темы страшного суда, покаяния, смерти как неотвратимого конца. У православных усилен молитвенный настрой. В этом ряду, к примеру, смерть воспринимается как избавление; усилен также лирический акцент в стихах-обращениях к Богородице, Богу, святым.
В музыкально-поэтическом отношении разница заметна и на слух. Православные стихи выдержаны в традициях классической поэзии XIX в. На смену тонике и силлабике приходят силлабо-тонические строфы с четким метром и ясной рифмой. Поэтому эги стихи проще перекладываются на мелодии романсового склада и городской песенности. При этом принцип распева у православных сходен со старообрядческим. Мелодия эклектична, она объединяет музыкальные фразы, переинтонирующие разножанровые истоки XIX–XX вв.: здесь и городской романс, бытовая песня, советская массовая песня, ариозные мелодические ходы. Например, алапаевский “Соловей” строится на сочетании упомянутой интонации романса “Белеет парус одинокий” и общих ариозных ходов, в стихе Иоанну Кронштадскому “Закатилося солнце красное” напев образуется из чередования секвенции малотерцового хода и интонации тюремной песни, заканчивающейся гармоническим кадансом. Влияние эпохи явно чувствуется в напеве стиха “Мне мама в детстве говорила”, начинающейся фразой “Как много девушек хороших”. Мелодический строй православных стихов \С.258\ намного “моложе”, а потому ближе современному мироощущению. К тому же он выкристаллизовался из песен “мирян” и не обособлен витиеватым стихом и замкненной нотацией. Некоторые напевы православных христиан настолько непосредственны, что невольно вызывает слезу. Понятие “умиленный” в данном случае более приложимо именно к напеву, а не к тексту.
Несмотря на разность поэтических и музыкальных истоков, между православной и старообрядческой лирикой нет непроходимой пропасти. Целый круг текстов кочует из репертуара одной конфессии в другую. Достаточно назвать наиболее распространенные. “Гора Афон”, “Агарь”, “Алексей - человек божий”, “Житейское море”, “Два ангела парили”, “Стонет сердце, замирает”, “Жил юный отшельник”, “Спит Сион и дремлет злоба”, “С другом я вчера сидел”, “Время радости настало (Пустынник)” и др. Исполнительская традиция каждой конфессии порождает свои напевы, дает свое музыкальное толкование общему сюжету, расходясь в музыкально-жанровых деталях.