Главная - Духовные стихи - Сюжеты и исполнители


Сюжеты и исполнители

 сюжеты и исполнители



Бродячие певцы, странники, калики перехожие не могли быть единственными исполнителями духовных стихов: они пели то, что жило непрерывной жизнью в самом народе. И здесь огромную роль сыграло старообрядчество, которое, с одной стороны, сохранило древнейший пласт стихов, восходящих к темам и образам Ветхого Завета ( Плач Адама , Плач Иосифа Прекрасного , стихи о святых - об Алексии человеке, Божием, о Егории Храбром и т.д.), и, с другой, стало творцом новых тем и образов в этом жанре народной поэзии. Говоря в этой связи о старообрядцах, Ф.М. Селиванов справедливо утверждает, что вместе с ними возникло иное по сравнению с более ранним и официально существующим состояние христианской культуры . Она, становилась собственно народной в о т л и ч и е от официальной христианской культуры, которая в целом народной не стала. В ХV-м столетии, когда из среды старообрядцев сложилось представление о воцарении духовного антихриста, встали возникать стихи, отличающиеся выраженным эсхатологическим характером, в них отразилось ожидание конца мира и призыв к уходу из него. Таков духовный стих Рабы вы, мои, рабыни , написанный у старообрядцев-поморцев в Верхокамье, то есть в верховьях Камы в Пермской области. Подобные духовные стихи, разумеется, тесно связаны со стихами покаянными, и наиболее распространенным сюжетом здесь, очевидно, был сюжет о расставании души с телом / Уж вы голуби , или Два-то голубя /, записанный в самых разных уголках России, конечно, и в разных текстовых и музыкальных вариантах. Г.П. Федотов писал, что тема Страшного суда образует один из самых мощных центров притяжения; в народной поэзии. Диалог тела с душой (что, кстати, имеет определенные аналогии в церковной книжности), обращения к грешной душе, не захотевшей или опоздавшей покаяться звучат в стихах о смерти и покаянии. Таков духовный стих Как на вольном свету душа царствовала . О, том, как развивался духовный стих в.музыкальном отношении, может свидетельствовать сравнение двух стихов на один сюжет, записанных, с одной стороны, у пермских поморцев и, с другой, у беспоповцев в Курганской области. Это духовный стих Человек живет, как трава растет ь-(или цветет ), в первом случае унисонный, в другом - более поздний, двухголосный. У поморцев Верхокамья, где община делилась на мирских и соборных , то есть аз жизни подразумевал максимальный уход от светских полечений и пристрастий и заботу о спасении души, стихи были единственным жанром музыкальным, использование которого допускалось во внебогослужебное время. Некоторые стихи можно было петь только до или после отпевания покойника. Это касается упомянутых двух покаянных стихов.
Нередко .два духовных стиха на одну тему, но возникшие в различных традициях в разное время, отличаются друг от друга, не только в музыкальном, но и в образном и содержательном отношении.
В качестве примера приведем стих об Иоасафе Царевиче,.книжной основой для которого послужила переводная Повесть о Варлааме и Иоасафе., бытовавшая в Древней Руси и рассказывающая .о том, как юный царевич, под влиянием старца-пустынника оставил царский.дом славу, и богатство и отправился в пустыню ради спасения души. Первый из стихов записан от старообрядцев-некрасовцев, одной из ветвей приемлющего священство старообрядчество, имеющего сложную судьбу покинули российские пределы после поражения крестьянской войны под предводителством Кондратия Булавина, в 1708 г., жили на Кубани, в Добрудже, затем, с конца 18 в., в Турции и в течение 20 столетия постепенно, вплоть до 60-х годов, возвращались на Родину. В этом стихе прежде всего очерчивается эсхатологическая перспектива /событие в жизни царевича соотносится с близким концом мира/, а пример царевича привлекает к нему слуг, возгоревшихся желанием разделить с ним eго подвиг. Другой стих, записанный в общине старообрядцев-федосеевцев в Нижегородской области /ТОНЕИНСКИЙ район/ - это раскрытие характерного для древнерусской литературы образа Христа как. драгоценного камня и приобретающего его «премудрого купца», то есть человека, посвятившего свою жизнь служению Богу. В форме диалога между Варлаамом и Иоасафом в стихе ведется разговор об истинных ценностях - ценностях духовных.
Популярный в старообрядческой среде духовный стих об Иосифе Прекрасном /чтобы спеть его до конца, потребовалось, наверно, не менее часа в текстовом отношении одинаков как у староверов-федосеевцев в Тонкино, так и у старообрядцев Верхокамья. Последние, однако, сохранили более древний напев в Пермской обл.
Сами имполнители нередко отмечали различие между старинными стихами и новыми, рифмованнными, говоря, что первые были протяжней, вежливее , а новые, которые распространял в тех краях Феофан Румянцев в начале XX века, доставлявший сюда печатные стиховники московских старообрядческих типографий. К стихам такого типа, но записанным в Нижегородской области,, относится стих Слезы ливше о Сионе , своего рода плач об якобы утрате веры и плачевном состоянии Церкви / Вижу много блеску, славы и наружной красоты, а посмотришь на уставы - все фальшивые цветы ./
Некими исследователями подмечено, что в русской традиции отсутствуют стихи о воскресении Христовом. Стихи же, посвященные страстят Христовым , преимущественно позднего происхождения и возможно поются как старообрядцами, так и православным народом повсюду в России.
В одном из таких стихов встречаем довольно устойчивый образ, связанный с гробом Христа, покоящемся в одной церкви вместе с гробами Богородицы и Иоанна Крестителя. Как объяснить эту столь дорогую, очевидно, для народа апокрифическую черту, идущую вразрез с основным догматом христианства? , - писал Г.П. Федотов, упоминая об этом разряде духовных стихов. С его точки зрения, народ более дорожит осязательной материальной святыней, телом Христа на земле, чем Воскресением /Вознесением/ его. Тело Христово , его мощи - вещественный залог освящения мира. Один из таких стихов повествует о том, как Святая Дева ходила по земле в поисках распятого (Сына и о том, как на этом месте, из выросших там деревьев срубили церковь, где и находились три упомянутых гроба. Этот стих записан нами в селе Пчелиновка Воронежской области, селе хорошо известном фольклористам богатством своих певческих традиций. Разумеется, народ, слагавший духовные стихи, далеко не всегда ограничивал себя рамками того образа Христа и Богородицы, который присутствует в Евангелиях. Христу в стихах присущи порой столь откровенные выражения чувств, о которых в церковном предании и писании не может быть и речи. Это касается, в частности, духовного стиха, в мелодическом отношении весьма напоминающем позднюю лирическую песню и записанного фольклористами в селе Бородиновка, в Челябинской области. Христос здесь кричит своей Матери, чтобы она помолилась Богу и попросила Его об избавлении Его от страсти-ужаса .
Хотя тема Страшного Суда, грозного Судьи (к которому,по стиху Два-то голуби идет грешная душа), является одной из главных в этой области народной поэзии» в стихах нередко появляется и Бог милующий, помогающий людям утвердиться на праведном пути. По рукосписным сборникам и устным записям известны стихи о черноризце, потерявшем, златую книгу и уронившем ключи от церкви. Один из его вариантов записан у старообрядцев - поморцев в курганской области. Господь посылает здесь на помощь иноку, сбившемуся с духовного пути, двух ангелов-хранителей» Очевидно, более поздним по происхождению является записанный там же стих о черноризце Под зеленой, под кудрявой , близкий к лирической песне.
Стилистическая пестрота духовных стихов поражает воображение. Здесь, как мы говорили, стоят рядом, эпические песни и поздние куплетные сочинения, нередко в духе жестоких романсов. Но, будучи с одинаковой любовью исполняемы народом, они были объединены своей назидательной функцией, условиями исполнения (в постные дни как замена песен/ и манерой исполнения (определенный способ звукоизвлечения). Нардная вера отразившаяся в духовных стихах, может быть по ним изучена, как это было отчасти сделано Г.П. Федотовым, во всем многообразии ее проявлений , в том числе и в соответствии с основными разделами христианского богословия (христология, космология, антропология, экклесиология, эсхатология и т.д.). Как отметила одна из крупнейших специалистов в области собирание и изучения духовного стиха С.Е.Никитина, этот удивительный феномен народной поэзии: «еще не исчерпал свои возможные темы и не сказал свое последнее слово»

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Карельский ансамбль Sattuma сыграл финскую польку по-св

News image

Петрозаводский семейный фолк-ансамбль Sattuma впервые выступил в Москве.

Надежда Кадышева подарила ребенку свой браслет

News image

Перед отъездом на продолжительные гастроли в Германию Надежда Кадышева и группа «Золотое кольцо» дали большой сольный концерт в своем театре в Москв...

Выступления:

News image

Академический хор русской песни Славянские напевы

Художественный руководитель - композитор, Заслуженный деятель искусств России Александр Григорьевич Дармастук.

News image

«Народный праздник»: заметки к биографии

Московский фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» в ряду преемников традиции выделяется как первооткрыватель новых путей освоения ф...

Интервью:

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

News image

У русского рока есть три проблемы: отсутствие подачи, отсутствие продюсеров и отсутствие корней.

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Варган

News image

Варган (от лат. organum - музыкальный инструмент) - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший с...

Авторизация



Новые альбомы:

Варвара – Выше Любви

News image

Варвара уже не первый год существует в нашем шоу-бизнесе в автономном режиме.

«Северный цвет» – «Круг земной»

News image

Сословие юных археологов уже дало обильные всходы на ниве этномузыки.

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...

«Пелагея» - «Тропы»

News image

Покряхтывания перегруженных процессорами нойзовых гитар, традиционная ритм-секция и прозрачный чистый вокал самой голо...