Самостоятельную ветвь в духовной лирике образуют также православные духовные стихи. Долгое время никто и не подозревал, что в наше время бытует целое направление в музыкальной устной традиции православных христиан Урала, связанное с исполнение духовных песен и стихов. В связи с возрождением духовных традиций в России эта ветвь устно-поэтического творчества была явлена миру и выяснилось, что существовала она всегда, параллельно со старообрядческой. Поэтическим источником для музыкальной традиции православного населения служили печатные сборники, активно издававшиеся в конце XIX - начале XX вв.. Особую роль в распространении стихов библейского содержания сыграло известное издание Библии с иллюстрациями Доре. Мало кто знает сейчас, что эта Библия имела и другое издание - в стихах, с теми же иллюстрациями под названием “Библейские мотивы” в нескольких выпусках (СПб., 90-е гг). Помимо поэтических сюда следует включить такие небезызвестные Богогласники и баптистские песни из Прохановского сборника 1927 г.. И сегодня переиздаются и создаются новые сборники самими церковными деятелями: епископом Афанасием , митрофорным протоиереем Николаем.
Как выяснилось, данные тексты служат основой и для современного устного музыкального творчества. Еще до недавнего времени, как и в старообрядческой среде, были живы народные носители православной традиции. Многое ныне утрачено. Сохранившимся мы обязаны тем немногим энтузиастам, бескорыстно трудящимся на ниве пения, которые фиксировали, накапливали и собирали духовные стихи и песни. В Екатеринбурге живет уникальный представитель такого \С.254\ подвижничества отец Александр Игонин, с чьего согласия и помощью удалось составить представление (пока самое общее) об этой преданной забвению ветви музыкально-поэтического искусства православных христиан. Сама личность о. Александра примечательна. Певец, обладающий природным голосом, он с детства воспринял традицию духовного пения. Его матушка была прекрасной исполнительницей этого жанра. Будучи священником, о. Александр усвоил множество напевов. Стихи пелись, в основном, на обедах, куда ходил определенный круг лиц. В этой среде выделялись свои избранные певцы, приезжали и владыки, любители “попеть”. А поскольку о. Александру довелось бывать в разных приходах, то посчастливилось познакомиться с разными манерами пения и местными певческими традициями.
После войны до нач. 80-х гг. в Свердловской области, существовало, по его наблюдениям, несколько певческих центров: Екатеринбург, Асбест, Ревда (где пели монашки), Тагил, Алапаевск. Приезжали певцы из Черноусово, Березовска. Школы же было три: Екатеринбургская (включая Асбест и Ревду), Тагильская и Алапаевская. В одном только Екатеринбурге в Ивановской и Верхне-Михайловской церквах пели по-разному. Так, Марфа Ивановна Жук, певица Ивановской церкви, пела стихи “по-ревдински”, так как переняла репертуар и особенности пения ревдинских монашек. Православные певцы, как выяснилось, привносили новое благодаря репертуару. К примеру, Марфа Алексеевна из той же Ивановской церкви, привившая о. Александру любовь к стихам, частично внесла стихи, общие старообрядческим: “Спит Сион и дремлет злоба”, “Гора Афон” и др.
Вообще Ивановская церковь славилась одновременным сосуществованием разнородных “манер” пения. Так, певчая левого клироса Анастасия Ильинична (родом из Воронежа) пела всегда “очень высоко”, т.е. в сопрановой тесситуре, что, в общем-то, для уральцев малохарактерно. Она также внесла в репертуар екатеринбургской школы свои стихи (в частности, “Вечный жид”). В то же время в Ивановской церкви пели и на \С.255\ “хохляцкий” манер, так как было много священников с Украины. Под Рождество пели колядки, ставился “спектакль” (вертеп) со стихами.
В Тагильской школе (центр - Казанская церковь) преобладали молитвенные стихи. Регенты были старые и пели своеобразно - “тонким голосом”, Алапаевцы отличались рядом собственных духовных песен лирико-романсового склада. До нас дошел наиболее яркий образец алапаевской школы -“Соловей” (переинтонирующий известный начальный ход романса “Белеет парус одинокий”).