Главная - Оркестры русских народных инструментов - Национальный академический оркестр народных инструментов России им.Осипова



Национальный академический оркестр народных инструментов России им.Осипова

национальный академический оркестр народных инструментов россии им.осипова

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова — лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольным звуком рожка и пшеничной спелостью балалаек звучит музыка. Она дарит нам Россию, в которую мы верим — сильную, гордую, светлую, чистую. И не во сне, а всегда наяву, и уже в течение 85 лет.

История оркестра им. Н. П. Осипова полна триумфов, постоянных поисков совершенства и неожиданных поворотов судьбы. Оркестр был создан в 1919 году. У его истоков стояли выдающиеся музыканты — Борис Трояновский (балалайка) и Петр Алексеев (домра). Первый концерт нового коллектива, который получи название «Первый Московский Великорусский оркестр Б. С. Трояновского» под управлением П. И. Алексеева, состоялся в саду «Эрмитаж». Именно здесь в популярном месте отдыха столичных жителей, впервые прозвучали те задушевные, глубокие и озорные мелодии, многие из которых до сих пор украшают программы оркестра и которым суждено было облететь весь мир. Концертной площадкой оркестра очень скоро стала вся наша страна: от Сахалина до Карпат, от Белого моря до Кавказских гор, а начавшиеся с 1924 года выступления на радио помогли завоевать сердца многомиллионной слушательской аудитории. В 1928 году сменилось название на «Оркестр народных инструментов Всероссийского радиокомитета» под управлением П. И. Алексеева, а в 1936 году на «Государственный оркестр народных инструментов СССР».

В 1940 году за пульт встал выдающийся советский музыкант Николай Осипов, что явилось качественно новой ступенью в истории оркестра. После его смерти оркестр возглавил Дмитрий Осипов. Многое в концертной практике оркестра тогда появилось впервые: и солирующие народные инструменты — вслед за балалайками и домрами, гусли, баян, дуэт и унисон балалаек: и произведения, специально написанные для оркестра ведущими советскими композиторами — Н. Будашкиным, А. Новиковым, А. Холминовым; и возрождение незаслуженно забытых песен («Ноченька», «Выхожу один я на дорогу»); и появление своих композиторов — Веры Городовской и Владимира Дителя, ставших ещё при жизни классиками обработок народных песен. Н. Осипов открыл слушателям настоящий, многотембровый, с неограниченными исполнительскими возможностями виртуозный оркестр русских народных инструментов.

Во время Великой Отечественной войны в июне 1941 года оркестр был расформирован. Практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. В сентябре 1942 г. правительство приняло решение о восстановление коллектива. В том же году оркестр сменил название на «Государственный русский народный оркестр». Николай Петрович Осипов вместе с инспектором оркестра Б. А. Романовым разыскивали оркестрантов и возвращали в коллектив. Оркестр был восстановлен.

С 1946 года оркестр носит имя Н. П. Осипова. После братьев Николая и Дмитрия Осиповых во главе оркестра стояли превосходные музыканты В. Гнутов и В. Смирнов. За пульт оркестра становились выдающиеся дирижеры современности: Н. Аносов, А. Гаук, Н. Голованов, Е. Светланов, В. Федосеев. Регулярно в концертах оркестра стали принимать участие ведущие академические певцы страны, среди них — А. Нежданова, С. Лемешев, И. Козловский, М. Михайлов, И. Архипова, А. Эйзен, И. Богачева, Б. Штоколов, Д. Хворостовский. Прекрасные «народные» певицы, владевшие особой манерой исполнения, — Л. Русланова, Л. Зыкина, О. Воронец и многие другие...

В 1969 году прославленный коллектив по праву получил почётное звание «Академический».

С 1962 г. по 1977 г. художественным руководителем был Виктор Дубровский. При В. П. Дубровском были переложены и исполнены оркестром труднейшие произведения русской, западной и советской классики: Россини, Мендельсона, Глинки, Мусоргского, Стравинского, Шостаковича, Свиридова и Щедрина.

С 1979 г. по 2004 г. оркестром руководил Николай Калинин. Развивая всё лучшее, что было передано ему предшественниками, дирижер определил три основных принципа, которые стали основополагающими в деятельности оркестра: высочайший исполнительский уровень как всего коллектива в целом, так и многочисленных камерных составов и солистов; яркий, самобытный, оригинальный, разноплановый репертуар; наконец, просветительская работа, направленная на достижение истинного понимания им глубокого восприятия услышанного.

С января 2005 г. художественным руководителем и главным дирижером оркестр назначен всемирно известный дирижёр, профессор — Владимир Александрович Понькин.

В 1996 году вышел приказ Министерства культуры Российской Федерации об изменении наименования оркестра им. Осипова: «Учитывая выдающийся вклад Государственного Академического русского народного оркестра им. Н. П. Осипова в развитие народного музыкального искусства России и в связи с 75-летием творческой деятельности коллектива внести изменение в наименование Государственного Академического русского народного оркестра имени Н. П. Осипова и именовать его впредь: «Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова». (Приказ от 24.06.96г. министр культуры Е. Ю. Сидоров)

Сегодня оркестр им. Н. П. Осипова имеет высочайший авторитет среди музыкальной общественности, любовь и уважение в стране и за рубежом. Заслуги его в русской музыкальной культуре общеизвестны, и самой большой из них можно считать его просветительскую деятельность. Это интенсивная концертная жизнь, участие во всех крупнейших музыкальных праздниках и фестивалях, записи на радио, телевидении и мн. др. Коллектив постоянно сотрудничает и активно помогает в работе профессиональным и самодеятельным оркестрам и их дирижёрам со всех концов России, из других стран и при этом всегда стремится чутко, бережно относиться к русской песне и русским народным инструментам, сохранять и развивать лучшие традиции исполнительского мастерства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Фолк-фестиваль «Горлица» собрал женские голоса

News image

Недавно в Москве прошел первый акустический фолк-фестиваль «Горлица».

Карельский ансамбль Sattuma сыграл финскую польку по-св

News image

Петрозаводский семейный фолк-ансамбль Sattuma впервые выступил в Москве.

Выступления:

News image

Государственный академический русский концертный оркест

В России издавна существовали ансамбли народных инструментов – гусляров, гудошников, лирников. В 70-х годах прошлого века европейскую известность по...

News image

Струнный оркестр русских народных инструментов Здравиц

Оркестр Здравица — единственный в России.

Интервью:

Алексей Архиповский: Выступлением на «Евровидении» я не

News image

Виртуоз русской балалайки Алексей Архиповский рассказывает «Новостям шоу-бизнеса NEWSmusic.ru», почему он открывал «Евровидение» в Москве и как сама Людмила Зыкина дала ему квартиру.

Читать

Инструменты

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Авторизация



Новые альбомы:

«Мельница» - «Дикие травы»

News image

Сначала был концерт в «Олимпийском», после которого «Мельница» стали первыми русскими фолк-рокерами, покорившими главн...

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки».

«Абвиотура» - «Тебенебо»

News image

Какие только причудливые формы ни принимает нынче этно-рок! И утяжеляется, и всякими электронными премудростями обраст...

Русский модерн антиквариат антикварные книги www.antik-books.ru.