Главная - Оркестры русских народных инструментов - Национальный академический оркестр народных инструментов России им.Осипова



Национальный академический оркестр народных инструментов России им.Осипова

национальный академический оркестр народных инструментов россии им.осипова

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова — лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольным звуком рожка и пшеничной спелостью балалаек звучит музыка. Она дарит нам Россию, в которую мы верим — сильную, гордую, светлую, чистую. И не во сне, а всегда наяву, и уже в течение 85 лет.

История оркестра им. Н. П. Осипова полна триумфов, постоянных поисков совершенства и неожиданных поворотов судьбы. Оркестр был создан в 1919 году. У его истоков стояли выдающиеся музыканты — Борис Трояновский (балалайка) и Петр Алексеев (домра). Первый концерт нового коллектива, который получи название «Первый Московский Великорусский оркестр Б. С. Трояновского» под управлением П. И. Алексеева, состоялся в саду «Эрмитаж». Именно здесь в популярном месте отдыха столичных жителей, впервые прозвучали те задушевные, глубокие и озорные мелодии, многие из которых до сих пор украшают программы оркестра и которым суждено было облететь весь мир. Концертной площадкой оркестра очень скоро стала вся наша страна: от Сахалина до Карпат, от Белого моря до Кавказских гор, а начавшиеся с 1924 года выступления на радио помогли завоевать сердца многомиллионной слушательской аудитории. В 1928 году сменилось название на «Оркестр народных инструментов Всероссийского радиокомитета» под управлением П. И. Алексеева, а в 1936 году на «Государственный оркестр народных инструментов СССР».

В 1940 году за пульт встал выдающийся советский музыкант Николай Осипов, что явилось качественно новой ступенью в истории оркестра. После его смерти оркестр возглавил Дмитрий Осипов. Многое в концертной практике оркестра тогда появилось впервые: и солирующие народные инструменты — вслед за балалайками и домрами, гусли, баян, дуэт и унисон балалаек: и произведения, специально написанные для оркестра ведущими советскими композиторами — Н. Будашкиным, А. Новиковым, А. Холминовым; и возрождение незаслуженно забытых песен («Ноченька», «Выхожу один я на дорогу»); и появление своих композиторов — Веры Городовской и Владимира Дителя, ставших ещё при жизни классиками обработок народных песен. Н. Осипов открыл слушателям настоящий, многотембровый, с неограниченными исполнительскими возможностями виртуозный оркестр русских народных инструментов.

Во время Великой Отечественной войны в июне 1941 года оркестр был расформирован. Практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. В сентябре 1942 г. правительство приняло решение о восстановление коллектива. В том же году оркестр сменил название на «Государственный русский народный оркестр». Николай Петрович Осипов вместе с инспектором оркестра Б. А. Романовым разыскивали оркестрантов и возвращали в коллектив. Оркестр был восстановлен.

С 1946 года оркестр носит имя Н. П. Осипова. После братьев Николая и Дмитрия Осиповых во главе оркестра стояли превосходные музыканты В. Гнутов и В. Смирнов. За пульт оркестра становились выдающиеся дирижеры современности: Н. Аносов, А. Гаук, Н. Голованов, Е. Светланов, В. Федосеев. Регулярно в концертах оркестра стали принимать участие ведущие академические певцы страны, среди них — А. Нежданова, С. Лемешев, И. Козловский, М. Михайлов, И. Архипова, А. Эйзен, И. Богачева, Б. Штоколов, Д. Хворостовский. Прекрасные «народные» певицы, владевшие особой манерой исполнения, — Л. Русланова, Л. Зыкина, О. Воронец и многие другие...

В 1969 году прославленный коллектив по праву получил почётное звание «Академический».

С 1962 г. по 1977 г. художественным руководителем был Виктор Дубровский. При В. П. Дубровском были переложены и исполнены оркестром труднейшие произведения русской, западной и советской классики: Россини, Мендельсона, Глинки, Мусоргского, Стравинского, Шостаковича, Свиридова и Щедрина.

С 1979 г. по 2004 г. оркестром руководил Николай Калинин. Развивая всё лучшее, что было передано ему предшественниками, дирижер определил три основных принципа, которые стали основополагающими в деятельности оркестра: высочайший исполнительский уровень как всего коллектива в целом, так и многочисленных камерных составов и солистов; яркий, самобытный, оригинальный, разноплановый репертуар; наконец, просветительская работа, направленная на достижение истинного понимания им глубокого восприятия услышанного.

С января 2005 г. художественным руководителем и главным дирижером оркестр назначен всемирно известный дирижёр, профессор — Владимир Александрович Понькин.

В 1996 году вышел приказ Министерства культуры Российской Федерации об изменении наименования оркестра им. Осипова: «Учитывая выдающийся вклад Государственного Академического русского народного оркестра им. Н. П. Осипова в развитие народного музыкального искусства России и в связи с 75-летием творческой деятельности коллектива внести изменение в наименование Государственного Академического русского народного оркестра имени Н. П. Осипова и именовать его впредь: «Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова». (Приказ от 24.06.96г. министр культуры Е. Ю. Сидоров)

Сегодня оркестр им. Н. П. Осипова имеет высочайший авторитет среди музыкальной общественности, любовь и уважение в стране и за рубежом. Заслуги его в русской музыкальной культуре общеизвестны, и самой большой из них можно считать его просветительскую деятельность. Это интенсивная концертная жизнь, участие во всех крупнейших музыкальных праздниках и фестивалях, записи на радио, телевидении и мн. др. Коллектив постоянно сотрудничает и активно помогает в работе профессиональным и самодеятельным оркестрам и их дирижёрам со всех концов России, из других стран и при этом всегда стремится чутко, бережно относиться к русской песне и русским народным инструментам, сохранять и развивать лучшие традиции исполнительского мастерства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Хелависа посвятила презентацию погибшим в Перми

News image

Презентация сольного альбома «Леопард в городе» вокалистки «Мельницы» Хелависы (Натальи О’Шей) прошла 7 декабря в Светлановском зале Московского меж...

Надежда Бабкина к Дню Победы подготовила целый фестивал

News image

23 апреля в Государственном академическом театре Российской Армии пройдет юбилейная программа Надежды Бабкиной «Песни России», посвященная 65-летию ...

Выступления:

News image

«Народный праздник»: заметки к биографии

Московский фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» в ряду преемников традиции выделяется как первооткрыватель новых путей освоения ф...

News image

Ансамбль Иван-Чай

Гусляр Роман Опричник и его центр ИВАН-ЧАЙ предлагает Вам ознакомиться со своим творчеством и рассмотреть возможность взаимовыгодного сотрудничест...

Интервью:

Пелагея: Мой принц ускакал на белом коне

News image

Пелагея – загадка шоу-бизнеса. Уже в 9 лет девочка из глубинки стала петь перед президентами нескольких стран. Начав с Ельцина, продолжила выступать перед Путиным и до сих пор поет для чиновников са...

Читать

Инструменты

Баян

News image

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник.

Свирель

News image

Свирель - русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов сущ...

Авторизация



Новые альбомы:

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам.

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом.

Русский модерн антиквариат антикварные книги www.antik-books.ru.