Главная - Духовные стихи - Музыкальные истоки духовных стихов



Музыкальные истоки духовных стихов

музыкальные истоки духовных стихов

Говоря о музыкальных истоках духовных стихов устной фольклорной традиции, следует отметить сильное влияние крестьянской и городской песенной лирики. При этом первое начало сильнее проявляется в земледельческих поселениях, как, например, в Курганской области и на Вятке. Опора на квинтовую основу, сближающая напевы стихов с проголосными песнями, здесь усиливается благодаря использованию традиционных фольклорных принципов распевания. В Курганской поморской общине, к примеру, до середины 80-х гг XX в. была сильна многоголосная традиция исполнения стихов с характерным запевом и гетерофонным расслоением голосов, либо голосом со второй. Помимо этого, курганские певцы дифференцированно различали две манеры пения: “пологий” напев, как в протяжной песне, и “крутой” - быстрый. Похожий \С.252\ прием можно наблюдать, например, в частушках, имеющих разную приуроченность: “крутой” выдается под пляску с “дробным” ритмом, а “длинный” “растягают” во время хождения по улице. Подобные формы пения, сложившиеся в Кургане, объясняются отходом исполнителей от книжной традиции пения “по знамю”, при котором текст фиксировался, а напев запоминался. Наличие “малограмотных”, не знающих крюковой записи певцов, привыкших распевать на голоса, упрочивало бытование фольклорной формы исполнения стихов. Их пели на свадьбах, покосах, на поминках, панихидах, в перерывах между службами - в те редкие минуты, когда можно было посидеть и отдохнуть.

Если Курганскую традицию пения можно соотнести с крестьянской, то в заводских центрах Урала: Невьянске, Тагиле, Челябинске - процветало иное пение. Музыкальные истоки стихов горнозаводских старообрядческих гнезд были гораздо сложнее, образуя сплав городской и крестьянской песенности, включая подчас обороты инструментальных наигрышей .

Рассматривая певческие направления, сложившиеся в старообрядческом музыкальном быту, можно отметить следующее. Репертуарный и сюжетный состав, определявший жанр духовного стиха, у них достаточно мобилен: от покаянной лирики до авторской поэзии. Однако для земледельческих и горнозаводских центров существуют свои излюбленные группы сюжетов и напевов. В горнозаводских центрах преобладают письменные виршевые стихи XVIII в. и устные силлабо-тонического стихосложения, близкие классической поэзии XIX в. На Вятке встречается еще более ранний тип стихов, близкий былинным образцам (тонического стихосложения) и церковной поэзии, распетые знаменем. Объясняется это повышенным процентом грамотных старообрядцев, ревнителей книжной старицы. В Курганской обл., где грамотность в XX в. утеряла свои позиции в пении, процветает исключительно фольклорный пласт стихов, вобравших в себя интонации бытующих жанров: проголосной, свадебной песни, деревенского романса.

С конфессиональной точки зрения, носителями \С.253\горнозаводской традиции являются старообрядцы часовенного согласия. Поморское же согласие, включая федосеевский и филлипповский толки, более тяготеет к переинтонированию в напевах стихов крестьянской песенности и знаменного роспева. Объединяющим звеном служит традиция “австрийского” согласия. Но этим не исчерпывается все богатство и история жанра, называемого условно духовный стих.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Flёur

News image

7 марта 2009 года, накануне Международного женского дня, в московском клубе «Б1 Maximum» состоялся «большой праздничный концерт» одесской группы Flё...

Как появилось Евровидение?

News image

Евровидение является ежегодным музыкальным конкурсом песен, который осуществляется среди исполнителей из стран, которые входят только в Европейск...

Выступления:

News image

РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ КВАРТЕТ СКАЗ

«Русский концертный квартет «Сказ» является одним из самых ярких камерных музыкальных профессиональных коллективов, основоположником ансамблевого н...

News image

Русский оркестр Перезвоны

Русский оркестр «Перезвоны» основан в январе 2002г при Районном Доме Культуры г. Пушкина. Это молодёжный коллектив, который состоит из выпускников и...

Интервью:

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

News image

У русского рока есть три проблемы: отсутствие подачи, отсутствие продюсеров и отсутствие корней.

Читать

Инструменты

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Баян

News image

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник.

Авторизация



Новые альбомы:

«Ulytau» - «Jumyr-Kylysh»

News image

Всякий раз, беря в руки альбом инструментальной музыки, первым делом задумываешься о нелегкой судьбе такой музыки на э...

«Абвиотура» - «Тебенебо»

News image

Какие только причудливые формы ни принимает нынче этно-рок! И утяжеляется, и всякими электронными премудростями обраст...

Дмитрий Ревякин – «Жатва»

News image

Лидер группы «Калинов мост» остается одним из немногих концептуальных русских музыкантов, последовательно создающим св...

Пелагея – «Тропы» (2CD)

News image

Декабрьский интернет-релиз получил впечатляющее физическое исполнение – шикарно изданный двойной альбом лучшего голоса...