Говоря о музыкальных истоках духовных стихов устной фольклорной традиции, следует отметить сильное влияние крестьянской и городской песенной лирики. При этом первое начало сильнее проявляется в земледельческих поселениях, как, например, в Курганской области и на Вятке. Опора на квинтовую основу, сближающая напевы стихов с проголосными песнями, здесь усиливается благодаря использованию традиционных фольклорных принципов распевания. В Курганской поморской общине, к примеру, до середины 80-х гг XX в. была сильна многоголосная традиция исполнения стихов с характерным запевом и гетерофонным расслоением голосов, либо голосом со второй. Помимо этого, курганские певцы дифференцированно различали две манеры пения: “пологий” напев, как в протяжной песне, и “крутой” - быстрый. Похожий \С.252\ прием можно наблюдать, например, в частушках, имеющих разную приуроченность: “крутой” выдается под пляску с “дробным” ритмом, а “длинный” “растягают” во время хождения по улице. Подобные формы пения, сложившиеся в Кургане, объясняются отходом исполнителей от книжной традиции пения “по знамю”, при котором текст фиксировался, а напев запоминался. Наличие “малограмотных”, не знающих крюковой записи певцов, привыкших распевать на голоса, упрочивало бытование фольклорной формы исполнения стихов. Их пели на свадьбах, покосах, на поминках, панихидах, в перерывах между службами - в те редкие минуты, когда можно было посидеть и отдохнуть.
Если Курганскую традицию пения можно соотнести с крестьянской, то в заводских центрах Урала: Невьянске, Тагиле, Челябинске - процветало иное пение. Музыкальные истоки стихов горнозаводских старообрядческих гнезд были гораздо сложнее, образуя сплав городской и крестьянской песенности, включая подчас обороты инструментальных наигрышей .
Рассматривая певческие направления, сложившиеся в старообрядческом музыкальном быту, можно отметить следующее. Репертуарный и сюжетный состав, определявший жанр духовного стиха, у них достаточно мобилен: от покаянной лирики до авторской поэзии. Однако для земледельческих и горнозаводских центров существуют свои излюбленные группы сюжетов и напевов. В горнозаводских центрах преобладают письменные виршевые стихи XVIII в. и устные силлабо-тонического стихосложения, близкие классической поэзии XIX в. На Вятке встречается еще более ранний тип стихов, близкий былинным образцам (тонического стихосложения) и церковной поэзии, распетые знаменем. Объясняется это повышенным процентом грамотных старообрядцев, ревнителей книжной старицы. В Курганской обл., где грамотность в XX в. утеряла свои позиции в пении, процветает исключительно фольклорный пласт стихов, вобравших в себя интонации бытующих жанров: проголосной, свадебной песни, деревенского романса.
С конфессиональной точки зрения, носителями \С.253\горнозаводской традиции являются старообрядцы часовенного согласия. Поморское же согласие, включая федосеевский и филлипповский толки, более тяготеет к переинтонированию в напевах стихов крестьянской песенности и знаменного роспева. Объединяющим звеном служит традиция “австрийского” согласия. Но этим не исчерпывается все богатство и история жанра, называемого условно духовный стих.