Главная - Духовные стихи - Музыкальные истоки духовных стихов



Музыкальные истоки духовных стихов

музыкальные истоки духовных стихов

Говоря о музыкальных истоках духовных стихов устной фольклорной традиции, следует отметить сильное влияние крестьянской и городской песенной лирики. При этом первое начало сильнее проявляется в земледельческих поселениях, как, например, в Курганской области и на Вятке. Опора на квинтовую основу, сближающая напевы стихов с проголосными песнями, здесь усиливается благодаря использованию традиционных фольклорных принципов распевания. В Курганской поморской общине, к примеру, до середины 80-х гг XX в. была сильна многоголосная традиция исполнения стихов с характерным запевом и гетерофонным расслоением голосов, либо голосом со второй. Помимо этого, курганские певцы дифференцированно различали две манеры пения: “пологий” напев, как в протяжной песне, и “крутой” - быстрый. Похожий \С.252\ прием можно наблюдать, например, в частушках, имеющих разную приуроченность: “крутой” выдается под пляску с “дробным” ритмом, а “длинный” “растягают” во время хождения по улице. Подобные формы пения, сложившиеся в Кургане, объясняются отходом исполнителей от книжной традиции пения “по знамю”, при котором текст фиксировался, а напев запоминался. Наличие “малограмотных”, не знающих крюковой записи певцов, привыкших распевать на голоса, упрочивало бытование фольклорной формы исполнения стихов. Их пели на свадьбах, покосах, на поминках, панихидах, в перерывах между службами - в те редкие минуты, когда можно было посидеть и отдохнуть.

Если Курганскую традицию пения можно соотнести с крестьянской, то в заводских центрах Урала: Невьянске, Тагиле, Челябинске - процветало иное пение. Музыкальные истоки стихов горнозаводских старообрядческих гнезд были гораздо сложнее, образуя сплав городской и крестьянской песенности, включая подчас обороты инструментальных наигрышей .

Рассматривая певческие направления, сложившиеся в старообрядческом музыкальном быту, можно отметить следующее. Репертуарный и сюжетный состав, определявший жанр духовного стиха, у них достаточно мобилен: от покаянной лирики до авторской поэзии. Однако для земледельческих и горнозаводских центров существуют свои излюбленные группы сюжетов и напевов. В горнозаводских центрах преобладают письменные виршевые стихи XVIII в. и устные силлабо-тонического стихосложения, близкие классической поэзии XIX в. На Вятке встречается еще более ранний тип стихов, близкий былинным образцам (тонического стихосложения) и церковной поэзии, распетые знаменем. Объясняется это повышенным процентом грамотных старообрядцев, ревнителей книжной старицы. В Курганской обл., где грамотность в XX в. утеряла свои позиции в пении, процветает исключительно фольклорный пласт стихов, вобравших в себя интонации бытующих жанров: проголосной, свадебной песни, деревенского романса.

С конфессиональной точки зрения, носителями \С.253\горнозаводской традиции являются старообрядцы часовенного согласия. Поморское же согласие, включая федосеевский и филлипповский толки, более тяготеет к переинтонированию в напевах стихов крестьянской песенности и знаменного роспева. Объединяющим звеном служит традиция “австрийского” согласия. Но этим не исчерпывается все богатство и история жанра, называемого условно духовный стих.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Анастасия Паписова выступила на шотландском фолк-фестив

News image

Солистка группы Meldis Анастасия Паписова выступила на фолк-фестивале 16th Arran Folk Festival, который проходил на острове Арран в Шотландии.

Tintal поздравили Зинчук, Калугин, Алевтина и компания

News image

В последний день февраля в столичном клубе Б2 прошло грандиозное празднование 10-летия группы Tintal . Поздравить коллектив с юбилеем пришли так...

Выступления:

News image

Кристалл-Балалайка

Ансамбль Кристалл-Балалайка (Саратов) был создан в 1992 году выпускником Саратовской консерватории Сергеем Рябовым. Ансамбль стал лауреатом ко...

News image

Струнный оркестр русских народных инструментов Здравиц

Оркестр Здравица — единственный в России.

Интервью:

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

News image

У русского рока есть три проблемы: отсутствие подачи, отсутствие продюсеров и отсутствие корней.

Читать

Инструменты

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Бубен

News image

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной.

Авторизация



Новые альбомы:

«Мельница» - «Дикие травы»

News image

Сначала был концерт в «Олимпийском», после которого «Мельница» стали первыми русскими фолк-рокерами, покорившими главн...

«Olchey» - «Chants of Nature»

News image

Проект «Olchey» в альбоме «Chants of Nature» представляет тувинское горловое пение в современной обработке. Тувинская ...

Туана – «Четвертое измерение»

News image

Это третий по счету и первый «официальный» альбом певицы, скрывающейся под псевдонимом Туана, и поющей в стилистике po...

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки».