Для одной из лучших вокалисток нашей эстрады этот диск, как ни странно, - первый полноценный альбом от начала карьеры. Альбомы «Любо!» (1999) и «Пелагея» (2003) воспринимать как номерные альбомы невозможно, в силу разных обстоятельств. И вот наконец у Пелагеи и ее группы появилась возможность показать свои возможности во всей красе.
11 песен, не считая бонусного дуэта «Чубчик» с Гариком Сукачевым и песни «Пташечка» как видеофрагмент сольного концерта в БКЗ «Октябрьский» 6.12.2006, вошедших в коллекционный вариант издания. Широкой публике хорошо знакомы четыре песни, вошедшие в ротации радиостанций – «Валенки», «Когда мы были на войне», «Нюркина песня» (Янки Дягилевой) и «Казак». Однако музыканты разбивают первое впечатление как от некого The Best, кардинально меняя звучание знакомых песен и добавляя как бы случайные разговоры друг с другом. Нынешняя Пелагея – уже не голосистая девчонка, распевающая народные песни под аккомпанемент оркестров. В альбоме «Девушкины сны» группа «Пелагея» звучит как сочетание несочетаемого. С одной стороны - арт-рок 70-х с вплетением модных находок из брит-попа и даже эмо-кора в аранжировках. С другой - русский фолковый вокал Пелагеи.
Жанр: world-music
Стиль: русский рок, фолк-рок, брит-поп, инди-рок, эмо-кор, русская народная песня, украинская народная песня, римейк, эмбиент-поп, инди-электроника, авант-прог, фолк-поп, ретро-рок, хип-хоп, британская психоделия, кроссовер, эйсид-фолк.
Тематика: любовь, социальные отношения, война, одиночество, взросление.
Настроение: ирония, драйв, азарт, лиричность, страсть, воспоминания.
Хиты: «Валенки», «Когда мы были на войне», «Нюркина песня», «Казак».
Удивительно, что вышеупомянутые хиты как раз вполне лишены этой борьбы не на жизнь, а на смерть. Хиты сыграны просто, почти на грани русского рока. И оттого, наверное, – хиты. А вот остальным композициям не повезло.
На них молодые музыканты обучались современному року – тут гитарный ход из King Crimson, а тут гармония из Radiohead… Слушаешь как учебный видеокурс молодого бойца по истории рока, от одной главы к другой. Вдобавок и сама Пелагея решила поупражняться в пении знакомых ей оперных и эстрадных стандартов – «Пер Гюнт» Э.Грига, «Норма» В. Беллини… Какое отношение они имеют к собственно песенному материалу – понять невозможно. Получилась распевка вокалистки и учебная репетиция рок-состава, причем уроки им задавали явно разные. Пострадали прежде всего русские песни. Лишенные драматургической интриги, используемые лишь как материал для упражнений, народные песни пожухли, омертвились, рассыпались на сухие ноты.
Аккомпанирующая группа поразительно не конгениальна таланту вокалистки Пелагеи. Конечно, Павел Дешура – многообещающий гитарист, внимательно слушающий все западные достойные образцы. Техничный и вдумчивый. Чем-то почти Фрипп. Но Фрипп уже есть, да и не стал бы он играть свои секвенции под такой вокал. А Дешура играет, ему как неофиту все это интересно. Ему и неважно, что его партии совсем ничего не имеют ни к русской музыке, ни даже к ощущению русского духа. Получаются казачьи песни в манчестерских степях. Но разве это слышит увлеченный собой гитарист? Ладно бы и это. Он учится, и через пару лет будет гнать другую модную волну. Печальнее, что этой очевидной истины не слышит и сама Пелагея, и ее мама Светлана Ханова, руководящая аранжировочным процессом. Получается фальшь в подаче.
А ведь лучшие образцы world music явственно показывают – фольклорный вокал хорош только в своей родной среде, а уж на каких инструментах она воссоздана, нет разницы. Успех Нусрата Али Хана, Наташи Атлас, Офры Хазы и «Калинова Моста» - от родных корней. Убери у них вокал, и в музыке услышишь родные напевы. Убери вокал Пелагеи – и легко спутать с любой британской группой второго-третьего ряда.
Альбом «Девушкины сны» рекомендуется к прослушиванию любителям качественного женского фолк-вокала и британского рока. Не рекомендуется сторонникам гармонии в мире.