Главная - Духовные стихи - Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала



Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала

духовные стихи в старообрядческой и православной традиции урала

Духовные стихи образуют особую заповедную область в полуустном творчестве русского народа. Они принадлежат к роду лирики, связанной с глубинными и потаенными вопросами религиозной жизни, веры, христианского мировоззрения. Не случайно интерес, проявившийся к ним в литературной среде, питал русскую поэзию и научную мысль на протяжении XIX - нач. XX вв. С новой силой вспыхнул он в наше время, чему подтверждением является издание и переиздание поэтических текстов духовных стихов ХI-ХХ вв. .

В музыкальном отношении этот пласт народного традиционного искусства изучен слабо, что является недостатком при изучении духовного стиха как жанра устной и книжной традиции. По нашему мнению, в “поемых стихах” поэзия и напев, слитые нераздельно, как раз и образуют общее для поэтического и музыкального искусств качество, которое и называется лирикой. В то же время музыкально-поэтическое образцы духовного стиха в не меньшей степени является выражением народных представлений о вере, истории, миропорядке и душе, чем поэтические, с той лишь разницей, что картина мира в них запечатлена в музыкалько-поэтических образах.

Долгое время считалось, что хранителями этого древнепоэтического наследия в XX в. являются, в основном, старообрядцы. И, действительно, гонимые во все времена, они оставались стойкими приверженцами дониконовских древнерусских традиций в богослужении, сохраняя, наряду с \С.248\ древним уставом, старый уклад в быту, одежде, поведении, раннюю традицию книжности и рукописания. Благодаря их любви к старине, до нас дошли раритетные памятники книжности XVI - XVII вв. А с ними редкие образцы так называемой “покаянной лирики” - прототипа духовных стихов. Как удалось установить, ранние покаянные стихи являются выписками или переработками песнопений из певческой книги Триоди постной, когда предписывалось читать и петь покаянные тексты и очищать себя постом и молитвой. В собрании УрГУ (VI, Невьянское собрание, 261 р.) имеется единичный сборник, объединяющий тексты подобного рода. Они составляют особый род книжной поэзии.

Покаянные стихи записывались и нотировались знаменем (крюковой нотацией). Считается, что этот вид поэзии и музыкального творчества служил для внебогослужебных целей. Стихи создавались и пелись монахами в свободное время для души. Своеобразие их состоит в том, что они принадлежат так называемой “ритмической поэзии” (или иначе - “церковной”). Стихи представляют собой миогострочные строфы с особой ритмической акцентуацией, где ударением выделялись не стопы и слоги, а целые распетые слова . В музыкальном отношении они не отличаются от обычных знаменных песнопений и состоят из музыкальных строк, согласованных между собой системой попевок. По некоторым попевочным формулам, завершавшим строки, можно выделить гласовую основу напева (т.е. интонационный ладовый строй, принятый в церковном пении). Таких музыкально-поэтических текстов на Урале встречается крайне мало, и они требуют отдельного изучения.

В XVII в. в русской книжности прививается новый жанр духовной лирики - псальмы и вирши. Этот поток поэтического творчества был привнесен на Русь с Украины и закрепился благодаря пиитическим опытам русских монахов, которые, следуя украинской моде, пробовали свои силы в новой поэзии. Известно, что псальмы в украинской традиции записывались в особых сборниках - Богогласниках. Видимо, оттуда они и \С.249\ перекочевали в книжность старообрядцев. У староверов существуют свои целостные сборники, заимствующие псальмы. Как правило - это переработки псалмов, либо других богослужебных жанров, посвященных праздникам. Так, на Урале (в Свердловской и Пермской областях) был распространен встречающийся в списках XIX в. сборник, объединяющий музыкальные стихи Господским и Богородичным праздникам  и отдельные образцы, посвященные праздникам святым: мученице Варваре, Николаю Чудотворцу, Борису и Глебу. Примечательно, что в Богогласниках этот круг шире. Старообрядцы осуществили отбор и цензуру над отдельными текстами. В то же время они адаптировали заимствованные стихи к собственной исполнительской традиции. Некоторые из виршевых текстов имеют подзаголовки “Антифоны”, указывающие на их соответствие церковному жанру, когда строфы исполнялись попеременно хорами. Данные стихи излагались в знаменной нотации и отличались от своего украинского прототипа унисонным складом исполнения. В украинской же традиции псальмы могли распеваться на 2 и 3 голоса, подобно бытовым песням - кантам. Старообрядцы, верные “единогласному” пению, оставляли один голос. Дело иногда доходило до казусов. Так, в одном из стихов в сборнике 2-ой пол. XIX в. под названием “Стих умиленный” (“О, коль наше на сем свете житие плачевно”) взята в качестве исходной мелодия баса с квартовыми скачками.

Партесные сочинения послужили и стиховым, и музыкальным прообразом даже для авторских стихов. Например, известный стих Ломоносова “Уже прекрасное светило” распевался как псальма и как кант в XVIII в. Более того, некоторые известные канты, как “Буря море раздымает”, бытовали у старообрядцев наряду с другими стихами, несмотря на отрицание старообрядцами кантового стиля пения как чуждого древней традиции пения. Виршевая поэзия оставила значительный след в старообрядческих сборниках ХVIII-ХIХ вв. К этому же времени относятся и стихи фольклорного \С.250\ типа. Они либо пелись устно, либо их тексты записывались и передавались по памяти. К ним следует отнести образцы по сюжету, стихосложению и мелодике приближающиеся к былинам, апокрифические произведения и стихи более позднего происхождения, впитавшие интонации крестьянской и городской песенности, включая частушку.

Из стихов, близких былинным напевам, выделяется образец праздничного цикла, посвященный Борису и Глебу (“Восточная держава”). Апокрифические стихи, бытовавшие в живой традиции XIX в., ныне на Урале в чистом виде не встречаются. В архивах УОЛЕ и фонде уральского фольклориста В. Бирюкова сохранились редкие тексты подобного типа: “Два Лазаря”, “Два ангела, два архангела” (записано в Первоуральске), “Вы люди умные, вы люди ученые” (выстроенный по числовому принципу в форме загадок) по записи в Уфимской губернии. В современной устной традиции отдельные стихи подобного типа по функции выступают заместителями фольклорных жанров. Один из известных стихов “О грешной душе”, записанный В. Бирюковым в Каменском районе Свердловской области

Шли прошли Петры - Павлы,

Обронили они ключи райские.

Нечем рай отворити,

Грешную душе пропустити,

Грешная душа согрешила,

В утробе младенца задушила...

в несколько другом варианте неожиданно встретился в виде колядки, записанной в Невьянском районе. Начиналась она словами:

На море, на Иордане

Стояла Дева Мария,

Исуса Христа породила,

В белые ризы пеленала,

\С.251\

Добрымя людям наказала,

Слушайте добрые люди,

Цветное платье не носите,

Белы балахоны заводите,

Еретцы богомольцы,

Потеряли ключи золотые,

Нечем рай отворити (и далее, как в вышеприведенном тексте)...

В конце прибавлялось: “Каляга, каляга, не осталось ли от заговенья” . В другом случае, в Гаринском районе, апокрифическую песню “На море, на Кияне, в городе Еруслане” о Деве Марии (вариант сна Богородицы) нам довелось записать как опевальную песню невесте в обрученье. В Вятском крае аналогичным образом, традиционно замещая фольклорный жанр, используется церковное величание... в честь Масленицы, воспроизводимый “на подобен” литургического. Примечателен тот факт, что отдельные компоненты песенных жанров активно вторгаются в музыкальную структуру духовного стиха, преображая его изнутри. В федосеевской общине на Вятке в устной форме по сей день бытуют алилешные стихи (с припевом “люли”), стихи-колыбельные и стихи-виноградья (с припевом “Виноградие - красно-зелено”).

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Мельница» устроила рождественскую премьеру

News image

Удивительные подарки решила подарить своим поклонникам группа «Мельница».

«Веданъ Колодъ» провел этно-фестиваль в честь своего 5-

News image

Красноярская этно-группа «Веданъ Колодъ» отметила 5-летие мини-фестивалем в КЦ «Дом» с участием краснодарских и московских музыкантов. - Даже не ...

Выступления:

News image

РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ КВАРТЕТ СКАЗ

«Русский концертный квартет «Сказ» является одним из самых ярких камерных музыкальных профессиональных коллективов, основоположником ансамблевого н...

News image

Музыкальный ансамбль русской песни «Братина»

Музыкальный ансамбль русской песни Братина - это только живая музыка, профессиональные русские музыканты, избравшие делом своей жизни сохранение и...

Интервью:

Рада: Новая моя кошачья жизнь…

News image

«Рада и терновник» 8 апреля сыграет в обновленном составе в клубе «Гоголь», а перед этим Радислава Анчевская (она же просто Рада) рассказала NEWSmusic.ru, к чему эти смены составов и какое отношение...

Читать

Инструменты

Бубен

News image

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной.

Баян

News image

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник.

Авторизация



Новые альбомы:

«Мельница» - «Дикие травы»

News image

Сначала был концерт в «Олимпийском», после которого «Мельница» стали первыми русскими фолк-рокерами, покорившими главн...

Туана – «Четвертое измерение»

News image

Это третий по счету и первый «официальный» альбом певицы, скрывающейся под псевдонимом Туана, и поющей в стилистике po...

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом.

Группа «Пелагея» - «Девушкины Песни»

News image

Для одной из лучших вокалисток нашей эстрады этот диск, как ни странно, - первый полноценный альбом от начала карьеры....