Главная - Татарская народная музыка - Крымская народная музыка



Крымская народная музыка

крымская народная музыка

Для крымскотатарской народной песни характерным является свобода и широта мелодического развертывания, гибкость ритма и метра, ладовое богатство, а также многовариантность. Наряду с натуральным мажором и минором в крымскотатарской народной музыке встречаются и лады с увеличенной секундой. Кроме натурального минора часто встречаются дорийский и фригийский минорные лады, а из мажорных ладов миксолидийский и другие, много напевов, базирующихся на древнегреческих ладах. Пентатоника в крымской музыке не встречается. Здесь нужно сказать, что богатство ладовой системы крымскотатарской народной музыки еще не изучено. В этой области ученых ждет большая работа. Крымскотатарская народная музыка в основном одноголосна, но с явными элементами гетерофонности, которые основаны на развитом орнаментальном варьировании напева. Гетерофонность образуется в различных формах совместного пения, совместной инструментальной игры и одновременного исполнения мелодии певцами и музыкантами-инструменталистами. В качестве примера можно привести народную песню «Война» (Бойня), когда разные инструменты, сопровождая пение, как бы обволакивают вариациями основную мелодию песни. Говоря о метроритмической стороне крымскотатарских народных песен, можно констатировать, что в них имеются почти все простые и сложные размеры. Это наглядно видно на примерах песен «Къалайлы къазан» (Луженый казан), «Чал атым» (Мой серый конь), имеющих размер 2/4; песни «Мен анамнынъ бир къызы эдим» (Я была единственная у матери), «Урал дагъы» (Уральский лес) имеют размер 3/4. Из сложных размеров наиболее употребительны четырехдольные: 4/4; 4/8, например, в песнях «Шомпол» (Шомпол), «Демирджилер» (Кузнецы); шестидольные: 6/4; 6/8 в песнях «Къаршыдан фенер келир» (Навстречу идут с фонарем), «Мына селям алейкум» (Вот и здравствуйте). Часто встречаются смешанные размеры: семидольные 7/8 (2/8+2/8+3/8) в песнях «Къарасувнынъ дёрт кошеси» (Четыре стороны Карасубазара), «Язгъа чыкъсам» (Дождался бы я лета), девятидольные размеры: 9/8 (2/8+2/8+2/8+3/8) в песнях «Алим» (Алим), «Теми келир» (Судно приближается). Песня «Салкъын сув башында» (У прохладного ручья) имеет сложный размер 10/8 (3/8+2/8+2/8+3/8), пятидольные размеры 5/8 (2/8+3/8) представлены в песнях «Ялта ёлу» (Ялтинская дорога), «Чанта» (Сумка) и другие. Нередко в крымскотатарских песнях встречаются переменные размеры, когда на протяжении песни меняется метр, а следовательно, и размер, например, в песнях «Сом сырмадан» (Белее серебряной нити), «Акъ денъиз кенарында» (У Средиземного моря). По содержанию, эмоциональности, социально-бытовым, общественно-политическим, жанровым признакам крымскотатарские народные вокальные произведения можно классифицировать следующим образом: 1) Дестанлар (дестаны) — эпические сказания. Эти произведения наиболее крупные и сложные по своему строению и форме. Дестаны в настоящее время в народе не исполняются, но мне удалось как бы вдогонку успеть записать некоторые из них. Дестан «Чорабатыр» имеется у многих тюркских народов. Крымскотатарский вариант эпоса «Чорабатыр» отражает события борьбы народа с внешними врагами в эпоху Крымского ханства в ХV — ХVI вв. «Чорабатыр» — единственный дестан, который удалось записать полностью. Мне посчастливилось записать также несколько песен и фрагментов из лирических дестанов «Керем ве Асылхан», «Ашыкъ Гъарип». В настоящее время самым известным и популярным является песня из дестана «Кёр огълу», которую исполняют на концертах, но чаще всего на свадьбах. 2) Иляи (Иляилер) — религиозные песнопения; они впервые записаны мной с нотацией. Некоторые из них исполняются хором в унисон и называются «Тевйид иляйийлери», а некоторые — одним человеком и носят названия «Вакъуф иляhийлери», например: «Зикрулла», «Ясин иляhийси» и др. 3) Иджрет ве сюргюн йырлары — переселенческие песни и песни высылки, которые появились в ХЧ111, XIX и ХХ вв. вследствие многократных массовых переселений крымских татар из Крыма в Турцию, Румынию, Болгарию, Польшу и высылки на Урал, в Узбекистан, Казахстан и др. страны. Подобные песни в таком большом количестве имеются только у крымских татар: К ним относятся «Муаджир тюркюси» (Эмигрантская песня), «Кочь йыры» (Переселенческая песня), «Эй, гузель Къырым!» (О, прекрасный Крым!) и др. 4) Къаршылыкь, куреш йырлары — песни сопротивления и протеста. Эти песни появились в Х1Х и ХХ вв. и отражают борьбу крымскотатарского народа за свободу: «Сеит огълу Сейдамет» (Сейдамет — сын Сеита), «Алим» (Алим), «Ант эткенмен» (Я поклялся), «Шомпол» (Шомпол), «Москанал» (Москанал) и другие. Переселенческие песни и песни высылки, а также песни сопротивления и протеста можно характеризовать как исторические песни. 5) Оксюзлик йырлары — сиротские песни. Можно предположить, что у народа всегда были сиротские песни, но несомненно и то, что их количество многократно увеличилось после насильственной аннексии Крыма Россией, так как вследствие переселений и высылок большого количества людей из своей Родины в чужие края возрастала и их гибель.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Пелагея научила «Абвиотуру» и Джефри Ориему пасхальным

News image

Фестиваль «Поле-Music» состоялся 16 июля в московском клубе «Арена». Концерт, в котором обычно принимают участие этнические музыканты из самых разны...

Ива Нова и Anatomie Bousculaire: Баба Яга и Fuck

News image

Чего не умеет питерская фолк-рок группа Ива Нова - так это выйти и просто спеть свои песни. Концерты этого женского коллектива всегда отличаются не ...

Выступления:

News image

Ансамбль Иван-Чай

Гусляр Роман Опричник и его центр ИВАН-ЧАЙ предлагает Вам ознакомиться со своим творчеством и рассмотреть возможность взаимовыгодного сотрудничест...

News image

«Шедевры русского многоголосия»

В программе: протяжные, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые песни и причитания разных областей России. Женский фольклорный ансамбль «Наро...

Интервью:

Пелагея: У нас с Наличем много общего

News image

К удивлению многих зрителей, 23-летняя певица Пелагея - частый участник многих рок-фестивалей, хоть и исполняет народные песни. Правда, называет их этно-фолк-роком. Как бы то ни было, русоволосая...

Читать

Инструменты

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Авторизация



Новые альбомы:

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...

«Начало века» - «Этнограмма»

News image

Относительная популярность группы «Начало века» – очевидный симптом актуальности темы фолка для рок-аудитории. Волна, ...

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей. Вот первым владельцам мобильных т...

Туана – «Четвертое измерение»

News image

Это третий по счету и первый «официальный» альбом певицы, скрывающейся под псевдонимом Туана, и поющей в стилистике po...