Крымскотатарская народная инструментальная музыка богата и разнообразна, корни ее уходят в далекую древность. Инструментальную музыку можно распределить на следующие разделы: 1) Той мерасими авалары — инструментальные пьесы обряда свадьбы. Одной из развитых циклических форм инструментальных классических произведений являются «Таксим» (Прелюдия) и «Пешраф» (Интермеццо). Если «Таксимы» имеют собственные названия, например, «Таксим «Акъшам шериф» (Прелюдия «Добрый вечер»), то «Пешрафы» (Интермеццо) не имеют собственных названий. Таксим исполняется обычно Solo на скрипке в свободном течении мелодии — Ad libitum, как бы с импровацией, но имеет точную отшлифованную мелодию, другие инструменты поддерживают ее на тонической ноте. Пешраф является контрастной частью и исполняется полным составом инструментального ансамбля в среднем или быстром темпе, обычно имеет размер 2/4; 4/4. Все крымскотатарские свадьбы начинаются с исполнения «Таксима» и «Пешрафа», после чего музыканты поздравляют хозяина свадьбы словами: «Эйлигинъиз хайырлы олсун!» (Поздравляем Вас со свадьбой!). В эту группу крымскотатарской народной инструментальной музыки входят также многочисленные обрядовые мелодии, каждая из которых имеет свое название, назначение и место в крымскотатарской свадьбе. Назовем их: «Къаве авасы» (Мелодия подачи кофе), «Къына авасы» (Мелодия наведения хны), «Куреш авасы» (Танец борьбы), «Шабаш авасы» (Мелодия приема подарков), «Тыраш авасы» (Мелодия бритья жениха), «Къаршылав авасы» (Мелодия встречи гостей), «Хош кельди авасы» (Приветственный танец). Кроме «Таксима» все перечисленные произведения исполняются полным составом ансамбля. Здесь следует подчеркнуть, что в настоящее время «Къаве авасы», «Къына авасы», «Куреш авасы», «Шабаш авасы», «Тыраш авасы» исполняются очень редко, так как эти обряды устарели. 2) Долулар — застольные обрядовые инструментальные мелодии. Ввиду их большого количества я выделил их в отдельную группу. После того, как все гости займут свои места на свадьбе за пиршественным столом, выходит главный распорядитель, который произносит торжественную приветственную речь, знакомит гостей с невестой и женихом, желает им счастья, здоровья и всяческих благоденствий, благодарит гостей от имени хозяина за участие в праздничном вечере бракосочетания молодых. После этого ансамбль исполняет торжественную, величавую застольную мелодию «Долу». «Долу» имеют размеры 2/4; 3 4; 4/4 и др., исполняются полным составом ансамбля. Большинство «Долу» имеют собственные названия, означающие место их рождения: «Багъчасарай долусы» (Бахчисарайская застольная), «Кезлев долусы» (Евпоторийская застольная), «Акъмесджит долусы» (Симферопольская застольная), «Керчь долусы» (Керченская застольная) и другие. Долулар — это настоящие жемчужины крымскотатарской инструментальной музыки, но происхождение их не совсем ясно. Дело в том, что мусульманская религия запрещает употреблять спиртные напитки, а «Долу» служит этому — акту употребления спиртного. Получается парадокс. В 1994 г., будучи в Турции, в городе Стамбуле, я встретил почтенного старика Исмаила Отара, родом из Крыма, из деревни Отаркой. Он мне сообщил: «Те произведения, которые сейчас исполняются на крымскотатарских свадьбах и именуются «Долу», во времена крымского ханства назывались «Ханнынь софра авасы» (Мелодия ханского пиршественного стола или обеденного стола). Это для меня было ново. Глубоко проанализировав услышанное, я сделал вывод: крымские татары начали употреблять спиртные напитки лишь после присоединения Крыма к России, и за это время не мог родиться целый жанр инструментальной народной музыки.