Главная - Татарская народная музыка - Крымская народная музыка (ч. 2)



Крымская народная музыка (ч. 2)

крымская народная музыка (ч. 2)

Крымскотатарская народная инструментальная музыка богата и разнообразна, корни ее уходят в далекую древность. Инструментальную музыку можно распределить на следующие разделы: 1) Той мерасими авалары — инструментальные пьесы обряда свадьбы. Одной из развитых циклических форм инструментальных классических произведений являются «Таксим» (Прелюдия) и «Пешраф» (Интермеццо). Если «Таксимы» имеют собственные названия, например, «Таксим «Акъшам шериф» (Прелюдия «Добрый вечер»), то «Пешрафы» (Интермеццо) не имеют собственных названий. Таксим исполняется обычно Solo на скрипке в свободном течении мелодии — Ad libitum, как бы с импровацией, но имеет точную отшлифованную мелодию, другие инструменты поддерживают ее на тонической ноте. Пешраф является контрастной частью и исполняется полным составом инструментального ансамбля в среднем или быстром темпе, обычно имеет размер 2/4; 4/4. Все крымскотатарские свадьбы начинаются с исполнения «Таксима» и «Пешрафа», после чего музыканты поздравляют хозяина свадьбы словами: «Эйлигинъиз хайырлы олсун!» (Поздравляем Вас со свадьбой!). В эту группу крымскотатарской народной инструментальной музыки входят также многочисленные обрядовые мелодии, каждая из которых имеет свое название, назначение и место в крымскотатарской свадьбе. Назовем их: «Къаве авасы» (Мелодия подачи кофе), «Къына авасы» (Мелодия наведения хны), «Куреш авасы» (Танец борьбы), «Шабаш авасы» (Мелодия приема подарков), «Тыраш авасы» (Мелодия бритья жениха), «Къаршылав авасы» (Мелодия встречи гостей), «Хош кельди авасы» (Приветственный танец). Кроме «Таксима» все перечисленные произведения исполняются полным составом ансамбля. Здесь следует подчеркнуть, что в настоящее время «Къаве авасы», «Къына авасы», «Куреш авасы», «Шабаш авасы», «Тыраш авасы» исполняются очень редко, так как эти обряды устарели. 2) Долулар — застольные обрядовые инструментальные мелодии. Ввиду их большого количества я выделил их в отдельную группу. После того, как все гости займут свои места на свадьбе за пиршественным столом, выходит главный распорядитель, который произносит торжественную приветственную речь, знакомит гостей с невестой и женихом, желает им счастья, здоровья и всяческих благоденствий, благодарит гостей от имени хозяина за участие в праздничном вечере бракосочетания молодых. После этого ансамбль исполняет торжественную, величавую застольную мелодию «Долу». «Долу» имеют размеры 2/4; 3 4; 4/4 и др., исполняются полным составом ансамбля. Большинство «Долу» имеют собственные названия, означающие место их рождения: «Багъчасарай долусы» (Бахчисарайская застольная), «Кезлев долусы» (Евпоторийская застольная), «Акъмесджит долусы» (Симферопольская застольная), «Керчь долусы» (Керченская застольная) и другие. Долулар — это настоящие жемчужины крымскотатарской инструментальной музыки, но происхождение их не совсем ясно. Дело в том, что мусульманская религия запрещает употреблять спиртные напитки, а «Долу» служит этому — акту употребления спиртного. Получается парадокс. В 1994 г., будучи в Турции, в городе Стамбуле, я встретил почтенного старика Исмаила Отара, родом из Крыма, из деревни Отаркой. Он мне сообщил: «Те произведения, которые сейчас исполняются на крымскотатарских свадьбах и именуются «Долу», во времена крымского ханства назывались «Ханнынь софра авасы» (Мелодия ханского пиршественного стола или обеденного стола). Это для меня было ново. Глубоко проанализировав услышанное, я сделал вывод: крымские татары начали употреблять спиртные напитки лишь после присоединения Крыма к России, и за это время не мог родиться целый жанр инструментальной народной музыки.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Какие фотообои лучше

News image

При слове «фотообои» сегодня у многих всплывают в памяти симпатичные березки, которыми пестрел интерьер каждого второго жилья 70-80-ых годов ушедшег...

Reelroadъ все объяснил про сосиски

News image

Свое 11-летие Reelroadъ отпраздновал в московском КЦ «Дом» целиком русской программой.

Выступления:

News image

Фольк-группа smoРОДИНА

Фольк-группа «smoРОДИНА» это альтернативный народный коллектив, который отражает глубинные корни русской фольклорной музыки, группа, которая смогла ...

News image

Государственный национальный ансамбль песни и танца Кар

Мы — Государственный ансамбль песни и танца Карелии “Кантеле”.

Интервью:

Пелагея: Продюсерская история - это жесткая кабала

News image

«Вот это голос!» - Думается, Пелагея слышала эту фразу чуть реже, чем «привет».

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Авторизация



Новые альбомы:

«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

News image

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая.

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом.

«Волга» - «Remixed»

News image

Вообще-то странно было бы написать «альбом ремиксов на композиции группы Волга». Проект Волга сам являет собой донельз...

«Кызыл-Москва 2004». Освежаем воспоминания

News image

Только что отгремел фестиваль «Кызыл-Москва 2005», а у почитателей тувинского горлового пения появилась возможность по...