Главная - Татарская народная музыка - Музыка народа - источник вдохновения



Музыка народа - источник вдохновения

музыка народа - источник вдохновения

Лучшее наследие крымскотатарского народа — его уникальная музыкальная культура. С XV века она формировалась и звучала здесь, на этой благословенной земле, вызывая восхищение настоящих ценителей музыки, а также была и остается одним из любимых видов искусства крымских татар.
Такие отличительные черты национальной музыки как характерный колорит, мелодичность, орнаментальность, мягкость, поэтичность народных песен вызывали большой интерес и любовь у известных представителей культуры и искусства: художников И.Айвазовского, А.Куинджи, композиторов М.Глинки, А.Римского-Корсакова, А.Глазунова, страстно любившего Крым А.Спендиарова, с его известными «Крымскими эскизами». Этнографы, знатоки и ценители музыкального фольклора 1920-1930 годов много сделали для сохранения и пропаганды мелодий и песен крымских татар.
Этнограф А.Кончевский, а так же автор первого сборника песен, изданного в 1923 году в г. Москве, В.Пасхалов занимались сбором и обработкой песен и мелодий крымских татар. Огромный вклад в сохранение и развитие этого бесценного «золотого фонда» внес Асан Рефатов, являющийся первым профессиональным композитором в Крыму.
Настоящее произведение искусства — это таинство, магия звука, цвета, слова, пластики и др. Способность испытывать эстетическое наслаждение, подняться на уровень создателя того или иного произведения искусства — большое счастье.
О силе воздействия крымскотатарской музыки на чуткого слушателя наиболее пронзительно и поэтично выразил в высокохудожественной форме в рассказе «Темир Аксак Хан» лауреат Нобелевской премии Иван Бунин.
Несмотря на многочисленные испытания, которые пришлось пережить крымскотатарскому народу: три депортации, «расстрел крымскотатарской культуры» в 1938 году, геноцид, когда было прервано развитие многих традиционных видов искусства, но музыка — народные песни сохранились. Новые песни рождались в самые сложные трагические периоды, выражая «историю души народа».
Чудом оставшиеся в живых в период депортации и вернувшиеся в начале 1990-х годов на свою историческую родину представители крымскотатарской культуры Ильяс Бахшиш, Эдем Налбандов, Сеит-Халил Османов, Аким Джемилев, Ремзие Баккал и другие внесли большой вклад в возрождение крымскотатарской музыки и культуры в начале 1990-х годов.
Фраза актера и художника Сеит-Халила Османова, сказанная еще в Таджикистане: «Когда мы вернемся в Крым, весь Крым будет петь и танцевать» в последнее время все чаще всплывает в памяти.
В настоящее время в Крыму существует около 400 профессиональных и самодеятельных коллективов, большое количество талантливых исполнителей инструменталистов.
Прошедший 2005 год был богат особыми радостными событиями в музыкальной культуре крымских татар и Крыма в целом. Появились молодые исполнители, такие как DJ Бе-бек, Али, Гузель, Зарема Падай, Эмилия Аблаева, Эльнара Кучук, джазовые певицы Ление Измайлова, Сусанна Джамалединова. Молодые исполнители на различных концертах — как в Крыму, так и в других городах Украины и за рубежом — представляют популярную музыкальную культуру крымских татар.
На невольно возникающие вопросы: «Есть ли стремление к развитию профессионального уровня у молодых исполнителей?», «Удается ли им привнести национальный колорит и характерные особенности крымскотатарской музыки в свое творчество?» исчерпывающий ответ должны дать музыковеды.
Культура каждого народа должна быть национальной по языку, по форме выражения и характеру образного мышления. Это очень важно осознать с самого начала вступающим на этот непростой путь созидания. И, конечно, это большая ответственность: говорить, что я представитель крымскотатарской поп-музыки, продолжатель музыкальных традиций своего народа. И при этом бездумно кривляться, «устраивать стриптиз», не имея вокальных способностей. Это слепое подражание самым худшим образцам американской, европейской и российской поп-индустрии.
Некогда музыка Крыма служила не только нравственному совершенствованию в обществе, но и духовному развитию. Она в течение многих веков звучала и радовала своих истинных ценителей. В 20-30 годы прошлого столетия, во дворе Ханского дворца-музея в городе Бахчисарае, известные представители крымскотатарской интеллигенции Асан Рефатов, Усеин Боданинский, Осман Акчокраклы, Меинов, художник Владимир Яновский и др. собирались и пели старинные народные песни.
Хорошим знаком прошедшего года стал концерт во дворе Ханского дворца-музея нового ансамбля крымскотатарской старинной музыки «Макъам», руководитель которого Джемиль Кариков приложил огромные усилия исследовательского характера для сбора материалов почти забытых инструментов, на которых когда-то здесь играли.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Пустые Холмы» как художественный процесс

News image

Фестиваль, аналогов которому в России нет, продолжает реализовывать свободу творчества для каждого.

Инна Желанная готовит новый концертный альбом

News image

29 мая в Петербурге впервые была представлена электро-акустическая программа авторских песен Инны Желанной.

Выступления:

News image

Музыкальный ансамбль русской песни «Братина»

Музыкальный ансамбль русской песни Братина - это только живая музыка, профессиональные русские музыканты, избравшие делом своей жизни сохранение и...

News image

Ансамбль Иван-Чай

Гусляр Роман Опричник и его центр ИВАН-ЧАЙ предлагает Вам ознакомиться со своим творчеством и рассмотреть возможность взаимовыгодного сотрудничест...

Интервью:

Лидер этно-трио «Троіца» Иван Кирчук издал свои путевые

News image

30 октября в Минске прошла презентация книги лидера этно-трио «Троіца» Ивана Кирчука.

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Авторизация



Новые альбомы:

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене.

«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

News image

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая.

Le Turkus-Kai – «Sundown on Santorini»

News image

Под загадочным именем Le Turkus скрывается гитарист Иосиф Левитис, весьма примечательная фигура. Получив в Америке отм...

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны.