Лучшее наследие крымскотатарского народа — его уникальная музыкальная культура. С XV века она формировалась и звучала здесь, на этой благословенной земле, вызывая восхищение настоящих ценителей музыки, а также была и остается одним из любимых видов искусства крымских татар.
Такие отличительные черты национальной музыки как характерный колорит, мелодичность, орнаментальность, мягкость, поэтичность народных песен вызывали большой интерес и любовь у известных представителей культуры и искусства: художников И.Айвазовского, А.Куинджи, композиторов М.Глинки, А.Римского-Корсакова, А.Глазунова, страстно любившего Крым А.Спендиарова, с его известными «Крымскими эскизами». Этнографы, знатоки и ценители музыкального фольклора 1920-1930 годов много сделали для сохранения и пропаганды мелодий и песен крымских татар.
Этнограф А.Кончевский, а так же автор первого сборника песен, изданного в 1923 году в г. Москве, В.Пасхалов занимались сбором и обработкой песен и мелодий крымских татар. Огромный вклад в сохранение и развитие этого бесценного «золотого фонда» внес Асан Рефатов, являющийся первым профессиональным композитором в Крыму.
Настоящее произведение искусства — это таинство, магия звука, цвета, слова, пластики и др. Способность испытывать эстетическое наслаждение, подняться на уровень создателя того или иного произведения искусства — большое счастье.
О силе воздействия крымскотатарской музыки на чуткого слушателя наиболее пронзительно и поэтично выразил в высокохудожественной форме в рассказе «Темир Аксак Хан» лауреат Нобелевской премии Иван Бунин.
Несмотря на многочисленные испытания, которые пришлось пережить крымскотатарскому народу: три депортации, «расстрел крымскотатарской культуры» в 1938 году, геноцид, когда было прервано развитие многих традиционных видов искусства, но музыка — народные песни сохранились. Новые песни рождались в самые сложные трагические периоды, выражая «историю души народа».
Чудом оставшиеся в живых в период депортации и вернувшиеся в начале 1990-х годов на свою историческую родину представители крымскотатарской культуры Ильяс Бахшиш, Эдем Налбандов, Сеит-Халил Османов, Аким Джемилев, Ремзие Баккал и другие внесли большой вклад в возрождение крымскотатарской музыки и культуры в начале 1990-х годов.
Фраза актера и художника Сеит-Халила Османова, сказанная еще в Таджикистане: «Когда мы вернемся в Крым, весь Крым будет петь и танцевать» в последнее время все чаще всплывает в памяти.
В настоящее время в Крыму существует около 400 профессиональных и самодеятельных коллективов, большое количество талантливых исполнителей инструменталистов.
Прошедший 2005 год был богат особыми радостными событиями в музыкальной культуре крымских татар и Крыма в целом. Появились молодые исполнители, такие как DJ Бе-бек, Али, Гузель, Зарема Падай, Эмилия Аблаева, Эльнара Кучук, джазовые певицы Ление Измайлова, Сусанна Джамалединова. Молодые исполнители на различных концертах — как в Крыму, так и в других городах Украины и за рубежом — представляют популярную музыкальную культуру крымских татар.
На невольно возникающие вопросы: «Есть ли стремление к развитию профессионального уровня у молодых исполнителей?», «Удается ли им привнести национальный колорит и характерные особенности крымскотатарской музыки в свое творчество?» исчерпывающий ответ должны дать музыковеды.
Культура каждого народа должна быть национальной по языку, по форме выражения и характеру образного мышления. Это очень важно осознать с самого начала вступающим на этот непростой путь созидания. И, конечно, это большая ответственность: говорить, что я представитель крымскотатарской поп-музыки, продолжатель музыкальных традиций своего народа. И при этом бездумно кривляться, «устраивать стриптиз», не имея вокальных способностей. Это слепое подражание самым худшим образцам американской, европейской и российской поп-индустрии.
Некогда музыка Крыма служила не только нравственному совершенствованию в обществе, но и духовному развитию. Она в течение многих веков звучала и радовала своих истинных ценителей. В 20-30 годы прошлого столетия, во дворе Ханского дворца-музея в городе Бахчисарае, известные представители крымскотатарской интеллигенции Асан Рефатов, Усеин Боданинский, Осман Акчокраклы, Меинов, художник Владимир Яновский и др. собирались и пели старинные народные песни.
Хорошим знаком прошедшего года стал концерт во дворе Ханского дворца-музея нового ансамбля крымскотатарской старинной музыки «Макъам», руководитель которого Джемиль Кариков приложил огромные усилия исследовательского характера для сбора материалов почти забытых инструментов, на которых когда-то здесь играли.