Главная - Татарская народная музыка - О татарской музыке



О татарской музыке

о татарской музыке

«Озын көй» (протяжный напев) — по широте тематических образов и глубине замысла, по богатству музыкального языка, а также по своей распространенности занимает самое видное место в музыкальной сокровищнице татарского народа. В протяжных песнях нашла свое отражение многовековая история народа. Нередко в народе протяжную песню называют «борынгы көй» — «древний напев».

От протяжных песен данного типа берут свое начало все так называемые «деревенские напевы», а также многие умеренно-протяжные напевы городского происхождения и современные лирические песенные мелодии: «Галиябану» (имя), «Ак каен» («Белая береза»), «Зөләйха» (имя); из современных — «Шөгер көе» (напев Шугуровского района), «Рәйхан» (имя), «Су буйлап» («По бережку») и многие другие.

В раздел «Кыска көйләр» (короткие напевы) входят все такмаки, плясовые наигрыши, современные частушки и большая группа коротких лирических песенных мелодий.

Содержанием коротких лирических песен являются многообразные бытовые и любовно-лирические мотивы, нередко претворенные в шуточной форме. В отличие от песен типа деревенских напевов большинство коротких песенных мелодий имеет закрепленные за ними тексты или неизменно повторяющиеся слова припева. Таковы «Сания-апа» («Тетя Сания»), «Җизнәкәй» («Зятек»), «Берсе алма, берсе хөрмә» («Одна — яблоко, другая — хурма»), «Әлләли — зилләли» (рифмованные созвучия без определенного смысла), а также многие такмаки, плясовые напевы и часть современных коротких хороводных песен. Лишь некоторые мелодии, одновременно являющиеся популярными инструментальными наигрышами, не имеют закрепленных за собой текстов и соединяются, обычно, с «кочующими» четверостишиями. Таковы, например, «Зариф» (мужское имя), «Алтын-көмеш» («Золото-серебро») и другие.

Значительная часть татарских народных мелодий относится к смешанному типу, объединяющему в себе элементы протяжных и скорых песен.

Импровизационность исполнения, присущая старинным протяжным напевам, в одинаковой мере свойственна протяжным запевам данной группы мелодий. Припевы более подвижны и построены по типу коротких скорых напевов. Таковы песенные мелодии — «Сибелә чәчәк» («Опадают цветы»), «Салкын чишмэ» («Холодный ручей»), «Кара урман» («Дремучий лес»).

Татарские народные песни по своей тематике и сюжету делятся в основном на два крупных жанра: эпический и лирический. К эпическому жанру принадлежат исторические песни и большинство баитов. Большая часть песен относится к лирическому жанру: любовные, бытовые, дружеские, сиротские, колыбельные шуточные и другие.

Некоторые жанры татарского народнопесенного творчества, бытовавшие в древние времена, с течением времени, под влиянием исторических условий, постепенно исчезали. К числу последних относятся обрядовые песни — самый древний вид народнопесенного творчества.

С принятием в X веке камско-волжскими булгарами ислама, идолопоклонничество быстро стало вытесняться распространявшейся мусульманской религией. Явления природы стали «терять» свою самостоятельность и оказались в «зависимости» от одного «всемогущего бога». Различные магические обряды были заменены религиозными молитвами. Однако некоторые обряды, связанные с трудовыми и бытовыми интересами крестьян, сохранились у татарского народа до позднейших времен. Лишь с проникновением элементов материалистического мировоззрения в сознание людей на основе их практической деятельности поклонение человека силам природы, упрашивание, заклинание этих сил постепенно стали терять былую значимость.

В татарском музыкально-поэтическом творчестве имеется раздел такмаков — коротких и скорых песен, речитативов и прибауток. Определенная направленность, самобытность, исполнительские особенности позволяют отнести их к отдельному разделу татарского народнопесенного творчества. Обычно такмаки в народе исполняются во время танцев, выполняя роль музыкально-словесного сопровождения. Это — веселые, жизнерадостные куплеты типа частушек, с задорным плясовым ритмом в музыке и четкой ударной рифмой в тексте.

Такмакам свойственны простота формы, доходчивость содержания, лаконичность выражений. По смыслу они близки к современным частушкам и хороводно-игровым песням.

Такмаки ранее существовали и вне музыки и служили не только народному веселью и отдыху, но были связаны и с трудовым процессом коллектива людей. В татарских деревнях такмаки исполнялись, например, при групповой обработке льна и конопли. Ровно пульсирующий ритм трудовых такмаков способствовал организации труда, вносил ритмическую точность в коллективное движение, подбодрял работающих. Такмак является наиболее ярким из дошедших до нас образцов татарского народного творчества, связанных непосредственно с трудовым процессом. Вообще же многие народные лирические песни, не являясь сами по себе трудовыми песнями, то есть не имеющими в работе ритмически-организующего значения, были непосредственными спутниками многих трудовых процессов во время посиделок, помочей и т. д.

В плясовых такмаках преобладает мелодическое начало, выполняющее функцию музыкального сопровождения танца. Текст их несложен и играет второстепенную роль по сравнению с мелодией. Он, в большинстве, приспосабливается к готовым мелодиям скорых танцевальных наигрышей, но, изредка, мелодия и текст создаются вместе.

Содержанием песенно-плясовых такмаков являются любовно-лирические и семейно-бытовые мотивы, которые претворены в них в шуточной, юмористической форме. Это явление роднит такмак с современной частушкой и хороводно-игровой песней. Позднее, появление частушек и хороводно-игровых песен в татарском песенном творчестве постепенно вытеснило традиционный такмак, который постепенно преобразовывался и окончательно слился с этим видом народного творчества и исполнения.

Самым популярным музыкальным жанром в народе в годы революции и гражданской войны была массовая песня. Она имела такие преимущества, как возможность одновременного исполнения большими группами людей, лаконичность и простота формы, способствующие быстрому запоминанию, актуальность содержания, выраженного сжато, и, наконец, связь поэзии и музыки в простой, понятной всем форме, удовлетворяющая в известной мере эстетические потребности самых широких масс исполнителей.

Величественные гимны революции и боевые песни русского пролетариата получили массовое распространение в те годы и у татарского народа. Переводились на татарский язык «Марсельеза» «Интернационал», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу!», «Вы жертвою пали» и другие. Иногда существовало несколько вариантов татарского текста, так как переводили не только профессионалы-переводчики, но и простые рабочие.

Потребность в новых песнях в послереволюционные годы была так велика, что многие популярные в народе мелодии стали широко использоваться для передачи актуальной тематики. Составлялись новые тексты к существующим мелодиям татарских народных песен. Такая практика несомненно была обусловлена быстрым развитием событий революционных лет и огромными изменениями, происшедшими в жизни страны и людей. Народ хотел выразить всеми возможными средствами свои чувства и переживания, свое отношение ко всем значительным событиям этих лет. Для этого он нередко пользовался фольклорным наследием прошлого. Приспособление новых текстов к старым мелодиям шло путем поэтического переосмысления, переделывания старых песен, отчего сами мелодии видоизменялись и звучали по-новому. Если даже мелодический рисунок оставался неизмененным, то при этом характер самой мелодии в соответствии с новым содержанием становился совершенно иным. Лирические мелодии старых песен насыщались .волевыми интонациями, чеканным маршевым ритмом. Так возникли в голы гражданской войны новые варианты татарских песен «Сандугач-күгәрчен» («Соловей-голубь»), «Ком бураны» («Песчаный буран»), которые ранее исполнялись с любовно-лирическим текстом.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Троица» готовит новый альбом

News image

Впервые за всю историю существования мировой звезды world-music белорусской группы «Троица» она выступила с сольным концертом в Витебске, где ее лид...

Пелагея погрузила зал в транс

News image

11 апреля в «Crocus City Hall» состоялся большой концерт группы «Пелагея» - презентация новой программы «Тропы», основанной на втором альбоме коллек...

Выступления:

News image

РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ КВАРТЕТ СКАЗ

«Русский концертный квартет «Сказ» является одним из самых ярких камерных музыкальных профессиональных коллективов, основоположником ансамблевого н...

News image

Русский оркестр Перезвоны

Русский оркестр «Перезвоны» основан в январе 2002г при Районном Доме Культуры г. Пушкина. Это молодёжный коллектив, который состоит из выпускников и...

Интервью:

Зуля Камалова: На меня оказали влияние и Аквариум, и Пу

News image

29 августа в Казани, в преддверии I международного фестиваля живой музыки «Сотворение мира», прошла пресс-конференция австралийской певицы с татарскими корнями Зули Камаловой.

Читать

Инструменты

Бубен

News image

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной.

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Авторизация



Новые альбомы:

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене.

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...

«Reelroadъ» - «Гуляю, гуляю»

News image

Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился.