Главная - Татарская народная музыка - О татарской музыке



О татарской музыке

о татарской музыке

«Озын көй» (протяжный напев) — по широте тематических образов и глубине замысла, по богатству музыкального языка, а также по своей распространенности занимает самое видное место в музыкальной сокровищнице татарского народа. В протяжных песнях нашла свое отражение многовековая история народа. Нередко в народе протяжную песню называют «борынгы көй» — «древний напев».

От протяжных песен данного типа берут свое начало все так называемые «деревенские напевы», а также многие умеренно-протяжные напевы городского происхождения и современные лирические песенные мелодии: «Галиябану» (имя), «Ак каен» («Белая береза»), «Зөләйха» (имя); из современных — «Шөгер көе» (напев Шугуровского района), «Рәйхан» (имя), «Су буйлап» («По бережку») и многие другие.

В раздел «Кыска көйләр» (короткие напевы) входят все такмаки, плясовые наигрыши, современные частушки и большая группа коротких лирических песенных мелодий.

Содержанием коротких лирических песен являются многообразные бытовые и любовно-лирические мотивы, нередко претворенные в шуточной форме. В отличие от песен типа деревенских напевов большинство коротких песенных мелодий имеет закрепленные за ними тексты или неизменно повторяющиеся слова припева. Таковы «Сания-апа» («Тетя Сания»), «Җизнәкәй» («Зятек»), «Берсе алма, берсе хөрмә» («Одна — яблоко, другая — хурма»), «Әлләли — зилләли» (рифмованные созвучия без определенного смысла), а также многие такмаки, плясовые напевы и часть современных коротких хороводных песен. Лишь некоторые мелодии, одновременно являющиеся популярными инструментальными наигрышами, не имеют закрепленных за собой текстов и соединяются, обычно, с «кочующими» четверостишиями. Таковы, например, «Зариф» (мужское имя), «Алтын-көмеш» («Золото-серебро») и другие.

Значительная часть татарских народных мелодий относится к смешанному типу, объединяющему в себе элементы протяжных и скорых песен.

Импровизационность исполнения, присущая старинным протяжным напевам, в одинаковой мере свойственна протяжным запевам данной группы мелодий. Припевы более подвижны и построены по типу коротких скорых напевов. Таковы песенные мелодии — «Сибелә чәчәк» («Опадают цветы»), «Салкын чишмэ» («Холодный ручей»), «Кара урман» («Дремучий лес»).

Татарские народные песни по своей тематике и сюжету делятся в основном на два крупных жанра: эпический и лирический. К эпическому жанру принадлежат исторические песни и большинство баитов. Большая часть песен относится к лирическому жанру: любовные, бытовые, дружеские, сиротские, колыбельные шуточные и другие.

Некоторые жанры татарского народнопесенного творчества, бытовавшие в древние времена, с течением времени, под влиянием исторических условий, постепенно исчезали. К числу последних относятся обрядовые песни — самый древний вид народнопесенного творчества.

С принятием в X веке камско-волжскими булгарами ислама, идолопоклонничество быстро стало вытесняться распространявшейся мусульманской религией. Явления природы стали «терять» свою самостоятельность и оказались в «зависимости» от одного «всемогущего бога». Различные магические обряды были заменены религиозными молитвами. Однако некоторые обряды, связанные с трудовыми и бытовыми интересами крестьян, сохранились у татарского народа до позднейших времен. Лишь с проникновением элементов материалистического мировоззрения в сознание людей на основе их практической деятельности поклонение человека силам природы, упрашивание, заклинание этих сил постепенно стали терять былую значимость.

В татарском музыкально-поэтическом творчестве имеется раздел такмаков — коротких и скорых песен, речитативов и прибауток. Определенная направленность, самобытность, исполнительские особенности позволяют отнести их к отдельному разделу татарского народнопесенного творчества. Обычно такмаки в народе исполняются во время танцев, выполняя роль музыкально-словесного сопровождения. Это — веселые, жизнерадостные куплеты типа частушек, с задорным плясовым ритмом в музыке и четкой ударной рифмой в тексте.

Такмакам свойственны простота формы, доходчивость содержания, лаконичность выражений. По смыслу они близки к современным частушкам и хороводно-игровым песням.

Такмаки ранее существовали и вне музыки и служили не только народному веселью и отдыху, но были связаны и с трудовым процессом коллектива людей. В татарских деревнях такмаки исполнялись, например, при групповой обработке льна и конопли. Ровно пульсирующий ритм трудовых такмаков способствовал организации труда, вносил ритмическую точность в коллективное движение, подбодрял работающих. Такмак является наиболее ярким из дошедших до нас образцов татарского народного творчества, связанных непосредственно с трудовым процессом. Вообще же многие народные лирические песни, не являясь сами по себе трудовыми песнями, то есть не имеющими в работе ритмически-организующего значения, были непосредственными спутниками многих трудовых процессов во время посиделок, помочей и т. д.

В плясовых такмаках преобладает мелодическое начало, выполняющее функцию музыкального сопровождения танца. Текст их несложен и играет второстепенную роль по сравнению с мелодией. Он, в большинстве, приспосабливается к готовым мелодиям скорых танцевальных наигрышей, но, изредка, мелодия и текст создаются вместе.

Содержанием песенно-плясовых такмаков являются любовно-лирические и семейно-бытовые мотивы, которые претворены в них в шуточной, юмористической форме. Это явление роднит такмак с современной частушкой и хороводно-игровой песней. Позднее, появление частушек и хороводно-игровых песен в татарском песенном творчестве постепенно вытеснило традиционный такмак, который постепенно преобразовывался и окончательно слился с этим видом народного творчества и исполнения.

Самым популярным музыкальным жанром в народе в годы революции и гражданской войны была массовая песня. Она имела такие преимущества, как возможность одновременного исполнения большими группами людей, лаконичность и простота формы, способствующие быстрому запоминанию, актуальность содержания, выраженного сжато, и, наконец, связь поэзии и музыки в простой, понятной всем форме, удовлетворяющая в известной мере эстетические потребности самых широких масс исполнителей.

Величественные гимны революции и боевые песни русского пролетариата получили массовое распространение в те годы и у татарского народа. Переводились на татарский язык «Марсельеза» «Интернационал», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу!», «Вы жертвою пали» и другие. Иногда существовало несколько вариантов татарского текста, так как переводили не только профессионалы-переводчики, но и простые рабочие.

Потребность в новых песнях в послереволюционные годы была так велика, что многие популярные в народе мелодии стали широко использоваться для передачи актуальной тематики. Составлялись новые тексты к существующим мелодиям татарских народных песен. Такая практика несомненно была обусловлена быстрым развитием событий революционных лет и огромными изменениями, происшедшими в жизни страны и людей. Народ хотел выразить всеми возможными средствами свои чувства и переживания, свое отношение ко всем значительным событиям этих лет. Для этого он нередко пользовался фольклорным наследием прошлого. Приспособление новых текстов к старым мелодиям шло путем поэтического переосмысления, переделывания старых песен, отчего сами мелодии видоизменялись и звучали по-новому. Если даже мелодический рисунок оставался неизмененным, то при этом характер самой мелодии в соответствии с новым содержанием становился совершенно иным. Лирические мелодии старых песен насыщались .волевыми интонациями, чеканным маршевым ритмом. Так возникли в голы гражданской войны новые варианты татарских песен «Сандугач-күгәрчен» («Соловей-голубь»), «Ком бураны» («Песчаный буран»), которые ранее исполнялись с любовно-лирическим текстом.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Надежда Кадышева заработала на скандале

News image

На своем концерте в Воронеже Надежда Кадышева призналась, что ей - восемнадцать. Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо» выступали в воронеж...

Пелагея представила новый альбом, который нельзя купить

News image

25 апреля 2009 года состоялся уже третий концерт группы «Пелагея» в столичном клубе «Б1-Maximum». В этот раз коллектив представлял свой новый, второ...

Выступления:

News image

Струнный оркестр русских народных инструментов Здравиц

Оркестр Здравица — единственный в России. Его уникальность заключается в необычном инструментальном составе. Он состоит из инструментов только иск...

News image

Программа «Солнцеворот»

Один из примеров деятельности ансамбля «Народный праздник»  - жизнь в соответствии с ритмами народного календаря воплотился в магнитоальбоме «Солнце...

Интервью:

Пелагея заполонила баню подарками поклонников

News image

Певица отвезла в загородный дом огромный коллаж от поклонников. 29 октября в воронежском ДК выступила певица Пелагея с одноименной группой. Музыканты исполнили песни, которые готовят к альбому «Т...

Читать

Инструменты

Бубен

News image

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри о...

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Авторизация



Новые альбомы:

Тандалай и Disen Gage сделали совместный проект

News image

3 февраля в 18-00 в Центральном Доме Художника состоится концерт Тандалай и группы Disen Gage. В первом отделении конц...

Надежда Бабкина: На фиг мне петь песни, написанные на потре

News image

На фестивале «Славянский базар» Надежда Бабкина порадовала не только своими сольными номерами, но и дуэтом с лауреатом...

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене. Свой стиль музыканты именуют ...

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...