Главная - Татарская народная музыка - О татарской музыке



О татарской музыке

о татарской музыке

«Озын көй» (протяжный напев) — по широте тематических образов и глубине замысла, по богатству музыкального языка, а также по своей распространенности занимает самое видное место в музыкальной сокровищнице татарского народа. В протяжных песнях нашла свое отражение многовековая история народа. Нередко в народе протяжную песню называют «борынгы көй» — «древний напев».

От протяжных песен данного типа берут свое начало все так называемые «деревенские напевы», а также многие умеренно-протяжные напевы городского происхождения и современные лирические песенные мелодии: «Галиябану» (имя), «Ак каен» («Белая береза»), «Зөләйха» (имя); из современных — «Шөгер көе» (напев Шугуровского района), «Рәйхан» (имя), «Су буйлап» («По бережку») и многие другие.

В раздел «Кыска көйләр» (короткие напевы) входят все такмаки, плясовые наигрыши, современные частушки и большая группа коротких лирических песенных мелодий.

Содержанием коротких лирических песен являются многообразные бытовые и любовно-лирические мотивы, нередко претворенные в шуточной форме. В отличие от песен типа деревенских напевов большинство коротких песенных мелодий имеет закрепленные за ними тексты или неизменно повторяющиеся слова припева. Таковы «Сания-апа» («Тетя Сания»), «Җизнәкәй» («Зятек»), «Берсе алма, берсе хөрмә» («Одна — яблоко, другая — хурма»), «Әлләли — зилләли» (рифмованные созвучия без определенного смысла), а также многие такмаки, плясовые напевы и часть современных коротких хороводных песен. Лишь некоторые мелодии, одновременно являющиеся популярными инструментальными наигрышами, не имеют закрепленных за собой текстов и соединяются, обычно, с «кочующими» четверостишиями. Таковы, например, «Зариф» (мужское имя), «Алтын-көмеш» («Золото-серебро») и другие.

Значительная часть татарских народных мелодий относится к смешанному типу, объединяющему в себе элементы протяжных и скорых песен.

Импровизационность исполнения, присущая старинным протяжным напевам, в одинаковой мере свойственна протяжным запевам данной группы мелодий. Припевы более подвижны и построены по типу коротких скорых напевов. Таковы песенные мелодии — «Сибелә чәчәк» («Опадают цветы»), «Салкын чишмэ» («Холодный ручей»), «Кара урман» («Дремучий лес»).

Татарские народные песни по своей тематике и сюжету делятся в основном на два крупных жанра: эпический и лирический. К эпическому жанру принадлежат исторические песни и большинство баитов. Большая часть песен относится к лирическому жанру: любовные, бытовые, дружеские, сиротские, колыбельные шуточные и другие.

Некоторые жанры татарского народнопесенного творчества, бытовавшие в древние времена, с течением времени, под влиянием исторических условий, постепенно исчезали. К числу последних относятся обрядовые песни — самый древний вид народнопесенного творчества.

С принятием в X веке камско-волжскими булгарами ислама, идолопоклонничество быстро стало вытесняться распространявшейся мусульманской религией. Явления природы стали «терять» свою самостоятельность и оказались в «зависимости» от одного «всемогущего бога». Различные магические обряды были заменены религиозными молитвами. Однако некоторые обряды, связанные с трудовыми и бытовыми интересами крестьян, сохранились у татарского народа до позднейших времен. Лишь с проникновением элементов материалистического мировоззрения в сознание людей на основе их практической деятельности поклонение человека силам природы, упрашивание, заклинание этих сил постепенно стали терять былую значимость.

В татарском музыкально-поэтическом творчестве имеется раздел такмаков — коротких и скорых песен, речитативов и прибауток. Определенная направленность, самобытность, исполнительские особенности позволяют отнести их к отдельному разделу татарского народнопесенного творчества. Обычно такмаки в народе исполняются во время танцев, выполняя роль музыкально-словесного сопровождения. Это — веселые, жизнерадостные куплеты типа частушек, с задорным плясовым ритмом в музыке и четкой ударной рифмой в тексте.

Такмакам свойственны простота формы, доходчивость содержания, лаконичность выражений. По смыслу они близки к современным частушкам и хороводно-игровым песням.

Такмаки ранее существовали и вне музыки и служили не только народному веселью и отдыху, но были связаны и с трудовым процессом коллектива людей. В татарских деревнях такмаки исполнялись, например, при групповой обработке льна и конопли. Ровно пульсирующий ритм трудовых такмаков способствовал организации труда, вносил ритмическую точность в коллективное движение, подбодрял работающих. Такмак является наиболее ярким из дошедших до нас образцов татарского народного творчества, связанных непосредственно с трудовым процессом. Вообще же многие народные лирические песни, не являясь сами по себе трудовыми песнями, то есть не имеющими в работе ритмически-организующего значения, были непосредственными спутниками многих трудовых процессов во время посиделок, помочей и т. д.

В плясовых такмаках преобладает мелодическое начало, выполняющее функцию музыкального сопровождения танца. Текст их несложен и играет второстепенную роль по сравнению с мелодией. Он, в большинстве, приспосабливается к готовым мелодиям скорых танцевальных наигрышей, но, изредка, мелодия и текст создаются вместе.

Содержанием песенно-плясовых такмаков являются любовно-лирические и семейно-бытовые мотивы, которые претворены в них в шуточной, юмористической форме. Это явление роднит такмак с современной частушкой и хороводно-игровой песней. Позднее, появление частушек и хороводно-игровых песен в татарском песенном творчестве постепенно вытеснило традиционный такмак, который постепенно преобразовывался и окончательно слился с этим видом народного творчества и исполнения.

Самым популярным музыкальным жанром в народе в годы революции и гражданской войны была массовая песня. Она имела такие преимущества, как возможность одновременного исполнения большими группами людей, лаконичность и простота формы, способствующие быстрому запоминанию, актуальность содержания, выраженного сжато, и, наконец, связь поэзии и музыки в простой, понятной всем форме, удовлетворяющая в известной мере эстетические потребности самых широких масс исполнителей.

Величественные гимны революции и боевые песни русского пролетариата получили массовое распространение в те годы и у татарского народа. Переводились на татарский язык «Марсельеза» «Интернационал», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу!», «Вы жертвою пали» и другие. Иногда существовало несколько вариантов татарского текста, так как переводили не только профессионалы-переводчики, но и простые рабочие.

Потребность в новых песнях в послереволюционные годы была так велика, что многие популярные в народе мелодии стали широко использоваться для передачи актуальной тематики. Составлялись новые тексты к существующим мелодиям татарских народных песен. Такая практика несомненно была обусловлена быстрым развитием событий революционных лет и огромными изменениями, происшедшими в жизни страны и людей. Народ хотел выразить всеми возможными средствами свои чувства и переживания, свое отношение ко всем значительным событиям этих лет. Для этого он нередко пользовался фольклорным наследием прошлого. Приспособление новых текстов к старым мелодиям шло путем поэтического переосмысления, переделывания старых песен, отчего сами мелодии видоизменялись и звучали по-новому. Если даже мелодический рисунок оставался неизмененным, то при этом характер самой мелодии в соответствии с новым содержанием становился совершенно иным. Лирические мелодии старых песен насыщались .волевыми интонациями, чеканным маршевым ритмом. Так возникли в голы гражданской войны новые варианты татарских песен «Сандугач-күгәрчен» («Соловей-голубь»), «Ком бураны» («Песчаный буран»), которые ранее исполнялись с любовно-лирическим текстом.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Калинов мост раскрыл Тайну древнего руна

News image

Акустический концерт группы «Калинов мост» состоялся 26 июня в ЦДХ. Дмитрий Ревякин объявил это выступление прощальным перед периодом летних отпуско...

Хелависа оказалась монархистом в душе

News image

21 марта в Зале ожидания царила по-настоящему волшебная атмосфера - в этот воскресный вечер Хелависа презентовала в Санкт-Петербурге свой сольный ...

Выступления:

News image

Северсталь

Молодежный русский оркестр Северсталь — один из ведущих коллективов Дворца металлургов и города, который в ноябре 2005 года отметил свой 50-летни...

News image

Русский оркестр Перезвоны

Русский оркестр «Перезвоны» основан в январе 2002г при Районном Доме Культуры г. Пушкина. Это молодёжный коллектив, который состоит из выпускников и...

Интервью:

Зуля Камалова: На меня оказали влияние и Аквариум, и Пу

News image

29 августа в Казани, в преддверии I международного фестиваля живой музыки «Сотворение мира», прошла пресс-конференция австралийской певицы с татарскими корнями Зули Камаловой. Вчера она уже успел...

Читать

Инструменты

Баян

News image

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название баян встречается в афишах и реклама...

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Авторизация



Новые альбомы:

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей. Вот первым владельцам мобильных т...

«Начало века» - «Этнограмма»

News image

Относительная популярность группы «Начало века» – очевидный симптом актуальности темы фолка для рок-аудитории. Волна, ...

«Тол Мириам» - «Песни черни»

News image

Среди прочих фолковых коллективов «Тол Мириам» выделяется пронзительностью интонаций. Сравнивать с «Мельницей» такую г...

«Пелагея» - «Тропы»

News image

Покряхтывания перегруженных процессорами нойзовых гитар, традиционная ритм-секция и прозрачный чистый вокал самой голо...