Жанры

жанры

Основополагающим пластом мол. Народ. Творчества явились древние трудовые песни, связанные с пастушеским бытом, с различными видами домашнего женского труда, песни земледельческого круга, семейные обрядовые – свадебные, похоронные причитания, лирические колыбельные песни, детские игровые песни считалки.

Трудовые песни исполнялись во время полевых работ – сенокоса, посева, уборки урожая, причем они нередко пелась без слов ( см.пример №1, стр.№10).

Цикл молдавских трудовых календарных песен, связан с зимними, весенними и летними земледельческими праздниками и обрядами. Эта категория помимо трудовой тематики, включает величальную, лирическую, шуточную.

Из древних календарных обрядов до наших дней сохранилось новогодние колядование, ставшее многовековой традицией поздравлять друзей односельчан с наступающим новым годов.  «Маланка» - новогодняя весёлая игра с пением, танцами и инструментальными наигрышами.( пример текста стр.11) «Маланка» пришла в Молдавию с Украины; напевы этой песни имеют украинский колорит.  (ПРИМ.№2).

Известны были в Молдавии летние заклинательные земледельческие обряды, исполнявшиеся во время засухи и сопровождавшиеся пением, -«Калоянул» и «Папаруда»

Цикл семейных обрядовых песен представлен в Молдавии свадебными плачами «Желя миресей» ( «Плач невесты), песнями свадебного пира, а также похоронные причитания «Бочете».

Молдавская свадебная игра «Нунтэ» - это развернутое театрализованное действо, центральное место в котором отведено свадебному пиру. Скорбные лирические песни плачи невесты относятся к первому разделу игры – прощанию с родительским домом ( прим.№3, стр.13) Во время застолья исполнялись шуточные песни (прим.№4,стр.13).

2Бочете» - похоронные причитания, которые исполнялись женщинами – родственниками умершего или наемными плакальщицами («бочитоаре»), обычно без инструментального сопровождения (прим.№5,стр.14).

Колыбельные песни («Кынтече де лягэн»), в большинстве своем исполнялись без текста. Для этого жанра характерен припев «нани, нани», что соответствует русскому «Баю, баюшки» (см.прим.№6,стр.14).

В пастушеском быту родилась молдавская «Дойна»- как песня и как инструментальный жанр.  Первоначально содержание «Дойны» сводилось к незатейливому рассказу пастуха о пропавшей овечке, долгих поисках и радости, когда её находит. Народное творчество постепенно насыщало излюбленный жанр новым содержанием. В немнаиболее полно раскрылся духовный мир молдаванина: есть дойныскорбные, элегические, героико-эпические, лирические. Мелодия дойны импровизационна, она развертывается неторопливо, богато украшена вспомогательными, проходящими звуками, каденционными пассажами.

Для дойны характарны контрастные сопоставления широкого распева – с речетативами, плавного движения -  со взлетами на большие интервалы, ровной метроритмики – с причудливыми ритмическими рисунками.

От медленной дойны исполнитель переходит к быстрому, контрастирующему ей танцу. (см.прим.№7.стр.16).

Молдавский героический эпос представлен балладами. Особое место занимают гайдуцкие баллады и песни Гайдучество явилось наиболее характерной формой народно-освободительного движения 16-18 веков(См..прим.№10, стр.19).

В лирических протяжных песнях часто  душевной состояние находит поэтический « параллелизм» в окружающей природе. Тоска, горе, страдание нередко ассоциируется в лирических песнях с образом горькой травы полыни, нежность, женственность – с образом ивы, одиночество – с образом кукушки.

Многие песни начинаются с традиционным обращением к листу зеленому или иного растения ( «Фрунзе верде», «Фоае верде») (См.прим. №13.стр.21)

Любовные жанровые песни чаще всего построены как диалог юноши и девушки. Им свойственна некоторая игривость, подвижность. Они имеют нередко трёхдольный метр, близки танцевальным жанрам (см.прим.№14. стр.22).

К бытовым песням молдавского народа принадлежат шуточные, юмористические, сатирические и примыкающие к ним застольные песни – Де масэ». Молдавский крестьянин наблюдателен, жизнерадостен, любит шутку и юмор, что определило создание многочисленных песен такого жанра. Для песен этой категории характерны подвижность, пунктирная и синкопированная ритмика, внутри куплетные припевы на слог: «ляй, ляй,ляй» и «трай, ляй,,ляй» и т.п.(см.прим.№18,стр.240)

Застольные песни столь же древние, как и возделывания виноградников. Начинаются они обычно словами восхваления вина: «Винишор, ну тремура» ( «Винцо, не дожи»), затем следует текст шуточного содержания(см.прим.№19,стр.25)

Мелодика, ладовая основа, ритмика.

Молдавская песня одноголосна. Звуковысотная кульминация в песнях находятся в первой половине песни, затем мелодия постепенно ниспадает плавным движением к своему завершению, нередко к минорной тонике. Протяжные лирические песни в основном имеют плавное волнообразное движение,  иногда прерываемое взлетом на широкий интервал  с возгласом «Оф»(«Ах»).

В основе народных мелодий лежат диатонические лады мажорного и минорного наклонения. Характерны лады обогащенные хроматические изменёнными ладами: дорийский лад с повышенной 4 или гармонический минор, фригийский минор и миксолидийский мажор.

Разнообразна и метроритмика, можно встретить пунктирный и синкопированный ритмы, контрастное сопоставление больших длительностей с мелкими, триоли, квартоли, квинтоли. Преобладают двух-, трех-, четырехдольные  размеры. Значительно реже наблюдаются переменные и смешанные размеры. Молдавские песни имеют куплетную форму, нередко с внутри куплетными припевами (на слог «ла-ла-ла-ла», «ляй-ляй-ляй»).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Чодураа Тумат дала первый сольный концерт

News image

Чодураа Тумат первой нарушила традиционный тувинский запрет на исполнение горлового пения женщинами, основав женский фольклорный коллектив «TyvaKyzy...

Пелагея погрузила зал в транс

News image

11 апреля в «Crocus City Hall» состоялся большой концерт группы «Пелагея» - презентация новой программы «Тропы», основанной на втором альбоме коллек...

Выступления:

News image

Северсталь

Молодежный русский оркестр Северсталь — один из ведущих коллективов Дворца металлургов и города, который в ноябре 2005 года отметил свой 50-летни...

News image

Государственный оркестр русских народных инструментов

Оркестр народных инструментов под управлением заслуженного артиста России Игоря Тонина, Комитета по культуре Ленинградской области. Основан в 1988 г...

Интервью:

Хелависа: Стало больше профессионализма, и страх ушел

News image

Солистка Мельницы Хелависа рассказала на Нашествии 2009 , что уже не боится петь после Алисы . - Сегодня вы сыграли старые хиты в более роковой аранжировке. С чем это связано? Вы меняете звуч...

Читать

Инструменты

Бубен

News image

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной.

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Авторизация



Новые альбомы:

«Reelroadъ» - «Гуляю, гуляю»

News image

Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился.

«Часть речи» - «Похороны Мух»

News image

Группа стала известна после не слишком удачного выступления на разогреве сольника «Мельницы» в Олимпийском. Но альбом ...

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...

«Календарь» - «Реки Богов»

News image

Группа «Календарь» - одно из самых ярких музыкальных проявлений того движения на сломе веков, которое парадоксальным о...

Купить шины bridgestone в калуге http://autoshina40.ru/.