Жанры

жанры

Основополагающим пластом мол. Народ. Творчества явились древние трудовые песни, связанные с пастушеским бытом, с различными видами домашнего женского труда, песни земледельческого круга, семейные обрядовые – свадебные, похоронные причитания, лирические колыбельные песни, детские игровые песни считалки.

Трудовые песни исполнялись во время полевых работ – сенокоса, посева, уборки урожая, причем они нередко пелась без слов ( см.пример №1, стр.№10).

Цикл молдавских трудовых календарных песен, связан с зимними, весенними и летними земледельческими праздниками и обрядами. Эта категория помимо трудовой тематики, включает величальную, лирическую, шуточную.

Из древних календарных обрядов до наших дней сохранилось новогодние колядование, ставшее многовековой традицией поздравлять друзей односельчан с наступающим новым годов.  «Маланка» - новогодняя весёлая игра с пением, танцами и инструментальными наигрышами.( пример текста стр.11) «Маланка» пришла в Молдавию с Украины; напевы этой песни имеют украинский колорит.  (ПРИМ.№2).

Известны были в Молдавии летние заклинательные земледельческие обряды, исполнявшиеся во время засухи и сопровождавшиеся пением, -«Калоянул» и «Папаруда»

Цикл семейных обрядовых песен представлен в Молдавии свадебными плачами «Желя миресей» ( «Плач невесты), песнями свадебного пира, а также похоронные причитания «Бочете».

Молдавская свадебная игра «Нунтэ» - это развернутое театрализованное действо, центральное место в котором отведено свадебному пиру. Скорбные лирические песни плачи невесты относятся к первому разделу игры – прощанию с родительским домом ( прим.№3, стр.13) Во время застолья исполнялись шуточные песни (прим.№4,стр.13).

2Бочете» - похоронные причитания, которые исполнялись женщинами – родственниками умершего или наемными плакальщицами («бочитоаре»), обычно без инструментального сопровождения (прим.№5,стр.14).

Колыбельные песни («Кынтече де лягэн»), в большинстве своем исполнялись без текста. Для этого жанра характерен припев «нани, нани», что соответствует русскому «Баю, баюшки» (см.прим.№6,стр.14).

В пастушеском быту родилась молдавская «Дойна»- как песня и как инструментальный жанр.  Первоначально содержание «Дойны» сводилось к незатейливому рассказу пастуха о пропавшей овечке, долгих поисках и радости, когда её находит. Народное творчество постепенно насыщало излюбленный жанр новым содержанием. В немнаиболее полно раскрылся духовный мир молдаванина: есть дойныскорбные, элегические, героико-эпические, лирические. Мелодия дойны импровизационна, она развертывается неторопливо, богато украшена вспомогательными, проходящими звуками, каденционными пассажами.

Для дойны характарны контрастные сопоставления широкого распева – с речетативами, плавного движения -  со взлетами на большие интервалы, ровной метроритмики – с причудливыми ритмическими рисунками.

От медленной дойны исполнитель переходит к быстрому, контрастирующему ей танцу. (см.прим.№7.стр.16).

Молдавский героический эпос представлен балладами. Особое место занимают гайдуцкие баллады и песни Гайдучество явилось наиболее характерной формой народно-освободительного движения 16-18 веков(См..прим.№10, стр.19).

В лирических протяжных песнях часто  душевной состояние находит поэтический « параллелизм» в окружающей природе. Тоска, горе, страдание нередко ассоциируется в лирических песнях с образом горькой травы полыни, нежность, женственность – с образом ивы, одиночество – с образом кукушки.

Многие песни начинаются с традиционным обращением к листу зеленому или иного растения ( «Фрунзе верде», «Фоае верде») (См.прим. №13.стр.21)

Любовные жанровые песни чаще всего построены как диалог юноши и девушки. Им свойственна некоторая игривость, подвижность. Они имеют нередко трёхдольный метр, близки танцевальным жанрам (см.прим.№14. стр.22).

К бытовым песням молдавского народа принадлежат шуточные, юмористические, сатирические и примыкающие к ним застольные песни – Де масэ». Молдавский крестьянин наблюдателен, жизнерадостен, любит шутку и юмор, что определило создание многочисленных песен такого жанра. Для песен этой категории характерны подвижность, пунктирная и синкопированная ритмика, внутри куплетные припевы на слог: «ляй, ляй,ляй» и «трай, ляй,,ляй» и т.п.(см.прим.№18,стр.240)

Застольные песни столь же древние, как и возделывания виноградников. Начинаются они обычно словами восхваления вина: «Винишор, ну тремура» ( «Винцо, не дожи»), затем следует текст шуточного содержания(см.прим.№19,стр.25)

Мелодика, ладовая основа, ритмика.

Молдавская песня одноголосна. Звуковысотная кульминация в песнях находятся в первой половине песни, затем мелодия постепенно ниспадает плавным движением к своему завершению, нередко к минорной тонике. Протяжные лирические песни в основном имеют плавное волнообразное движение,  иногда прерываемое взлетом на широкий интервал  с возгласом «Оф»(«Ах»).

В основе народных мелодий лежат диатонические лады мажорного и минорного наклонения. Характерны лады обогащенные хроматические изменёнными ладами: дорийский лад с повышенной 4 или гармонический минор, фригийский минор и миксолидийский мажор.

Разнообразна и метроритмика, можно встретить пунктирный и синкопированный ритмы, контрастное сопоставление больших длительностей с мелкими, триоли, квартоли, квинтоли. Преобладают двух-, трех-, четырехдольные  размеры. Значительно реже наблюдаются переменные и смешанные размеры. Молдавские песни имеют куплетную форму, нередко с внутри куплетными припевами (на слог «ла-ла-ла-ла», «ляй-ляй-ляй»).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Троица» готовит новый альбом

News image

Впервые за всю историю существования мировой звезды world-music белорусской группы «Троица» она выступила с сольным концертом в Витебске, где ее лид...

«Веданъ Колодъ» провел этно-фестиваль в честь своего 5-

News image

Красноярская этно-группа «Веданъ Колодъ» отметила 5-летие мини-фестивалем в КЦ «Дом» с участием краснодарских и московских музыкантов. - Даже не ...

Выступления:

News image

Государственный оркестр Гусляры России

Государственный оркестр «Гусляры России» – уникальный коллектив, состав которого не имеет аналогов в мире. В оркестре одновременно представлены ...

News image

Фольк-группа smoРОДИНА

Фольк-группа «smoРОДИНА» это альтернативный народный коллектив, который отражает глубинные корни русской фольклорной музыки, группа, которая смогла ...

Интервью:

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

News image

У русского рока есть три проблемы: отсутствие подачи, отсутствие продюсеров и отсутствие корней. Андрей Клюкин исчез из эфиров внезапно. Еще год назад он вел программу «Воздух» на «Нашем радио» –...

Читать

Инструменты

Балалайка

News image

Название балалайка , иногда встречающееся в форме балабайка - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, балаканью струн во в...

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Авторизация



Новые альбомы:

«Рада и Терновник» – «Живое»

News image

Этот DVD имеет подзаголовок «концертное видео 1993 – 2007». Подборка дает объективное представление о том, как выгляде...

Инна Желанная - «Кокон»

News image

Казалось бы, после распада «Альянса», после распада Farlanders, после старта довольно успешной сольной карьеры главной...

«Кызыл-Москва 2004». Освежаем воспоминания

News image

Только что отгремел фестиваль «Кызыл-Москва 2005», а у почитателей тувинского горлового пения появилась возможность по...

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам. Немногочисленные дорогие клубы, летние ...

Купить шины bridgestone в калуге http://autoshina40.ru/.