Жанры

жанры

Основополагающим пластом мол. Народ. Творчества явились древние трудовые песни, связанные с пастушеским бытом, с различными видами домашнего женского труда, песни земледельческого круга, семейные обрядовые – свадебные, похоронные причитания, лирические колыбельные песни, детские игровые песни считалки.

Трудовые песни исполнялись во время полевых работ – сенокоса, посева, уборки урожая, причем они нередко пелась без слов ( см.пример №1, стр.№10).

Цикл молдавских трудовых календарных песен, связан с зимними, весенними и летними земледельческими праздниками и обрядами. Эта категория помимо трудовой тематики, включает величальную, лирическую, шуточную.

Из древних календарных обрядов до наших дней сохранилось новогодние колядование, ставшее многовековой традицией поздравлять друзей односельчан с наступающим новым годов.  «Маланка» - новогодняя весёлая игра с пением, танцами и инструментальными наигрышами.( пример текста стр.11) «Маланка» пришла в Молдавию с Украины; напевы этой песни имеют украинский колорит.  (ПРИМ.№2).

Известны были в Молдавии летние заклинательные земледельческие обряды, исполнявшиеся во время засухи и сопровождавшиеся пением, -«Калоянул» и «Папаруда»

Цикл семейных обрядовых песен представлен в Молдавии свадебными плачами «Желя миресей» ( «Плач невесты), песнями свадебного пира, а также похоронные причитания «Бочете».

Молдавская свадебная игра «Нунтэ» - это развернутое театрализованное действо, центральное место в котором отведено свадебному пиру. Скорбные лирические песни плачи невесты относятся к первому разделу игры – прощанию с родительским домом ( прим.№3, стр.13) Во время застолья исполнялись шуточные песни (прим.№4,стр.13).

2Бочете» - похоронные причитания, которые исполнялись женщинами – родственниками умершего или наемными плакальщицами («бочитоаре»), обычно без инструментального сопровождения (прим.№5,стр.14).

Колыбельные песни («Кынтече де лягэн»), в большинстве своем исполнялись без текста. Для этого жанра характерен припев «нани, нани», что соответствует русскому «Баю, баюшки» (см.прим.№6,стр.14).

В пастушеском быту родилась молдавская «Дойна»- как песня и как инструментальный жанр.  Первоначально содержание «Дойны» сводилось к незатейливому рассказу пастуха о пропавшей овечке, долгих поисках и радости, когда её находит. Народное творчество постепенно насыщало излюбленный жанр новым содержанием. В немнаиболее полно раскрылся духовный мир молдаванина: есть дойныскорбные, элегические, героико-эпические, лирические. Мелодия дойны импровизационна, она развертывается неторопливо, богато украшена вспомогательными, проходящими звуками, каденционными пассажами.

Для дойны характарны контрастные сопоставления широкого распева – с речетативами, плавного движения -  со взлетами на большие интервалы, ровной метроритмики – с причудливыми ритмическими рисунками.

От медленной дойны исполнитель переходит к быстрому, контрастирующему ей танцу. (см.прим.№7.стр.16).

Молдавский героический эпос представлен балладами. Особое место занимают гайдуцкие баллады и песни Гайдучество явилось наиболее характерной формой народно-освободительного движения 16-18 веков(См..прим.№10, стр.19).

В лирических протяжных песнях часто  душевной состояние находит поэтический « параллелизм» в окружающей природе. Тоска, горе, страдание нередко ассоциируется в лирических песнях с образом горькой травы полыни, нежность, женственность – с образом ивы, одиночество – с образом кукушки.

Многие песни начинаются с традиционным обращением к листу зеленому или иного растения ( «Фрунзе верде», «Фоае верде») (См.прим. №13.стр.21)

Любовные жанровые песни чаще всего построены как диалог юноши и девушки. Им свойственна некоторая игривость, подвижность. Они имеют нередко трёхдольный метр, близки танцевальным жанрам (см.прим.№14. стр.22).

К бытовым песням молдавского народа принадлежат шуточные, юмористические, сатирические и примыкающие к ним застольные песни – Де масэ». Молдавский крестьянин наблюдателен, жизнерадостен, любит шутку и юмор, что определило создание многочисленных песен такого жанра. Для песен этой категории характерны подвижность, пунктирная и синкопированная ритмика, внутри куплетные припевы на слог: «ляй, ляй,ляй» и «трай, ляй,,ляй» и т.п.(см.прим.№18,стр.240)

Застольные песни столь же древние, как и возделывания виноградников. Начинаются они обычно словами восхваления вина: «Винишор, ну тремура» ( «Винцо, не дожи»), затем следует текст шуточного содержания(см.прим.№19,стр.25)

Мелодика, ладовая основа, ритмика.

Молдавская песня одноголосна. Звуковысотная кульминация в песнях находятся в первой половине песни, затем мелодия постепенно ниспадает плавным движением к своему завершению, нередко к минорной тонике. Протяжные лирические песни в основном имеют плавное волнообразное движение,  иногда прерываемое взлетом на широкий интервал  с возгласом «Оф»(«Ах»).

В основе народных мелодий лежат диатонические лады мажорного и минорного наклонения. Характерны лады обогащенные хроматические изменёнными ладами: дорийский лад с повышенной 4 или гармонический минор, фригийский минор и миксолидийский мажор.

Разнообразна и метроритмика, можно встретить пунктирный и синкопированный ритмы, контрастное сопоставление больших длительностей с мелкими, триоли, квартоли, квинтоли. Преобладают двух-, трех-, четырехдольные  размеры. Значительно реже наблюдаются переменные и смешанные размеры. Молдавские песни имеют куплетную форму, нередко с внутри куплетными припевами (на слог «ла-ла-ла-ла», «ляй-ляй-ляй»).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Надежда Кадышева заработала на скандале

News image

На своем концерте в Воронеже Надежда Кадышева призналась, что ей - восемнадцать.

Федоров и Старостин приобщили молодежь к традициям

News image

Поводом собрать вместе уникальные коллективы, в своем творчестве не лубочно, но по-честному и серьезно исследующие глубины русского фольклора, стал ...

Выступления:

News image

Колокола России

Ансамбль Колокола России под руководством лауреата международных конкурсов Галины Филимоновой. Был создан в 1992 году в Москве. Виртуозное влад...

News image

Музыкальный ансамбль русской песни «Братина»

Музыкальный ансамбль русской песни Братина - это только живая музыка, профессиональные русские музыканты, избравшие делом своей жизни сохранение и...

Интервью:

Нино Катамадзе: Я купила себе арфу!

News image

Чего только не увидишь нынче в Сочи, на Третьем Зимнем фестивале Юрия Башмета. Это уж экстрим начался, по-другому не скажешь.

Читать

Инструменты

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Авторизация



Новые альбомы:

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки».

«Медвежий угол» - «Степи среди»

News image

Казанская фолк-рок-группа «Медвежий угол» попала в поле зрения Дмитрия Ревякина еще в 1997 году, когда она играла вмес...

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...

Туана – «Четвертое измерение»

News image

Это третий по счету и первый «официальный» альбом певицы, скрывающейся под псевдонимом Туана, и поющей в стилистике po...