Нар. креольская музыка Мексики сохраняет ясно выраженные испан. корни в ладовой и метроритмич. структуре, традиц. поэтических формах. В ней до сих пор сохраняется немало песен и танц. форм, занесённых из Испании, - вильянсико, валона, карамба, сандунга, фанданго, сапатеадо и др. В то же время мекс. креольская музыка обладает своими, отличающимися от испанской специфич. характером и колоритом. Наиболее популярные песенно-танц. формы креольского фольклора - сон, уапанго, харабе. Сон - муз.-поэтико-хореографич. жанр, складывавшийся в 17-18 вв. По форме он представляет собой своеобразную вок.-танц. сюиту с инстр. сопровождением. Его неизменный эмоциональный тонус - энтузиазм, воодушевление, блеск. Общая муз. характеристика - мажорный лад, подвижный, зачастую очень стремит. темп и энергичный ритм, заключённый в пружинящие рамки переменного метра (наиболее употребит. комбинации - 6/8 + 3/4 и 2/4 + 3/4). Аккомпанируют сонам инстр. ансамбли марьячи. Уапанго также объединяет инстр. музыку, пение и танец и отличается от сона несколько иным сочетанием этих компонентов и иногда особой исполнит. манерой. Так, для уапанго сев. штатов характерно специфич. фальцетное пение, напоминающее тирольские и швейц. йодли. На побережье Кампече уапанго обыкновенно исполняют в сопровождении не инстр. ансамблей, а гитары, а в р-не Веракрус вместо гитары употребляют т.н. арпа гранде (арфа очень больших размеров). Харабе - также синтетич. жанр, сочетающий инстр. музыку, пение и танец. Как танец харабе генетически принадлежит к семейству старинных испан. парных танцев типа сарабанды или фанданго. Его содержание - любовная пантомима. Несмотря на страстный характер танца, исп. классич. харабе отличается грацией, изяществом и особой галантностью, свойственной вообще креольским танцам. Для харабе типичны мажорный лад, трёхдольный размер с подчёркиванием сильных долей и 8-тактовый период, состоящий из 4 равных фраз (двутактов). Тексты, используемые харабе (как и сонами и уапанго), бывают самого разнообразного содержания: любовная лирика, шутка, юмор, прибаутки, сатирич. и политич. мотивы