Грузинская музыка

грузинская музыка

Грузия – страна с поистине богатой, но, к сожалению, не всегда благополучной историей. Когда-то это государство называлось Колхидским царством, а чуть позже было переименовано в Иберию. С VI по Х века Грузия находилась под властью иранских Сасанидов, Византии и Арабского халифата. В XIII и XIV веках она подверглась нашествию монголо-татар.

В XVI веке на Грузию напали Иран и Турция. В ноябре 1917 года к власти пришли меньшевики, в 18-ом году в Грузию были введены немецкие, турецкие и английские войска, а в 1921 году в Грузии была установлена советская власть. Ровно 10 лет назад на территории Грузии происходил вооруженный конфликт, который нанес республике значительный ущерб. Да и в наши дни не все ладно в грузинском государстве. Но, несмотря ни на что, в культурном отношении Грузия – великая страна.

Удивительно, но первые сведения о вокальной и инструментальной народной грузинской музыке относятся к 8 веку до н.э. Наверное, все знают, что для грузинских народных песен характерно многоголосие. Однако не всем известно, что грузинский фольклор отличается самыми разнообразными диалектами: хевсурским, тушинским, пшавским, картлийским, мегрельским, гурийским, аджарским и многими другими. Но почти во всех этих диалектах широко распространена традиция мужского пения на три голоса – два солиста и хоровая басовая унисонная партия. Также как и в русском фольклоре, все грузинские песни можно условно разделить на трудовые, обрядовые, застольные и плясовые. А вот названия грузинских народных инструментов, скорее всего, покажутся русскому человеку не просто малознакомыми, а поистине экзотическими. Самые известные среди них это струнно-смычковый инструмент под названием чианури”, духовые инструменты соинари”, саламури” и ствири”, а также ударные таблаки”.

В период между XVII и XIX веками в Грузии начал формироваться городской музыкальный фольклор, который уже включал мелодически развитые вокальные произведения в инструментальном сопровождении с элементами импровизации (т.н. песни старого Тбилиси). Эта традиция сложилась в результате взаимодействия музыкально-поэтического творчества мгосани” (т.е. поэтов-певцов) и восточной ашугской традиции. Примерно в то же время появилось трехголосное пение в гитарном сопровождении – этакий синтез элементов грузинского хорового многоголосия и западноевропейской музыки XVIII-XIX века. Однако вернемся в далекое этническое прошлое.

В 337 году, после принятия христианства, в Грузии начала формироваться церковная музыка, испытавшая сильное влияние национального музыкального фольклора. И значительный вклад в развитие этого жанра внес не просто композитор, а монах Микел Модрекили – легендарный музыкальный деятель и поэт, живший в Х веке. Именно он в 988 году систематизировал и составил первый сборник грузинских духовных песнопений, тексты которых снабдил знаками специальной грузинской нотации. Среди других знаменитых жителей Грузии, которые не были музыкантами в прямом смысле слова, но отдали этому искусству большую часть своей жизни стоит назвать философа Иоанэ Петрици, жившего в XII веке, а также писателя и ученого Сулхана Саба Орбелиани, прославившего XVIII век.

В первой половине XIX столетия, после присоединения Грузии к России, стали устанавливаться постоянные связи с русской и западноевропейской музыкальной культурой. В 1851 году в Тбилиси был создан оперный театр, в котором, кстати, выступали не только грузинские, на даже итальянские и русские оперные труппы. В конце XIX века была создана школа Кавказского музыкального общества, в которой наибольший интерес проявлялся именно к национальной культуре и особенно к грузинским народным песням.

Сегодня в Грузии работают: грузинский театр оперы и балета, театр музыкальной комедии, государственный симфонический оркестр, консерватория и множество ансамблей народных песен и танцев. И пусть вам незнакомы такие имена как Вано Сараджишвили, Иа Каргаретели и Мелитон Баланчивадзе, зато все мы с детства знаем вкус грузинского чая и не совсем с детства, но все же вкус хорошего Грузинского вина.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Хелависа посвятила презентацию погибшим в Перми

News image

Презентация сольного альбома «Леопард в городе» вокалистки «Мельницы» Хелависы (Натальи О’Шей) прошла 7 декабря в Светлановском зале Московского меж...

Надежда Кадышева заработала на скандале

News image

На своем концерте в Воронеже Надежда Кадышева призналась, что ей - восемнадцать.

Выступления:

News image

Ансамбль «Казачья душа»

Ансамбль «Казачья душа» - один из самых популярных коллективов на Кубани.

News image

Государственный оркестр Гусляры России

Государственный оркестр «Гусляры России» – уникальный коллектив, состав которого не имеет аналогов в мире. В оркестре одновременно представлены ...

Интервью:

Пелагея: Мой принц ускакал на белом коне

News image

Пелагея – загадка шоу-бизнеса. Уже в 9 лет девочка из глубинки стала петь перед президентами нескольких стран. Начав с Ельцина, продолжила выступать перед Путиным и до сих пор поет для чиновников са...

Читать

Инструменты

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Авторизация



Новые альбомы:

«Календарь» - «Реки Богов»

News image

Группа «Календарь» - одно из самых ярких музыкальных проявлений того движения на сломе веков, которое парадоксальным о...

«Медвежий угол» - «Степи среди»

News image

Казанская фолк-рок-группа «Медвежий угол» попала в поле зрения Дмитрия Ревякина еще в 1997 году, когда она играла вмес...

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам.