Грузинская музыка

грузинская музыка

Грузия – страна с поистине богатой, но, к сожалению, не всегда благополучной историей. Когда-то это государство называлось Колхидским царством, а чуть позже было переименовано в Иберию. С VI по Х века Грузия находилась под властью иранских Сасанидов, Византии и Арабского халифата. В XIII и XIV веках она подверглась нашествию монголо-татар.

В XVI веке на Грузию напали Иран и Турция. В ноябре 1917 года к власти пришли меньшевики, в 18-ом году в Грузию были введены немецкие, турецкие и английские войска, а в 1921 году в Грузии была установлена советская власть. Ровно 10 лет назад на территории Грузии происходил вооруженный конфликт, который нанес республике значительный ущерб. Да и в наши дни не все ладно в грузинском государстве. Но, несмотря ни на что, в культурном отношении Грузия – великая страна.

Удивительно, но первые сведения о вокальной и инструментальной народной грузинской музыке относятся к 8 веку до н.э. Наверное, все знают, что для грузинских народных песен характерно многоголосие. Однако не всем известно, что грузинский фольклор отличается самыми разнообразными диалектами: хевсурским, тушинским, пшавским, картлийским, мегрельским, гурийским, аджарским и многими другими. Но почти во всех этих диалектах широко распространена традиция мужского пения на три голоса – два солиста и хоровая басовая унисонная партия. Также как и в русском фольклоре, все грузинские песни можно условно разделить на трудовые, обрядовые, застольные и плясовые. А вот названия грузинских народных инструментов, скорее всего, покажутся русскому человеку не просто малознакомыми, а поистине экзотическими. Самые известные среди них это струнно-смычковый инструмент под названием чианури”, духовые инструменты соинари”, саламури” и ствири”, а также ударные таблаки”.

В период между XVII и XIX веками в Грузии начал формироваться городской музыкальный фольклор, который уже включал мелодически развитые вокальные произведения в инструментальном сопровождении с элементами импровизации (т.н. песни старого Тбилиси). Эта традиция сложилась в результате взаимодействия музыкально-поэтического творчества мгосани” (т.е. поэтов-певцов) и восточной ашугской традиции. Примерно в то же время появилось трехголосное пение в гитарном сопровождении – этакий синтез элементов грузинского хорового многоголосия и западноевропейской музыки XVIII-XIX века. Однако вернемся в далекое этническое прошлое.

В 337 году, после принятия христианства, в Грузии начала формироваться церковная музыка, испытавшая сильное влияние национального музыкального фольклора. И значительный вклад в развитие этого жанра внес не просто композитор, а монах Микел Модрекили – легендарный музыкальный деятель и поэт, живший в Х веке. Именно он в 988 году систематизировал и составил первый сборник грузинских духовных песнопений, тексты которых снабдил знаками специальной грузинской нотации. Среди других знаменитых жителей Грузии, которые не были музыкантами в прямом смысле слова, но отдали этому искусству большую часть своей жизни стоит назвать философа Иоанэ Петрици, жившего в XII веке, а также писателя и ученого Сулхана Саба Орбелиани, прославившего XVIII век.

В первой половине XIX столетия, после присоединения Грузии к России, стали устанавливаться постоянные связи с русской и западноевропейской музыкальной культурой. В 1851 году в Тбилиси был создан оперный театр, в котором, кстати, выступали не только грузинские, на даже итальянские и русские оперные труппы. В конце XIX века была создана школа Кавказского музыкального общества, в которой наибольший интерес проявлялся именно к национальной культуре и особенно к грузинским народным песням.

Сегодня в Грузии работают: грузинский театр оперы и балета, театр музыкальной комедии, государственный симфонический оркестр, консерватория и множество ансамблей народных песен и танцев. И пусть вам незнакомы такие имена как Вано Сараджишвили, Иа Каргаретели и Мелитон Баланчивадзе, зато все мы с детства знаем вкус грузинского чая и не совсем с детства, но все же вкус хорошего Грузинского вина.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Отава ё» поразила президента Эстонии

News image

Фолк-группа «Отава ё» съездила в тур по Эстонии и Польше, с заездом в Калининград. Президент Эстонии решил сфотографироваться с необычными русскими ...

Инна Желанная готовит новый концертный альбом

News image

29 мая в Петербурге впервые была представлена электро-акустическая программа авторских песен Инны Желанной.

Выступления:

News image

Фольк-группа smoРОДИНА

Фольк-группа «smoРОДИНА» это альтернативный народный коллектив, который отражает глубинные корни русской фольклорной музыки, группа, которая смогла ...

News image

«Народный праздник»: заметки к биографии

Московский фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» в ряду преемников традиции выделяется как первооткрыватель новых путей освоения ф...

Интервью:

Пелагея: У нас с Наличем много общего

News image

К удивлению многих зрителей, 23-летняя певица Пелагея - частый участник многих рок-фестивалей, хоть и исполняет народные песни.  

Читать

Инструменты

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Авторизация



Новые альбомы:

Варвара – Выше Любви

News image

Варвара уже не первый год существует в нашем шоу-бизнесе в автономном режиме.

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны.

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...