Грузия – страна с поистине богатой, но, к сожалению, не всегда благополучной историей. Когда-то это государство называлось Колхидским царством, а чуть позже было переименовано в Иберию. С VI по Х века Грузия находилась под властью иранских Сасанидов, Византии и Арабского халифата. В XIII и XIV веках она подверглась нашествию монголо-татар.
В XVI веке на Грузию напали Иран и Турция. В ноябре 1917 года к власти пришли меньшевики, в 18-ом году в Грузию были введены немецкие, турецкие и английские войска, а в 1921 году в Грузии была установлена советская власть. Ровно 10 лет назад на территории Грузии происходил вооруженный конфликт, который нанес республике значительный ущерб. Да и в наши дни не все ладно в грузинском государстве. Но, несмотря ни на что, в культурном отношении Грузия – великая страна.
Удивительно, но первые сведения о вокальной и инструментальной народной грузинской музыке относятся к 8 веку до н.э. Наверное, все знают, что для грузинских народных песен характерно многоголосие. Однако не всем известно, что грузинский фольклор отличается самыми разнообразными диалектами: хевсурским, тушинским, пшавским, картлийским, мегрельским, гурийским, аджарским и многими другими. Но почти во всех этих диалектах широко распространена традиция мужского пения на три голоса – два солиста и хоровая басовая унисонная партия. Также как и в русском фольклоре, все грузинские песни можно условно разделить на трудовые, обрядовые, застольные и плясовые. А вот названия грузинских народных инструментов, скорее всего, покажутся русскому человеку не просто малознакомыми, а поистине экзотическими. Самые известные среди них это струнно-смычковый инструмент под названием чианури”, духовые инструменты соинари”, саламури” и ствири”, а также ударные таблаки”.
В период между XVII и XIX веками в Грузии начал формироваться городской музыкальный фольклор, который уже включал мелодически развитые вокальные произведения в инструментальном сопровождении с элементами импровизации (т.н. песни старого Тбилиси). Эта традиция сложилась в результате взаимодействия музыкально-поэтического творчества мгосани” (т.е. поэтов-певцов) и восточной ашугской традиции. Примерно в то же время появилось трехголосное пение в гитарном сопровождении – этакий синтез элементов грузинского хорового многоголосия и западноевропейской музыки XVIII-XIX века. Однако вернемся в далекое этническое прошлое.
В 337 году, после принятия христианства, в Грузии начала формироваться церковная музыка, испытавшая сильное влияние национального музыкального фольклора. И значительный вклад в развитие этого жанра внес не просто композитор, а монах Микел Модрекили – легендарный музыкальный деятель и поэт, живший в Х веке. Именно он в 988 году систематизировал и составил первый сборник грузинских духовных песнопений, тексты которых снабдил знаками специальной грузинской нотации. Среди других знаменитых жителей Грузии, которые не были музыкантами в прямом смысле слова, но отдали этому искусству большую часть своей жизни стоит назвать философа Иоанэ Петрици, жившего в XII веке, а также писателя и ученого Сулхана Саба Орбелиани, прославившего XVIII век.
В первой половине XIX столетия, после присоединения Грузии к России, стали устанавливаться постоянные связи с русской и западноевропейской музыкальной культурой. В 1851 году в Тбилиси был создан оперный театр, в котором, кстати, выступали не только грузинские, на даже итальянские и русские оперные труппы. В конце XIX века была создана школа Кавказского музыкального общества, в которой наибольший интерес проявлялся именно к национальной культуре и особенно к грузинским народным песням.
Сегодня в Грузии работают: грузинский театр оперы и балета, театр музыкальной комедии, государственный симфонический оркестр, консерватория и множество ансамблей народных песен и танцев. И пусть вам незнакомы такие имена как Вано Сараджишвили, Иа Каргаретели и Мелитон Баланчивадзе, зато все мы с детства знаем вкус грузинского чая и не совсем с детства, но все же вкус хорошего Грузинского вина.