Грузинская музыка

грузинская музыка

Грузия – страна с поистине богатой, но, к сожалению, не всегда благополучной историей. Когда-то это государство называлось Колхидским царством, а чуть позже было переименовано в Иберию. С VI по Х века Грузия находилась под властью иранских Сасанидов, Византии и Арабского халифата. В XIII и XIV веках она подверглась нашествию монголо-татар.

В XVI веке на Грузию напали Иран и Турция. В ноябре 1917 года к власти пришли меньшевики, в 18-ом году в Грузию были введены немецкие, турецкие и английские войска, а в 1921 году в Грузии была установлена советская власть. Ровно 10 лет назад на территории Грузии происходил вооруженный конфликт, который нанес республике значительный ущерб. Да и в наши дни не все ладно в грузинском государстве. Но, несмотря ни на что, в культурном отношении Грузия – великая страна.

Удивительно, но первые сведения о вокальной и инструментальной народной грузинской музыке относятся к 8 веку до н.э. Наверное, все знают, что для грузинских народных песен характерно многоголосие. Однако не всем известно, что грузинский фольклор отличается самыми разнообразными диалектами: хевсурским, тушинским, пшавским, картлийским, мегрельским, гурийским, аджарским и многими другими. Но почти во всех этих диалектах широко распространена традиция мужского пения на три голоса – два солиста и хоровая басовая унисонная партия. Также как и в русском фольклоре, все грузинские песни можно условно разделить на трудовые, обрядовые, застольные и плясовые. А вот названия грузинских народных инструментов, скорее всего, покажутся русскому человеку не просто малознакомыми, а поистине экзотическими. Самые известные среди них это струнно-смычковый инструмент под названием чианури”, духовые инструменты соинари”, саламури” и ствири”, а также ударные таблаки”.

В период между XVII и XIX веками в Грузии начал формироваться городской музыкальный фольклор, который уже включал мелодически развитые вокальные произведения в инструментальном сопровождении с элементами импровизации (т.н. песни старого Тбилиси). Эта традиция сложилась в результате взаимодействия музыкально-поэтического творчества мгосани” (т.е. поэтов-певцов) и восточной ашугской традиции. Примерно в то же время появилось трехголосное пение в гитарном сопровождении – этакий синтез элементов грузинского хорового многоголосия и западноевропейской музыки XVIII-XIX века. Однако вернемся в далекое этническое прошлое.

В 337 году, после принятия христианства, в Грузии начала формироваться церковная музыка, испытавшая сильное влияние национального музыкального фольклора. И значительный вклад в развитие этого жанра внес не просто композитор, а монах Микел Модрекили – легендарный музыкальный деятель и поэт, живший в Х веке. Именно он в 988 году систематизировал и составил первый сборник грузинских духовных песнопений, тексты которых снабдил знаками специальной грузинской нотации. Среди других знаменитых жителей Грузии, которые не были музыкантами в прямом смысле слова, но отдали этому искусству большую часть своей жизни стоит назвать философа Иоанэ Петрици, жившего в XII веке, а также писателя и ученого Сулхана Саба Орбелиани, прославившего XVIII век.

В первой половине XIX столетия, после присоединения Грузии к России, стали устанавливаться постоянные связи с русской и западноевропейской музыкальной культурой. В 1851 году в Тбилиси был создан оперный театр, в котором, кстати, выступали не только грузинские, на даже итальянские и русские оперные труппы. В конце XIX века была создана школа Кавказского музыкального общества, в которой наибольший интерес проявлялся именно к национальной культуре и особенно к грузинским народным песням.

Сегодня в Грузии работают: грузинский театр оперы и балета, театр музыкальной комедии, государственный симфонический оркестр, консерватория и множество ансамблей народных песен и танцев. И пусть вам незнакомы такие имена как Вано Сараджишвили, Иа Каргаретели и Мелитон Баланчивадзе, зато все мы с детства знаем вкус грузинского чая и не совсем с детства, но все же вкус хорошего Грузинского вина.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Отава ё» поразила президента Эстонии

News image

Фолк-группа «Отава ё» съездила в тур по Эстонии и Польше, с заездом в Калининград. Президент Эстонии решил сфотографироваться с необычными русскими ...

Пелагея представила новый альбом, который нельзя купить

News image

25 апреля 2009 года состоялся уже третий концерт группы «Пелагея» в столичном клубе «Б1-Maximum».

Выступления:

News image

Арт-Контраст

АРТ-Контраст - это творческий коллектив молодых профессиональных музыкантов, выпускников Санкт-Петербургской Консерватории, Лауреатов Международных...

News image

Ансамбль «Казачья душа»

Ансамбль «Казачья душа» - один из самых популярных коллективов на Кубани.

Интервью:

Пелагея: Хочу наконец-то встретить своего Принца!

News image

Обладательница почетного титула «принцессы русского фолка» и голоса в три с половиной октавы певица Пелагея вот уже несколько лет подряд объявляет датой своего первого в новом году сольника 7 января...

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Балалайка

News image

Название балалайка , иногда встречающееся в форме балабайка - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, балаканью струн во в...

Авторизация



Новые альбомы:

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам.

«Часть речи» - «Похороны Мух»

News image

Группа стала известна после не слишком удачного выступления на разогреве сольника «Мельницы» в Олимпийском. Но альбом ...

Старостин-Волков-Курашов – «Хождение по Лукам»

News image

Странная судьба случилась у этого релиза. Концерт в Великих Луках у знаменитого этно-джазового трио состоялся еще лето...

«Медвежий угол» - «Степи среди»

News image

Казанская фолк-рок-группа «Медвежий угол» попала в поле зрения Дмитрия Ревякина еще в 1997 году, когда она играла вмес...