Главная - Народная музыка разных стран - Мексиканская народная музыка


Мексиканская народная музыка

мексиканская народная музыка

Пожалуй сложно себе представить страну, в которой бы не имелось собственных музыкальных традиций. Мексика не исключение. Корни мексиканской музыки уходят в индейскую культуру. Например, в своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский историк и миссионер Хуан де Торкемада дает очень яркое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Сейчас можно сказать, что вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (в какой-то степени соответствующих черным клавишам современного фортепиано) и не знала полутонов. В число музыкальных инструментов ацтеков входили различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, которые благодаря этому были способны издавать звуки, похожие на те, что издает тромбон. А вот струнных инструментов индейцы не имели и не знали. После пришествия испанцев в страну индейцы познакомились и стали учиться диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных музыкальных инструментах. А вот креольская народная музыка Мексики отличается удивительным богатством и разнообразием. Наиболее популярным из всех мексиканского фольклора имеет корридо, что-то наподобие народной баллады. Этот песенный жанр развился на основе испанского романса 15-16 веков. Однако в Мексике он обрел новую, глубоко своеобразную тематику и стилистику. Основу его составляют четверостишия с точной рифмой и исполняется он под аккомпанемент гитары с повторением мелодических фраз каждого куплета. Каждая провинция Мексики имеет собственные характерные песенно-хореографические жанры. Ярким примером может служить живая сандунга из Теуантепека, подвижная и веселая чьяпанекас штата Чьяпас, испанская по духу ла льорона Оахаки, харана Юкатана, уапанго и бамба штата Веракрус, мичоаканский танец вьехитос (буквально переводится как старички - при его исполнении мальчики рядятся стариками), канакуас Урупана, сон Халиско, фольклорное действо под названием мавры и христиане , бытующее в долине Мехико. Помимо этого, повсеместно распространены в самых различных вариантах алабадос (величальные песни) и маньянитас (утренние серенады), рождественские посадас и песни, рожденные революцией, типа знаменитых Кукарача, Аделита и Валентина. Ну и конечно, нельзя не отметить песенно-танцевальный жанр харабе, один из вариантов которого - харабе тапатио, появившийся в штате Халиско, стал национальной эмблемой Мексики. Самый яркий момент этого танца - пляска женщины на полях мужского сомбреро. И по сей день в Мексике популярны самобытные народные инструменты. Инструментальные ансамбли марьячи полюбились всей стране и придают любому празднику непередаваемый национальный дух. Основа ансамбля - две скрипки, шестиструнная гитара, маленькая пятиструнная лютня, большая пятиструнная гитара (или ее еще называют гитаррон), к которым в последнее время иногда добавляют арфу, трубу и кларнет.
В некотрых областях страны сохранились индейские песни, танцы и обрядовые действа. Из последних наибольший интерес, пожалуй, вызывает довольно необычное фольклорное представление под названием воладор (буквально переводится как летатель ). Попав на это представление, Вы увидите захватывающее зрелище - четверо мужчин, привязанные веревками за ступни к верхушке 30-метрового столба, начинают раскручиваться в воздухе, постепенно опускаясь по спирали на землю. Звуком сопровождением к этому действу идет барабанная дробь и пронзительные звуки флейты чиримия. Ткже не менее интересны такие церемонии индейцев яки, как олений танец и лас пасколас .
важную роль в пропаганде мексиканского фольклора за рубежом сыграл уникальный фольклорный балет, который был создан в начале 1960-х годов. Этот коллектив удивительно гармонично сочетает стилизованные формы народного танца с аутентичной фольклорной музыкой. В 1920-е годы в мексиканской музыке прочно ассоциируются с именем композитора Карлоса Чавеса (1899-1978 гг.), который, задавшись целью обновить мексиканскую музыку и придать ей национальный характер, впервые стал использовать в своих сочинениях индейские темы, мелодии и музыкальные инструменты. Карлос Чавес был основателем и главным дирижером Национального симфонического оркестра, директором консерватории в Мехико (1928-1934 гг.). Гастролирую по всему миру, он получил международное призвание. Впоследствии его начинания были продолжены композиторами Мануэлем Мария Понсе (1882-1948 гг.) и Сильвестре Ревуэльтас (1899-1940 гг.) др.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Хелависа оказалась монархистом в душе

News image

21 марта в Зале ожидания царила по-настоящему волшебная атмосфера - в этот воскресный вечер Хелависа презентовала в Санкт-Петербурге свой сольный ...

Наушники monster beats

News image

Когда-то известный репер Доктор Дре сказал, что люди не слышат всей полноты музыки. Возможно, это и стало причиной создания легендарных наушников mons...

Выступления:

News image

«Шедевры русского многоголосия»

В программе: протяжные, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые песни и причитания разных областей России.

News image

Программа «Солнцеворот»

Один из примеров деятельности ансамбля «Народный праздник»  - жизнь в соответствии с ритмами народного календаря воплотился в магнитоальбоме «Солнце...

Интервью:

Надежда Бабкина (ч.2): Я хочу привлечь внимание к народ

News image

Продолжаем беседу с Надеждой Бабкиной, в которой этно-поп певица рассказывает о ее отношении к аутентичной этно-музыке.

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Авторизация



Новые альбомы:

«Календарь» - «Реки Богов»

News image

Группа «Календарь» - одно из самых ярких музыкальных проявлений того движения на сломе веков, которое парадоксальным о...

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...

Надежда Бабкина: На фиг мне петь песни, написанные на потре

News image

На фестивале «Славянский базар» Надежда Бабкина порадовала не только своими сольными номерами, но и дуэтом с лауреатом...

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки».