Пожалуй сложно себе представить страну, в которой бы не имелось собственных музыкальных традиций. Мексика не исключение. Корни мексиканской музыки уходят в индейскую культуру. Например, в своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский историк и миссионер Хуан де Торкемада дает очень яркое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Сейчас можно сказать, что вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (в какой-то степени соответствующих черным клавишам современного фортепиано) и не знала полутонов. В число музыкальных инструментов ацтеков входили различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, которые благодаря этому были способны издавать звуки, похожие на те, что издает тромбон. А вот струнных инструментов индейцы не имели и не знали. После пришествия испанцев в страну индейцы познакомились и стали учиться диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных музыкальных инструментах. А вот креольская народная музыка Мексики отличается удивительным богатством и разнообразием. Наиболее популярным из всех мексиканского фольклора имеет корридо, что-то наподобие народной баллады. Этот песенный жанр развился на основе испанского романса 15-16 веков. Однако в Мексике он обрел новую, глубоко своеобразную тематику и стилистику. Основу его составляют четверостишия с точной рифмой и исполняется он под аккомпанемент гитары с повторением мелодических фраз каждого куплета. Каждая провинция Мексики имеет собственные характерные песенно-хореографические жанры. Ярким примером может служить живая сандунга из Теуантепека, подвижная и веселая чьяпанекас штата Чьяпас, испанская по духу ла льорона Оахаки, харана Юкатана, уапанго и бамба штата Веракрус, мичоаканский танец вьехитос (буквально переводится как старички - при его исполнении мальчики рядятся стариками), канакуас Урупана, сон Халиско, фольклорное действо под названием мавры и христиане , бытующее в долине Мехико. Помимо этого, повсеместно распространены в самых различных вариантах алабадос (величальные песни) и маньянитас (утренние серенады), рождественские посадас и песни, рожденные революцией, типа знаменитых Кукарача, Аделита и Валентина. Ну и конечно, нельзя не отметить песенно-танцевальный жанр харабе, один из вариантов которого - харабе тапатио, появившийся в штате Халиско, стал национальной эмблемой Мексики. Самый яркий момент этого танца - пляска женщины на полях мужского сомбреро. И по сей день в Мексике популярны самобытные народные инструменты. Инструментальные ансамбли марьячи полюбились всей стране и придают любому празднику непередаваемый национальный дух. Основа ансамбля - две скрипки, шестиструнная гитара, маленькая пятиструнная лютня, большая пятиструнная гитара (или ее еще называют гитаррон), к которым в последнее время иногда добавляют арфу, трубу и кларнет.
В некотрых областях страны сохранились индейские песни, танцы и обрядовые действа. Из последних наибольший интерес, пожалуй, вызывает довольно необычное фольклорное представление под названием воладор (буквально переводится как летатель ). Попав на это представление, Вы увидите захватывающее зрелище - четверо мужчин, привязанные веревками за ступни к верхушке 30-метрового столба, начинают раскручиваться в воздухе, постепенно опускаясь по спирали на землю. Звуком сопровождением к этому действу идет барабанная дробь и пронзительные звуки флейты чиримия. Ткже не менее интересны такие церемонии индейцев яки, как олений танец и лас пасколас .
важную роль в пропаганде мексиканского фольклора за рубежом сыграл уникальный фольклорный балет, который был создан в начале 1960-х годов. Этот коллектив удивительно гармонично сочетает стилизованные формы народного танца с аутентичной фольклорной музыкой. В 1920-е годы в мексиканской музыке прочно ассоциируются с именем композитора Карлоса Чавеса (1899-1978 гг.), который, задавшись целью обновить мексиканскую музыку и придать ей национальный характер, впервые стал использовать в своих сочинениях индейские темы, мелодии и музыкальные инструменты. Карлос Чавес был основателем и главным дирижером Национального симфонического оркестра, директором консерватории в Мехико (1928-1934 гг.). Гастролирую по всему миру, он получил международное призвание. Впоследствии его начинания были продолжены композиторами Мануэлем Мария Понсе (1882-1948 гг.) и Сильвестре Ревуэльтас (1899-1940 гг.) др.