Совсем недавно я увидела на улице огромный рекламный щит со словами «Дорогой! Стихи — это скучно», противопоставлялся же искусству слова — телевизор. Как ни печально, приходится говорить о том, что поэзия сегодня не пользуется большой популярностью. Но это вовсе не значит, что оборвалась нить, связующая нас с Золотым и Серебряным веками, с народным творчеством. Подтверждение тому — новая жизнь, которую обретает поэзия через музыку.
Духовные стихи, взаимодействие в них устной и письменной традиций, светской и христианской культуры сегодня интересуют не только исследователей, но и музыкантов, певцов, которые своим исполнением открывают нам то, что трудно предположить, читая стихи глазами. По-особенному следует произносить такие слова, когда говоришь о певице, поэте, композиторе Елене Фроловой, потому что помимо народных песен, связанных с христианскими идеями и образами, в её творчестве присутствуют и другие жанры песнопения. Общее между всеми направлениями, кроме имени творца, одно — это связь с высокой поэзией. Более конкретного определения нет. Судите сами.
Песни Елены Фроловой называют традиционно-авторскими, связывают с именами таких исполнителей, как Окуджава, Вера Матвеева, Галич… Им можно дать такие определения, как «поэтическая», «литературная», «театральная» песня, наречь «словом, переживаемым в музыке» (тогда понятно, почему очень часто перед исполнением той или иной песни Фролова говорит, что сейчас прозвучит стихотворение того или иного поэта — не песня на стихи, а — стихотворение). Можно назвать её творчество плачем (Фролова только мечтает стать «старушкой-веселушкой»), светлой радостью сквозь слёзы (которые — баня души).
В этих песнях близость с русским романсом и с камерным исполнением ощутима, но не менее близки её песням мотивы этнической музыки — азиатской, арабской… Гитарные переборы, отточенные до сердечной рези, или гусельные плавные накаты, голос, иногда — разговорные интонации, иногда — восхождение до самой высокой ноты, крик, задыхание, ощущение полёта — Фролова одаривает всем этим просто так.