Балалаечник Алексей Архиповский – один из тех немногих музыкантов, которым удается сочетать работу в традиционном «народном» русле с разработкой собственного пути, часто куда более яркого и самобытного. Блестящие успехи именно вне традиционно-фольклорного поля, однако, не становятся для музыканта причиной отказа от традиции. Алексей, которого по праву можно назвать лучшим балалаечником страны (если даже не планеты), уделяет одинаковое внимание как работе в ведущих народных ансамблях России, так и собственным проектам, в которых его незаслуженно непопулярный инструмент раскрывается в полной мере и заставляет самую «неудобную» аудиторию аплодировать.
Уроженец Краснодарского края, Архиповский к окончанию музыкальной школы был обладателем ряда первых мест на краевых конкурсах. Продолжив образование в Москве, молодой музыкант по окончании училища им. Гнесиных поступил на работу в Смоленский русский народный оркестр, с 1988 года начал появляться на Центральном Телевидении, а в 1989 и 1992 записал с ним два первых альбома.
Аранжировки Алексея отличаются техникой и глубиной мысли: далекий от общепринятого стандарта «народника», Архиповский резко выделялся среди музыкантов-консерваторов. К середине 90-х он активно концертировал по России, в 1996 начал работать с Людмилой Зыкиной и Государственным Академическим русским народным ансамблем «Россия», часто выезжал за рубеж, давал сольные концерты на таких престижных культурных форумах, как «Expo-92» (Испания), Франкфуртская книжная ярмарка (Германия, 2004), фестиваль «Русские вечера» в Линкольн-Центре (США, 2004), выступал на голландском телевидении.
Сочетание интереса к традиционной народной музыке, виртуозной техники и современного мышления позволило Архиповскому стать одной из центральных фигур движения «Этносфера». Он дважды принимал участие в фестивалях «Этносфера. Русские сессии», разработал в сотрудничестве с Сергеем Филатовым новую программы для малого ансамбля и принял участие в ряде амбициозных проектов, среди которых стоит выделить выступления на Саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге и на саммите стран СНГ в Сочи в 2006.
«Этносфера. Русские сессии - 2005»: Интервью
...Хотелось бы сделать так, чтобы балалаечка зазвучала как инструмент, который передает содержание, рассказывает истории из жизни русских людей. Ведь она является одним из символов России. Причем ее состояние, ее существование в мире инструментов сегодня очень схоже с состоянием обычного русского человека.
Есть идея сделать музыкальный цикл песен для балалайки о состоянии человека в цивилизованном мире, где много стресса и суеты, о мечте человека остановиться, оказаться в тихом деревенском домике, зажечь огонь, смотреть на него и жалеть себя страшно, вспоминая об утраченном счастье детства.
«Этносфера» – замечательный проект, здесь удается встретиться, поговорить с дорогими сердцу людьми, я с радостью здесь участвую. Играть перед музыкантами более ответственно, более интересно.
Желаю «Этносфере» выйти за рамки сугубо специализированной аудитории, выйти к людям, к зрителю. Я думаю, что много найдется людей, желающих послушать это направление, этих музыкантов - думаю, это возможно.