Если бы существовала некая абстрактная «Нобелевская премия по русскому фольклору», то ее первым лауреатом, без сомнений, должен бы был стать Сергей Старостин. В творчестве этого известнейшего фольклориста, вокалиста и исполнителя на многочисленных этнических инструментах важны не только его безоговорочный авторитет в среде критиков, слушателей и специалистов, не только его проверенное масштабными зарубежными гастролями и специальными концертными проектами исполнительское мастерство, но и его неизменная гибкость, открытость внешним влияниям, постоянный поиск нового.
Старостин удивительным образом сочетает традиционный подход к изучению и исполнению русского фольклора (в его личной коллекции, собранной в этнографических экспедициях – несколько тысяч песен) и естественное для человека желание быть современным. В его собственных проектах аутентичный материал может соседствовать с электрическим басом, почти роковыми ударными (таковы, например, группа «Жили-были» или опыты сотрудничества с Инной Желанной); и наоборот, в куда более авангардных составах, подобных знаменитому «Moscow Art Trio» с участием Аркадия Шилклопера и Михаила Альперина, традиционный материал в исполнении Старостина вопреки всем канонам выглядит частью современной авангардной канвы.
Появление Сергея Старостина в движении «Этносфера» - шаг глубоко естественный. Его подход к российскому фолькору идеально соответствует идеологии движения, а его творческий путь служит лучшим доказательством того, что эта идеология не только верна, но и востребована: Старостин с неизменным успехом сотрудничал с абсолютно полярными стилистически проектами, среди которых арт-джазовое «ВолковТрио», традиционные русские хоры, многочисленные представители фолк-рока, этнические музыканты Азии, Европы, других континентов.
Я думаю, что хороша сама по себе идея Сергея Филатова объединить какие-то здоровые силы, которые так или иначе завязаны на корнях - на этнических, на фольклорных корнях. И вот эта идея получает свое воплощение в «Этносфере», в ее сессиях. Это замечательно.
Думаю, что мы стоим перед серьезным выбором, когда целое поколение, юное поколение, как бы отторгнуто от собственной культуры. Быть может, такие акции недостаточно сильны по воздействию (а чтобы они воздействовали, они должны покрывать миллионы зрителей и слушателей, и пока этого не происходит, но «вода камень точит», как говорят в народе), и эта инициатива Сергея, поддерживаемая другими музыкантами, постепенно растет, как снежный ком... и я очень надеюсь, что это поможет нам всем найти дорогу к своему собственному народу.
Задачей «Этносферы» мне видится реализация живых музыкальных проектов, которые у нас есть - по крайней мере, в ближайшем московском окружении. Хотелось бы видеть расширение пространства «Этносферы» за счет того, чтобы информация, накопленная за несколько лет существования фестиваля, обрела своего потребителя, чтобы она вышла на рынок, как конкурентоспособный продукт.
Вопрос, конечно, очень непростой, поскольку культурная политика пока вообще не позволяет этого делать, но надо все равно пытаться. Нужно ассоциироваться коллективам, которые живут какой-то одной идеей, работают в одном направлении - и, складывая наш потенциал, добиваться осуществления реальных зрительных фестивалей. Добиваться того, чтобы у нас была аудитория радийная, может быть, телевизионная, чтобы появился постоянный зал, где бы были представлены наиболее интересные проекты. Такое мое пожелание фестивалю.