Главная - О движении Этносфера и его участниках - В «Этносфере» взаимопонимания



В «Этносфере» взаимопонимания

в «этносфере» взаимопонимания


У Музыкального театра национального искусства под руководством Владимира Назарова много друзей. Это и зрители, которые приходят послушать музыку народов мира, и близкие по духу музыканты, которым иногда представляется возможность выступить на гостеприимной сцене театра на юго-западе Москвы. В субботу в театре Назарова состоялся очередной концерт «извне«»: «Новое дыхание традиций» — проект фестиваля современной русской музыки «Этносфера».

Определение «фестиваль» — условное. «Этносфера» — это движение композиторов и музыкантов, творчески связанных с этнической культурой народов России. Под общим названием они объединились в 2003 году. Их цель — попытка привлечь внимание к настоящей музыке и отвлечь от телевизионного суррогата. Как ни странно в наше время, для них первичен не заработок, а сохранение традиции в новых формах. «Пусть люди увидят, что у нас страна не только дураков и плохих дорог, — говорит соратник «Этносферы» Владимир Назаров. — Обидно включать телевизор и видеть, что из нас делают дебилов».

А еще обидно, что государство натуральное искусство не поощряет. Чему свидетельство — отсутствие у «Этносферы» финансовой поддержки. Ее оказал только Виктор Морозов, — генеральный продюсер фестиваля.

В этом году участники «Этносферы» впервые вместе показались публике. До этого музыканты скромно записывались в камерном зале и выпустили три диска, отыскать которые сумеет только самый настырный меломан. Музыканты, по словам директора театра Лидии Назаровой, «немного испугались» предложению устроить гала-концерт на столичной площадке. И зря.

В городе не висело ни одной афиши, а по радио и телевидению продолжали рекламировать новые релизы попсовиков. Но автобус, ехавший к театру, был полон будущих зрителей. По дороге знакомились, общались: «Наконец-то послушаем пар», — басил бородатый знаток. «А что это?» — интересовалась молодежь. «Инструмент такой. Дудка по-старому. Дли-и-инная. С отверстием только внизу», — гордо объяснял бородач.

У входа толпились те, кому не досталось билетов. Вошедшие спешили не в буфет, а в фойе: послушать колокольный звон на билах — больших металлических пластинах — и импровизации на дудках. Билеты скупила вся социальная палитра — от хмурых фээсбэшников с соответствующим значком на лацкане до пестрой молодежи и домовитых женщин с детьми. Послушать современную народную музыку захотели и Алексей Рыбников с Максимом Дунаевским.

Сергей Филатов, основоположник и художественный руководитель «Этносферы», играл на клавишных и даже плясал, несмотря на солидность и костюм. Владимир Назаров был ведущим и создавал уют. «Чувствуйте себя как дома! Начинаем с Богом!» — повторял он перед каждым отделением, а еще объяснял: «Думаете, русская музыка — фольклор для бабушек и дедушек? Ошибаетесь. Она может быть очень современной».

Все и началось современно — с почти русского джаза на рожке и народных напевов по-английски. Не отставали гитары и ударные. То грустно, то задорно запевали вокалист, духовик и играющий на той самой дудке-паре Сергей Старостин. С хулиганистым видом Андрей Котов напевал: «Тын-дырыдынь…», пока Старостин залихватски исполнял частушки.

Играя соло на своем саксофоне, плясала под него же Анна Королева (она-то и пела по-английски). Вместе с ней захотел заплясать кто-то из зрителей, но постеснялся. Потом успокоился, потому что ансамбль «Сирин» уже серьезно и сосредоточенно исполнял духовную музыку. Выступали кто в чем, но все без кушаков и кокошников. А Сергей Клевенский, играющий на этнических духовых, — и вовсе в бандане. Традиционные напевы в стиле «Уж ты, матушка» и особенно «Под окошечком Дуняша» обыгрывались в ритм-н-блюзовом стиле: одни солистки чинно распевали по-народному, другие джазово завывали.

А в последнем номере первого отделения неожиданно профессионально застучал по инструменту маленький перкуссионист Виталик Кись. В концерте участвовало все семейство Кись: гитарист Виталий Кись-старший и вокалистка Елена, актеры театра. Зал ликовал. Дунаевский довольно улыбался. А Дмитрий Маликов, недовольно наблюдавший за слушателями с балкона, почему-то решил уйти после первой же части…

Остальные остались и не пожалели. На электрогитаре и электроскрипке выдавал свои бойкие фантазии дуэт-оркестр «Белый острог». Играли как всегда — за пятерых.

Золотую балалайку России, Алексея Архиповского, отпускать не захотели даже после 15 минут импровизации, во время которой он превращал свой инструмент то в фортепиано, то в гитару, то в скрипку, играл на нем одной рукой блюз, рок-н-ролл и вариации на тему Паганини.

Точку над i поставил этно-фьюжн проект «Груня»: три женщины в русских народных костюмах пели под гитарные рифы, жесткие ударные и танцевали островные танцы — не то мальтийские, не то ямайские. Они остались на финальную песню про Пасху, чтобы исполнить ее вместе со всеми участниками концерта. Большинство пели, другие танцевали, люди хлопали и кричали «браво!», саксофонистка Анна Королева прыгала по сцене, периодически показывая рокерскую «козу».

В стороне улыбался Виктор Морозов: «Существует музыка настоящая, корневая. Она — как грибница, а наш фестиваль — это ее грибок. Существует система формата, которая пытается отодвинуть настоящую музыку от слушателей, а мы стараемся изменить ситуацию».

Меняют, как могут: показывают людям, что у нас тоже есть мастера мирового уровня. Многие из участников «Этносферы» — зрелые музыканты, работающие в джазе, рок-музыке и авангарде.

Но идея у всех одна — отвергать внедрение «народного» в попсовую конъюнктуру и надоевший коммерческий «матрешка-стайл». Итог и протест — этот концерт. Владимир Назаров уверен: «Мы доказали себе, зрителям и всей стране, что формат “от сердца к сердцу” жив и будет работать».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Ива Нова и Anatomie Bousculaire: Баба Яга и Fuck

News image

Чего не умеет питерская фолк-рок группа Ива Нова - так это выйти и просто спеть свои песни. Концерты этого женского коллектива всегда отличаются не ...

Хелависа аудиенцию дала, аудиенция закончена

News image

Группа «Мельница» давно уже живёт самостоятельной публичной жизнью, основанной на жёстких законах шоу-бизнеса. Само понятие стиля вынужденно прет...

Выступления:

News image

«Шедевры русского многоголосия»

В программе: протяжные, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые песни и причитания разных областей России. Женский фольклорный ансамбль «Наро...

News image

Оркестр русских народных инструментов Санкт-Петербургск

Народный коллектив России, Оркестр Русских Народных инструментов был создан при Санкт-Петербургском Государственном Университете в 1953 году Михаил...

Интервью:

Пелагея: Продюсерская история - это жесткая кабала

News image

«Вот это голос!» - Думается, Пелагея слышала эту фразу чуть реже, чем «привет». Или не слышала. Потому что чаще всего люди говорят это, прильнув к телевизору. Сначала в КВН, потом на разных концерта...

Читать

Инструменты

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Авторизация



Новые альбомы:

Le Turkus-Kai – «Sundown on Santorini»

News image

Под загадочным именем Le Turkus скрывается гитарист Иосиф Левитис, весьма примечательная фигура. Получив в Америке отм...

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей. Вот первым владельцам мобильных т...

«Календарь» - «Реки Богов»

News image

Группа «Календарь» - одно из самых ярких музыкальных проявлений того движения на сломе веков, которое парадоксальным о...

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...