Главная - О движении Этносфера и его участниках - В «Этносфере» взаимопонимания


В «Этносфере» взаимопонимания

в «этносфере» взаимопонимания


У Музыкального театра национального искусства под руководством Владимира Назарова много друзей. Это и зрители, которые приходят послушать музыку народов мира, и близкие по духу музыканты, которым иногда представляется возможность выступить на гостеприимной сцене театра на юго-западе Москвы. В субботу в театре Назарова состоялся очередной концерт «извне«»: «Новое дыхание традиций» — проект фестиваля современной русской музыки «Этносфера».

Определение «фестиваль» — условное. «Этносфера» — это движение композиторов и музыкантов, творчески связанных с этнической культурой народов России. Под общим названием они объединились в 2003 году. Их цель — попытка привлечь внимание к настоящей музыке и отвлечь от телевизионного суррогата. Как ни странно в наше время, для них первичен не заработок, а сохранение традиции в новых формах. «Пусть люди увидят, что у нас страна не только дураков и плохих дорог, — говорит соратник «Этносферы» Владимир Назаров. — Обидно включать телевизор и видеть, что из нас делают дебилов».

А еще обидно, что государство натуральное искусство не поощряет. Чему свидетельство — отсутствие у «Этносферы» финансовой поддержки. Ее оказал только Виктор Морозов, — генеральный продюсер фестиваля.

В этом году участники «Этносферы» впервые вместе показались публике. До этого музыканты скромно записывались в камерном зале и выпустили три диска, отыскать которые сумеет только самый настырный меломан. Музыканты, по словам директора театра Лидии Назаровой, «немного испугались» предложению устроить гала-концерт на столичной площадке. И зря.

В городе не висело ни одной афиши, а по радио и телевидению продолжали рекламировать новые релизы попсовиков. Но автобус, ехавший к театру, был полон будущих зрителей. По дороге знакомились, общались: «Наконец-то послушаем пар», — басил бородатый знаток. «А что это?» — интересовалась молодежь. «Инструмент такой. Дудка по-старому. Дли-и-инная. С отверстием только внизу», — гордо объяснял бородач.

У входа толпились те, кому не досталось билетов. Вошедшие спешили не в буфет, а в фойе: послушать колокольный звон на билах — больших металлических пластинах — и импровизации на дудках. Билеты скупила вся социальная палитра — от хмурых фээсбэшников с соответствующим значком на лацкане до пестрой молодежи и домовитых женщин с детьми. Послушать современную народную музыку захотели и Алексей Рыбников с Максимом Дунаевским.

Сергей Филатов, основоположник и художественный руководитель «Этносферы», играл на клавишных и даже плясал, несмотря на солидность и костюм. Владимир Назаров был ведущим и создавал уют. «Чувствуйте себя как дома! Начинаем с Богом!» — повторял он перед каждым отделением, а еще объяснял: «Думаете, русская музыка — фольклор для бабушек и дедушек? Ошибаетесь. Она может быть очень современной».

Все и началось современно — с почти русского джаза на рожке и народных напевов по-английски. Не отставали гитары и ударные. То грустно, то задорно запевали вокалист, духовик и играющий на той самой дудке-паре Сергей Старостин. С хулиганистым видом Андрей Котов напевал: «Тын-дырыдынь…», пока Старостин залихватски исполнял частушки.

Играя соло на своем саксофоне, плясала под него же Анна Королева (она-то и пела по-английски). Вместе с ней захотел заплясать кто-то из зрителей, но постеснялся. Потом успокоился, потому что ансамбль «Сирин» уже серьезно и сосредоточенно исполнял духовную музыку. Выступали кто в чем, но все без кушаков и кокошников. А Сергей Клевенский, играющий на этнических духовых, — и вовсе в бандане. Традиционные напевы в стиле «Уж ты, матушка» и особенно «Под окошечком Дуняша» обыгрывались в ритм-н-блюзовом стиле: одни солистки чинно распевали по-народному, другие джазово завывали.

А в последнем номере первого отделения неожиданно профессионально застучал по инструменту маленький перкуссионист Виталик Кись. В концерте участвовало все семейство Кись: гитарист Виталий Кись-старший и вокалистка Елена, актеры театра. Зал ликовал. Дунаевский довольно улыбался. А Дмитрий Маликов, недовольно наблюдавший за слушателями с балкона, почему-то решил уйти после первой же части…

Остальные остались и не пожалели. На электрогитаре и электроскрипке выдавал свои бойкие фантазии дуэт-оркестр «Белый острог». Играли как всегда — за пятерых.

Золотую балалайку России, Алексея Архиповского, отпускать не захотели даже после 15 минут импровизации, во время которой он превращал свой инструмент то в фортепиано, то в гитару, то в скрипку, играл на нем одной рукой блюз, рок-н-ролл и вариации на тему Паганини.

Точку над i поставил этно-фьюжн проект «Груня»: три женщины в русских народных костюмах пели под гитарные рифы, жесткие ударные и танцевали островные танцы — не то мальтийские, не то ямайские. Они остались на финальную песню про Пасху, чтобы исполнить ее вместе со всеми участниками концерта. Большинство пели, другие танцевали, люди хлопали и кричали «браво!», саксофонистка Анна Королева прыгала по сцене, периодически показывая рокерскую «козу».

В стороне улыбался Виктор Морозов: «Существует музыка настоящая, корневая. Она — как грибница, а наш фестиваль — это ее грибок. Существует система формата, которая пытается отодвинуть настоящую музыку от слушателей, а мы стараемся изменить ситуацию».

Меняют, как могут: показывают людям, что у нас тоже есть мастера мирового уровня. Многие из участников «Этносферы» — зрелые музыканты, работающие в джазе, рок-музыке и авангарде.

Но идея у всех одна — отвергать внедрение «народного» в попсовую конъюнктуру и надоевший коммерческий «матрешка-стайл». Итог и протест — этот концерт. Владимир Назаров уверен: «Мы доказали себе, зрителям и всей стране, что формат “от сердца к сердцу” жив и будет работать».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Праздник Ивана Купалы отметили сразу двумя этно-фестива

News image

С наступлением лета пришла пора опен-эйров под открытым небом. В минувшие выходные в Москве прошли сразу два этно-фестиваля – «Иван Купала» в ЦПКиО ...

«Троица» готовит новый альбом

News image

Впервые за всю историю существования мировой звезды world-music белорусской группы «Троица» она выступила с сольным концертом в Витебске, где ее лид...

Выступления:

News image

Русский оркестр Перезвоны

Русский оркестр «Перезвоны» основан в январе 2002г при Районном Доме Культуры г. Пушкина. Это молодёжный коллектив, который состоит из выпускников и...

News image

Оркестр русских народных инструментов Санкт-Петербургск

Народный коллектив России, Оркестр Русских Народных инструментов был создан при Санкт-Петербургском Государственном Университете в 1953 году Михаил...

Интервью:

Алексей Архиповский: Выступлением на «Евровидении» я не

News image

Виртуоз русской балалайки Алексей Архиповский рассказывает «Новостям шоу-бизнеса NEWSmusic.ru», почему он открывал «Евровидение» в Москве и как сама Людмила Зыкина дала ему квартиру.

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Авторизация



Новые альбомы:

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны.

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...

Надежда Бабкина: На фиг мне петь песни, написанные на потре

News image

На фестивале «Славянский базар» Надежда Бабкина порадовала не только своими сольными номерами, но и дуэтом с лауреатом...

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...