Группа «Календарь» - одно из самых ярких музыкальных проявлений того движения на сломе веков, которое парадоксальным образом объединило русские традиции, кельтские обычаи и отовсюду понадерганный мистицизм и магию.
CD. «Перекресток рекордз», 2010.
В литературе это проявилось в создании пухлых романов в жанре «русский фэнтези», в живописи – в написании многочисленных картины с бородатыми богатырями-старцами, а в музыке – россыпью кельтообразных групп. Многие из них легко соединяли в сет-листе ирландские джиги и русские частушки. А затем подоспела и идеологическая база для таких миксов.
«Реки Богов» - третий студийный альбом «Календаря», собравшего более чем впечатляющий состав. Тут и известная фольклорная подвижница Евгения (Лада) Черкасова, и лидер «Воинства Сидов» Юрий Андрейчук, и клавишник Антон Елкин (экс-«Наив»), и басист Никита Попов (экс-«Pep-See»), и идеолог «Разнотравия» Павел Давыдович. Да что там, в роли приглашенного гитариста в одной из песен выступил Сергей Калугин из «Оргии Праведников»!
Идеология и смысловое наполнение песен «Календаря» по-прежнему за Мариной «Велегрой» Грашиной – она автор музыки и слов ко всем песням альбома, за исключением русской народной песни «Орешенье». Фэнтези-рок «Календаря» стал включать в себя обилие многоголосий (трудами хормейстера Александра Салтыкова), акустический фолк-рок в качестве базиса, и обращения в песнях ко всем духам, какие только можно вспомнить. Подача песен не блещет разнообразием, но сыграно все крепко и вполне воссоздает тот искусственный мир из фолк-элементов разных стран Северной и Западной Европы. Разумеется, каждое второе слово в этих текстах пишется с Заглавной Буквы, для пущей многозначительности. Разумеется, героя песен волнуют проблемы космического, как минимум, масштаба:
Благословением богов я дом отстроил вновь,
Вошла под долгожданный кров та, что была – Любовь,
Вставал мой клан по воле сил, пылал огнем закат,
И в день затмения светил я повстречал – тебя.
В напечатанном виде это выглядит стопроцентной графоманией. Но под томы, бубенцы, скрипку, виолончель и прочие гитары эффективно создается атмосфера мистических телевизионных фэнтези-сериалов с неожиданными вкраплениями вокализов в духе русских и ирландских народных песен (даже тема из оперы Бородина «Князь Игорь» уместно вплетена). Искусственный фолк от «Календаря» синтезирует разные традиционные культуры, и выдает на-гора высокопарный многозначительный мессидж для ценителей жанра фэнтези.
Трек-лист «Календарь» - «Реки Богов»: |
|
1 |
Печаль |
2 |
Ой, далеко |
3 |
Река |
4 |
Орешенье |
5 |
Баллада |
6 |
Где-то далеко |
7 |
Самайн |
8 |
Идущий гранью миров |
9 |
Драконы |
10 |
Сокол |
Нельзя не упомянуть, что обилие многоголосия в треках играет против «Календаря» - несмотря на явные усилия Салтыкова, голоса упорно не сливаются, вокалисты соскальзывают со ступеней, отчего фальшь слышна едва ли не в каждом треке. И это студийная запись! В тех песнях, где хоровых фрагментов нет или они убраны с переднего плана, музыкальная ткань куда более профессиональна – инструменталисты вполне крепки, и вокалисты поодиночке поют чисто.
Альбом «Реки Богов» знаменует новую ступень в развитии «Календаря». Аранжировки стали куда разумнее, обращения к русскому фольклору более бережны, и индивидуальность посыла группы выкристаллизовалась в точные сильные формы. Однако музыканты по-прежнему адресуют свое творчество узкому слою поклонников жанра «фэнтази». Слабость это или сила – покажет время.