Главная - Японская народная музыка - Теоретические особенности



Теоретические особенности

теоретические особенности

Специфическая гармония

Гармония в японской музыке отсутствует в европейском понимании этого слова, поскольку ее структура основана на звукоряде, заимствованном из китайской музыки и состоящем из 7 тонов (шкалы рицу и рё в музыке гагаку) или из 5 тонов (в музыке для сямисэна или кото), а также может быть основана на трех опорных нотах (как в музыке театра Но). Поэтому в японской музыке нет ни мажора, ни минора, ни гармонических аккордов, как в диатонической структуре европейской музыки. Звукоряд японской музыки построен на отличных от европейского ряда интервалах, что лежит в основе ее характерного для восточной музыки звучания, которое может противоречить представлению европейского слушателя о гармонии.

Свободные размер и доля

В японской музыке может отсутствовать размер, доля, постоянно меняться ритм. Это происходит в народных песнях и музыке для сякухати, что трудно представить европейскому слушателю, поскольку в европейской музыкальной системе размер и доля четко определяются. То же самое можно сказать относительно темпа, который часто стремительно меняется в одном произведении.

Отсутствие нотной записи

Нотная запись по европейской системе появилась в Японии только с проникновением западной музыки в эпоху Мэйдзи, до этого нотной записи как таковой не существовало. Использовалась система, заимствованная из Китая из значков, линий и разноообразных фигур справа или слева от текста для обозначения струны, табулатуры, ритма, темпа и оттенков. При этом, поскольку, в отличие от европейской системы, обозначалась не конкретная нота, а струна или расположение пальцев на флейте, а ритм прописывался не полностью (задавался только ритмический рисунок), то, не зная мелодии заранее, сыграть по нотам было невозможно. Кроме того, значки и фигурки различались в зависимости не только от музыкального инструмента, но также от школы в рамках одного жанра. Поэтому исследование японской музыки по нотным записям имеет ограничения и предполагает подробные знания той или иной системы обозначений. Также многие песенные и сказовые произведения передавались от поколения к поколению на слух и не записывались, поэтому, к сожалению, значительная часть фольклорной музыки утеряна.

Умеренные оттенки

Большая часть японской музыки исполняется с умеренной силой звука (кроме танцев или некоторых произведений в рамках театральной музыки). Поэтому эффект достигается не за счет чередования forte и piano, а за счет тонкого регулирования звука одного оттенка, где имеют значение любые малейшие колебания.

Преобладание гомофонии

Большинство произведений японской музыки гомофонично, то есть аккомпанирующий инструмент сопровождает основную мелодию, но существует и полифония, где каждый инструмент ведет свою линию (например, в пьесах для кото и сямисэна) и гетерофония (отступление от основного напева), и даже какофония в музыке гагаку, когда все инструменты вступают один за другим со своей мелодической линией и не по правилам классического канона.

Особенности композиции

Композиция японских пьес строится по принципу дзё-ха-кю (музыка театра Но, гагаку) или ки-сё-тэн-кэцу (кумиута для кото, гагаку).

Дзё-ха-кю (序破急) означает «неторопливое вступление, умеренное развитие и стремительное заключение». Это кардинальным образом отличается от композиции европейских пьес, где кульминация наступает в средней части.

Ки-сё-тэн-кэцу (起承転結) означает «подъем, развитие, смена мелодии, заключение» и характерно для пьесы гагаку этэнраку. Эта форма произошла от композиции китайского стихотворения из четырех частей.

В композиции важным понятием является дан, то есть «часть» – основная единица японских пьес. Каждая пьеса делится на несколько данов, иногда состоит из одного. В зависимости от пьесы различается количество данов во вступительной, средней и заключительной частях пьесы, а в театре Бунраку, например, по количеству данов можно определить жанр пьесы: сэва-моно (бытовые пьесы) состоят из трех данов, а дзидай-моно (исторические пьесы о самураях) – из пяти.

Жанровое своеобразие

Среди особенностей жанра японской музыки необходимо выделить абсолютное преобладание вокальной музыки: она составляет 90% всех музыкальных произведений. Помимо знакомых для европейского слушателя песенных, инструментальных и танцевальных жанров, существует также песенно-сказовый жанр (дзёрури).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Калинов мост раскрыл Тайну древнего руна

News image

Акустический концерт группы «Калинов мост» состоялся 26 июня в ЦДХ. Дмитрий Ревякин объявил это выступление прощальным перед периодом летних отпуско...

Надежда Бабкина к Дню Победы подготовила целый фестивал

News image

23 апреля в Государственном академическом театре Российской Армии пройдет юбилейная программа Надежды Бабкиной «Песни России», посвященная 65-летию ...

Выступления:

News image

Национальный академический оркестр народных инструменто

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова — лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле

News image

Государственный академический русский концертный оркест

В России издавна существовали ансамбли народных инструментов – гусляров, гудошников, лирников. В 70-х годах прошлого века европейскую известность по...

Интервью:

Пелагея: Врачи снова разрешили мне петь!

News image

После благотворительного концерта «Рок против рака» Пелагея рассказала NEWSmusic о подготовке нового альбома. Наиболее яркое впечатление от фестиваля «Рок против рака» произвела именно Пелагея. Н...

Читать

Инструменты

Ложки

News image

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального ин...

Свирель

News image

Свирель - русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов сущ...

Авторизация



Новые альбомы:

«Календарь» - «Реки Богов»

News image

Группа «Календарь» - одно из самых ярких музыкальных проявлений того движения на сломе веков, которое парадоксальным о...

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом.

«Начало века» - «Этнограмма»

News image

Относительная популярность группы «Начало века» – очевидный симптом актуальности темы фолка для рок-аудитории.

Пелагея – «Тропы» (2CD)

News image

Декабрьский интернет-релиз получил впечатляющее физическое исполнение – шикарно изданный двойной альбом лучшего голоса...