Главная - Японская народная музыка - Эстетические характеристики


Эстетические характеристики

эстетические характеристики

Японская музыка приближена к звукам природы и часто передает дуновение ветра, шум дождя, течение реки. Это стремление слиться с природой, передать ее звуки в их истинном звучании без искажения отдаляют музыку от человеческой мысли, она не становится выражением идеи, где господствует воля композитора, а преклоняется перед природой и становится ее частью, растворяется в ней.

Сущность японской музыки, как и всей японской культуры, можно выразить через понятие ва-кэй-сэй-дзяку (和敬静寂), то есть четыре принципа: «гармония», «уважение», «чистота» и «тишина» или «простота».

Первые два принципа привнесены из эстетики китайской музыки, поэтому «гармония» подразумевается в рамках китайской музыкальной системы и звукоряда восточной музыки. Уважительное отношение к мастеру, инструменту, и конечно, к самой музыке является непременным элементом музыкальной культуры Китая и Японии.

Два последних понятия появились уже в Японии. В соответствии с принципом чистоты, японская музыка отбрасывает лишнее, ненужное и громоздкое и стремится выделить квинтэссенцию, максимально приближенную к природе. Дзяку – это тот же иероглиф саби – одно из наиболее характерных понятий для японской культуры, как и ваби – практически непереводимые понятия, характеризующие эстетическое восприятие красоты, присущее японскому менталитету. Ваби – невидимая красота простых форм, предпочтение неброских, приглушенных оттенков, непритязательность, саби – красота в естественности и в течении времени, которое неизбежно оставляет след, и именно он ценится в японской эстетической концепции.

Также здесь необходимо привести понятие югэн, связанное, в основном, с театром, но характерное для всей японской культуры. Оно означает невидимую, скрытую, глубинную красоту вещей и явлений.

В эпоху Эдо также появилось понятие ики (粋), обозначающее сочетание элегантности, моды, утонченности, привлекательности, что было связано со сменой культурных предпочтений в сторону более развлекательных видов искусства. Ики – это сочетание элегантности, моды, утонченности, привлекательности и чувственности.

Эти эстетические принципы, связанные с неочевидным понятием о красоте, предполагают усилия со стороны слушателя для ее восприятия, и это объясняет сложность японской музыки для понимания европейским слушателем, воспитанном на иных мировоззренческих идеалах.

Эстетическая составляющая японской музыки формировалась под влиянием религиозно-философских, социо-культурных и географических факторов.

Заимствование

Японская музыка представляет собой сочетание музыкальных традиций нескольких стран Азии. Попав в Японию, музыкальная культура иностранных государств изменялась под влиянием японских музыкантов, приобретала новые черты и превратилась в известную сейчас самобытную музыкальную традицию японской музыки.

Влияние религии

Сосуществование синтоизма и буддизма в Японии, а также конфуцианское учение оказали значительное влияние на формирование японской музыкальной культуры и ее идеологического содержания. Так, конфуцианские догматы обусловили иерархичность в рамках музыкальных школ, идеалы верности и морального долга наложили отпечаток как на содержание музыкальных произведений, так и на цель их создания.

Синтоистские ритуалы заложили основу для формирования церемониальной музыки, а также синтоизм привнес идею о музыке как о даре богов, как одну из основополагающих в философии японской музыки.

Влияние буддизма, помимо формирования самого жанра буддийских песнопений, проявилось в сюжетах сказового жанра, в идейном содержании театральных представлений (так, тема самоубийства влюбленных, одна из самых распространенных в японском театре, происходит из идей буддизма периода Камакура), в дисциплинарных и методических основах обучения музыке (здесь важную роль сыграл дзэн-буддизм).

Преемственность традиции и консервативность

Характерная отличительная черта японской музыкальной традиции заключается в ее чрезвычайной консервативности, что характерно и для других сфер японской культуры, например, для театра, традиции которого не изменяются со времен создания. Это основано на институте иэмото, в котором культурная традиция воспитывается в рамках семьи или школы и передается ученику от учителя без изменений. При такой системе совершенно невозможна ситуация, когда ученик талантливей учителя и становится известным в раннем возрасте. Ученик должен перенять от учителя основы традиционного искусства за длительный период времени и пройти все этапы обучения, прежде чем он сам будет иметь право заявить о себе. Строгая иерархия в рамках школы и аккуратное сохранение традиции обусловило развитие музыки Японии в консервативном ключе и позволило донести традицию до наших дней практически в неизменном виде.

Также характерно, что хотя в эпоху Мэйдзи были многочисленные попытки использовать элементы западной музыки в традиционной, слияния двух музыкальных традиций не произошло и они продолжают существовать параллельно по сей день.

Региональные различия

Японская музыка, особенно произведения фольклора, различается в зависимости от региона в рамках одного жанра. Так, противопоставляются музыкальные стили в районе Камигата (столица Киото и Осака) и в Эдо – культурном центре эпохи Токугава. Музыкальный стиль Камигата носил мягкий и умеренный характер, а в Эдо была распространена более яркая и живая музыка. В фольклоре происходит переплетение различных стилей и обмен между регионами: так, песня работников поля могла пройти путь с севера на юг страны и стать песней рыбаков. Хотя существуют песни только одного региона, народные песни в своем большинстве соединяют в себе черты из разных мест.

Соединение различных жанров

Для японской музыки характерно соединение различных жанров в одном произведении, хотя существуют только инструментальные произведения или вокальные без сопровождения (их мало). Самым ярким примером является театр Но, где сочетаются танец, вокальное и инструментальное исполнение.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Ива Нова и Anatomie Bousculaire: Баба Яга и Fuck

News image

Чего не умеет питерская фолк-рок группа Ива Нова - так это выйти и просто спеть свои песни.

Пелагея представила новый альбом, который нельзя купить

News image

25 апреля 2009 года состоялся уже третий концерт группы «Пелагея» в столичном клубе «Б1-Maximum».

Выступления:

News image

Скоморохи

Ансамбль Скоморохи - лауреат премии Ленинградского комсомола (1984), Дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), Дипл...

News image

Струнный оркестр русских народных инструментов Здравиц

Оркестр Здравица — единственный в России.

Интервью:

Нино Катамадзе: Я купила себе арфу!

News image

Чего только не увидишь нынче в Сочи, на Третьем Зимнем фестивале Юрия Башмета. Это уж экстрим начался, по-другому не скажешь.

Читать

Инструменты

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Авторизация



Новые альбомы:

Рада и Александр Марченко - «Колыбельная для кошки»

News image

Сольный альбом дивы психоделического фолк-рока Рады Анчевской записан с Александром Марченко, известным по ансамблю ин...

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...

«Olchey» - «Chants of Nature»

News image

Проект «Olchey» в альбоме «Chants of Nature» представляет тувинское горловое пение в современной обработке. Тувинская ...