Музыка для бива способствовала формированию одного из важнейших жанров японской традиционной музыки – песенного сказа. Для бива характерно чередование вокальной линии певца-рассказчика и музыкального сопровождения. Мелодическая линия музыки для бива может быть сказительной (дзи) или более напевной (фуси).
Сюжеты сказов, в основном, связаны с историческими сражениями и пронизаны самурайской моралью, поскольку музыке для бива покровительствовали воины.
Бива использовалась в древней Японии только как инструмент для гагаку, а в IX веке она стала аккомпанировать буддийские напевы, так появилась мосо-бива (бива слепых монахов). Впоследствии музыка мосо-бива переместилась на Кюсю и продолжает там существовать и сейчас, хотя и в очень небольших масштабах.
В начале периода Камакура появляется хэйкэ-бива: музыка для аккомпанемента «Повести о доме Тайра» – одного из наиболее масштабных литературных произведений XIII века.
В конце XVI века появляется новое направление в музыке для бива: сацума-бива под покровительством князя Сацума, чьи владения находились на юге Кюсю в нынешней префектуре Кагосима. Строение инструмента было несколько иным, чем у бива для гагаку, музыкальный стиль стал более ритмичным .
Следующим этапом в развитии музыки для бива стало появление в период Мэйдзи на северном Кюсю тикудзэн-бива (по названии провинции Тикудзэн, нынешняя Фукуока). Музыка для тикудзэн-бива более лиричная, яркая и мелодичная, чем музыка сацума-бива.
Сацума-бива и тикудзэн-бива были привезены в Токио и сформировали один из основных жанров японской традиционной музыки с различными школами и направлениями.