Индийская классическая музыка ныне имеет два ответвления. Хиндустани и Карнатик. Первая - северная традиция, на которую сильно повлияли культурные течения мусульман, так неоднократно и настойчиво осваивавших территорию Индии (видимо, казавшуюся им неосвоенной или освоенной ненадлежащим образм). И которая так хорошо была пропогандирована Рави Шанкаром на Западе в свое время. Вторая - южная, грубо говоря, дравидийская. Не сказать, чтобы у этих двух традиций (Хиндустани и Карнатик) не было совсем уж ничего общего. Но отличий, и именно в теории музыки - как рагах-мелодиях, так и тале-ритме - много. Инструменты, на которых традиционно исполняются оба направления, также разыне (как ударные, так и струнные). Есть отельные книги - дотошные сравнения этих двух направлений, это отдельная тема, так что посему, останавливаться пока на этом не буду. Хочу добавить только, что судя по сложившейся практике, мелодийно Хиндустани ложится на европейское ухо чаще гораздо легче, чем Карнатик. Да и слышно у нас на Западе Хиндустани в чистом виде и в виде всяких фьюжнов гораздо чаще, чем Карнатик. Но однако говорить я буду (и, надеюсь, долго) именно о последней!