Индийское учение об эмоциях нередко связывают с искусством через формы выражения раса . Это понятие индийской психологии, которая признает роль подсознательной и этнической памяти (инстинктов) и называет их васана и санскара . Эти силы образуют ядро личности и отвечают за основные мотивации человеческого поведения; это не только этническая память, но также и индивидуальная память обо всех бесчисленных перерождениях.
Слово раса обычно переводят словом чувство или вкус , однако более внимательный подход не дает возможности так легко объяснить это понятие. Часто используют выражение эстетическое переживание . Однако предпочтительно полностью избегать коннотаций, связанных с настроениями и чувствами и переводить это слово как эстезис . Это существенное различие, хотя и очень тонкое.
Хотя раса сама по себе - не есть возбужденное состояние мозга, эмоциональные аспекты поведения зависят от этого субстрата. Не так легко найти в западной психологической терминологии точные эквиваленты для названий этих различных факторов. Индийская традиционная психология настолько отличается от европейской, что такие сопоставления как правило оказываются нелепыми. Тем не менее, выражение понятий древней традиции на современном языке необходимо, так как помогает лучше их понять.
С точки зрения традиционной индийской психологии в основе эмоциональных реакций лежат следующие факторы:
Различие между стхай и санчари - в том, что первые являются более длительными и общими для всех индивидов, вторые - более мимолетны и определяются индивидуальными особенностями. Согласно общепринятым теориям, существует девять видов стхай и тридцать семь видов санчари.
Хотя раса практически идентична эмоциям, это в то же время и осознание эмоциональной ситуации в целом. Переживание раса абсолютно и может быть познано только путем эмпатии, т.е. путем вхождения в ощущение постоянного эмоционального лейтмотива. Нет такого объекта, который не мог бы вызвать раса в человеке. Поскольку раса в конечном счете - созерцательное состояние ума, считается, что существует девять [видов] эмоциональных состояний:
С древних времен делались попытки связать эти виды раса с музыкой. Бхарата11, например, предполагал, что каждая нота имеет определенный характер: са - героический, ре - гневный, ма - веселый, па - эротический и т.д.
В наше время считается, что раги связаны с определенным настроением. Мелодии группы кхамадж считаются эротическими, а мелодии с комбинациями ма - дха выражают грусть и усталость. Нет сомнения, что ноты и их комбинации на самом деле имеют отношение к настроению, поскольку чувство, возникающее при прослушивании гармоничных звуков, резко отличается от чувств, возбуждаемых дисгармоничными звуками. Высота ноты, мелодия, темп и многие другие факторы также оказывают свое влияние.
Проводились научные эксперименты, в ходе которых выяснилось, что мелодические фразы раг действительно способствуют возникновению у слушателей определенного настроения. Например:
Кафи - эмоционально насыщенный, влажный, прохладный, успокаивающий эффект, не вызывает беспокойства.
Мидхар Манд - приятный, веселый, освежающий эффект, не вызывает беспокойства, нет ощущения новизны.
Пурия Дханашри - душистый, многоцветный, глубокий, отягощающий, отражает стабильность, туманный, священный, нет жизненной силы.
Рагешри - насыщенный, успокаивающий, глубокий, утомляющий, темный, нет чувства новизны, жесткий, стабильный, спокойный.